Михаил Гробман: 4 выставки
Когда и где: c 12 декабря 2013 по 26 января 2014, Москва.Московский музей современного искусства (MMOMA) впервые представит в полном объеме творчество Михаила Гробмана (р. 1939), известного израильского художника, а до своей эмиграции в 1971 году – одного из главных представителей московского художественного и поэтического авангарда 1960-х годов. Выставка проходит в рамках празднования 65-летия провозглашения Независимости Израиля.
Проект "Гробман: 4 выставки" будет состоять из четырех отдельных экспозиций, каждая из которых займет один этаж в ММОМА на Ермолаевском переулке 17. Каждая из выставок расскажет зрителю историю, к которой нужен свой интеллектуальный ключ, введет в атмосферу, связанную с другим временем и местом; в совокупности же они образуют единую художественную и биографическую траекторию, персональный и идейный сюжет, который зрители смогут выстроить и осмыслить сами. Для московского зрителя знакомство с творчеством Гробмана представляет особенный интерес, так как его работы 1960-х годов позволяют заполнить существенный пробел в сегодняшних представлениях о раннем периоде истории московского авангарда. В то время Гробман был центром притяжения того особого круга художников, которых Илья Кабаков в своей "Апологии персонализма в искусстве 60-х годов" описал как стихийных экзистенциалистов.
Живопись и графика на первой их четырех выставок, "Москва, 1960-е" отражает весь спектр идей Гробмана московского периода и его путь от абстрактных и символических до прото-концептуальных работ. Гробман быстро пришел к выработке собственного языка, в котором прослеживается связь с западным модернизмом, а также с художественным наследием русского авангарда, иконописью и теоретическими работами Малевича и футуристов. "Московский период" длился всего десять лет, но это было важное для художника время выработки своей собственной философии и индивидуальных поэтических кодов, время образования среды единомышленников и друзей. В это время у него появилась необычная идея, в конечном счете ставшая одной из причин его отъезда – он предложил новую стратегию развития еврейского искусства. Гробман считал, что оно может встать в авангарде современного художественного процесса, но для этого оно должно возникнуть не на этнографически-бытовой основе, как у Шагала, а на основе еврейской философии, в которой есть глубокие абстрактные принципы. Главной философской темой Гробмана стала тема энергии творения, главным визуальным символом – Левиафан, мистическое чудовище еврейской традиции. В работах Гробмана этого времени ("Фарфоровый человек", "Крылатая чаша", "Левиафан") появляется целый мир форм и символов, связанных с его представлениями о принципах творения. В то же время, Гробман одним из первых стал вводить в свои произведения коллажные фрагменты, тексты, а также политические образы.
Вторая выставка "Левиафан" посвящена "новому еврейскому искусству" Гробмана и его попытке превратить свой подход в школу. В 1971 году, с намерением стать основателем нового еврейского искусства, Гробман переехал в Израиль, и поселился в Иерусалиме, где он реализовал свою идею с помощью созданной им группы и осуществил ряд перформансов и акций в пустыне в районе Мертвого моря и на улицах израильских городов. В этот же период художник сделал целый ряд острых концептуальных работ, среди которых есть произведения, сделанные в жанрах, который Гробман придумал сам. В экспозиции будут представлены фотографии действий в Иудейской пустыне, сделанные на месте, живопись, графика, трехмерные объекты и проекты неосуществленных акций и инсталляций.
Третья экспозиция "Картина = символ + концепт" состоит целиком из живописных работ 1980-90х годов. В это время Гробман заново переосмыслил свою философскую и эстетическую программу. От мифологии творения он перешел к исследованию его результата, очевидное несовершенство которого осмысляется им в саркастическом ключе. Художник предпочитает взгляд "снизу" на природу и человека; место мистического Левиафана в его картинах занял низколобый и длинноносый профиль "дурака", который представляет собой собирательный образ третьего лица, по-своему судящего о мироздании, природе, и социальном порядке. Прибытие в Израиль огромного количества людей из России сделало этот социальный фон особенно гетерогенным и комичным: мир сионизма, большой и малой политики Ближнего Востока заговорил суконным языком бывших жителей Советского Союза, которые надеялись обрети в Израиле свой рай – визуальным символом этого социального гибрида стала картина "Мавзолей Ленина в Тель-Авиве".
Заключительная выставка "Гробман: после искусства" словно задает вопрос, являются ли выставленные в этой четвертой части произведения искусством? Многое из того, что мы увидим здесь, в особенности работы последнего времени, в которых поражает неожиданное сочетание эротики и политики, мистики и злобного хохота, обсценности и серьезности - заставляет переформулировать этот вопрос по-другому: достойна ли, по мнению художника, сегодняшняя аудитория искусства и красоты, или для нее хватит прямого и грубого высказывания?
Работы, показанные на выставке, предоставлены Музеем Людвига в Кельне, Тель-Авивским Художественным Музеем, Государственным Русским Музеем, Государственной Третьяковской Галереей, Галереей Минотавр в Тель-Авиве и частными коллекционерами. Совместно с издательством "Новое Литературное Обозрение" к выставке будет выпущена книга. Также пройдет серия вечеров и лекций Михаила Гробмана и куратора Лели Кантор-Казовской, показ фильмов о Гробмане и "втором русском авангарде" в MMOMA и в Еврейском музее и центре толерантности.
О художнике: Михаил Гробман (1939, Москва) - художник и поэт. Участник Второго русского авангарда. Основатель группы "Левиафан" и издатель одно именной газеты. С 1993 г. Вместе с Ириной Врубель-Голубкиной издает журнал "Зеркало". Автор книг "Военные тетради" (Тель-Авив, 1992), "Левиафан" (НЛО, М., 2002), "В черной, черной стране" (Кармель, 2005), Последнее небо (НЛО, М., 2006), "Левиафан" (Кармель, 2009). Персональные выставки: Тель-Авивский художественный музей (1971), Художественный музей Бохума (Германия, 1988), Государственный Русский музей (СПб, 1999) и др. Жил в Москве, в Израиле с 1971 г. Живет в Тель-Авиве.
О кураторе: Лёля Кантор-Казовская (р. в Москве) - специалист в области истории европейского искусства и архитектуры, автор книги "Пиранези и античность" (Флоренция, 2006). В прошлом - научный сотрудник отдела Западной живописи ГМИИ им. Пушкина в Москве; в настоящее время преподает историю искусства в Иерусалимском университете. Одновременно занимается исследованием истории и художественных проблем Второго русского авангарда, со-куратор выставки "Второй авангард" в Париже (2007). Живет в Иерусалиме.
Дата проведения: 12 декабря, 2013 – 26 января, 2014
Адрес: Ермолаевский, 17