Рейтинг@Mail.ru
Авторизация
Логин:
Пароль: забыли пароль?




Евгений Рогов: «Выезжая на проверку клинических испытаний, ревизор всегда заранее убежден, что они сфальсифицированы»

Евгений Рогов: «Выезжая на проверку клинических испытаний, ревизор всегда заранее убежден, что они сфальсифицированы»

Система контроля за проведением клинических исследований — объект особого внимания Минздрава России и Росздравнадзора, так как затрагивает вопросы жизни и здоровья граждан. Согласно 61-му федеральному закону, цель клинических исследований — получение доказательств эффективности и безопасности лекарственного препарата, поэтому все усилия – как исследователей, так и контролирующих органов – должны быть направлены на достижение именно этого результата. С этой точки зрения, внешний мониторинг процесса является важной частью клинических исследований.

Начальник отдела контроля клинических исследований Росздравнадзора Евгений Рогов, выступая на III Международной конференции института Адама Смита "Клинические исследования в России", прошедшей в Москве 25-26 ноября, напомнил, что контроль и надзор над проведением клинических испытаний в России осуществляют два органа. В обязанности Минздрава России входит контроль клинические баз, выдача разрешений на их ввоз и вывоз, ведение электронных баз данных и мониторинг экспертных заключений по этике, которыми выдают две структуры — экспертный совет по этике и ФГУ.

В задачи Росздравнадзора входят мониторинг нежелательных явлений, формирование базы данных и проведение контрольных мероприятий. Проверки в соответствии с 294-м федеральным законом делятся на два типа — плановые и внеплановые. Время проведения плановых проверок — 20 рабочих дней, хотя, если требуется дополнительная экспертиза, проверка может быть продлена еще на 20 рабочих дней. О ее проведении субъект извещается за несколько дней, а в случае проверки у зарубежных коллег, они предупреждаются за два месяца. Никаких изменений в порядке проведения плановых проверок не произошло, сказал Рогов, однако в порядок прохождения внеплановых проверок внесены изменения. Как известно, для проведения таких проверок нужны определенные основания, такие как контроль исполнения собственных предписаний Росздравнадзора, указание президента или председателя правительства, поступление информации о возможном причинении вреда для здоровья гражданин. 1 июня этого года, сказал Евгений Рогов, в 61-й федеральный закон введено положение, согласно которому для проведения внеплановых проверок больше не требуется согласование с прокуратурой, то есть Росздравнадзор получил право выходить на проверку сразу после получения информации об опасности, и только потом, по факту, уведомлять силовые органы о ее начале. Кроме того, отменено положение, согласно которому ведомство обязано за 24 часа уведомить компанию о начале проверки. То есть теперь проверка начинается действительно внезапно.

К сожалению, идеология 294-го закона, отметил начальник отдела контроля клинических исследований Росздравнадзора, базируется на том, что все проверки должны быть скомпонованы вместе. В результате в определенный период организацию заполняют проверяющие, что вызывает трудности в работе как проверяющих органов, так и самой организации. График проверок публикуется на сайте Росздравнадзора в начале года, однако узнать, какое именно исследование будет проверяться, невозможно. Хотя по факту проверка будет заниматься именно исследованиями, юридически под мониторинг попадает не конкретная работа, а все учреждение. По состоянию на конец октября для проверки уже аккредитовано более 1000 учреждений здравоохранения, а за все время существования Росздравнадзора до начала этого года по стране было проведено 714 проверок.

Нарушения выявлены в 49% от всех проверок. При этом Евгений Рогов заметил, что эти данные приходятся не на общее число исследований, а именно на число проверок. Даже если мониторингу подверглись три-четыре клинических исследования и только в одном из них обнаружились нарушения, в базу Росздравнадзора заносится "нарушение, обнаруженное в ходе проверки". В реальности процент нарушений в общем количестве клинических исследований намного ниже.

Мониторинг, напомнил Рогов, осуществляется по 15 основным параметрам: от подписания протокола до публикации результатов. Проверка проходит согласно 294-му закону. Поскольку учреждение проверяется на примере конкретных клинических исследований, прежде всего проверке подвергаются регистрационные исследования. Обязательно досматривается материально-техническое оснащение, количество коек, число пациентов, определяющее возможность проводить исследования на этой базе. Далее проверяется учет препаратов и их целевое расходование, верификация данных и обязательное информированное согласие пациента на проведение испытаний, квалификация опыта исследователей, сообщения о нежелательных явлениях, мониторинг исследований со стороны спонсоров и обязательное медицинское сопровождение независимых этических комитетов

Среди выявленных нарушений более четверти занимают нарушения ведения протоколов, 6% — нарушения обращений с исследуемым препаратом, причем в половине случаев не соблюдается режим хранения. 35% — нарушение ведения документации и ее хранения. В структуре этических нарушений 54% замечаний приходится на отклонения от процедуры получения информированного согласия, 38% — на использование документов, не одобренных этическим комитетом.

При обнаружении нарушений Росздравнадзор размещает информацию об этом на сайте и выдает предписание с указанием сроков исправления. Если администрация учреждения не исправляет замечания в срок, следует обращение в Минздрав, после чего организация может быть исключена из реестра. Пока таких прецедентов не было, сказал Рогов, но возможность этого есть. Кроме того, 1 июля этого года Росздравнадзор получил право самостоятельно приостанавливать исследования до устранения нарушений, а в случае злостного невыполнения замечаний останавливать исследования. Правда, закон не конкретизирует, будут ли они остановлены вообще или только на данной клинической базе.

Отсутствие конкретики в этой части – не единственное белое пятно закона, сказал Рогов. Например, в статьях документа не закреплена административная ответственность за нарушение правил лабораторной и клинической практики, не оговорено обучение персонала и отсутствует градация нарушений. Законодатель предпринял попытку ввести эту градацию в 61-й закон, однако она и здесь недостаточно конкретизирована.

Вопрос правильного хранения документации, отметил Евгений Рогов, часто недооценивается исследователями, а между тем это важная составляющая работы, так как материалы по клиническим исследованиям могут быть запрошены через несколько лет после их окончания. В частности, при проверке соблюдения нормативов при взятии информированного согласия, как правило, обязательно запрашивается несколько уже законченных исследований, и в этом случае правильно архивированная документация может избавить медицинское учреждение от серьезных проблем, связанных с поиском необходимых документов. Вообще, чтобы пройти проверку без проблем, отметил Рогов, исследователь обязан задокументировать любое действие, и тогда он будет иметь возможность отчитаться в каждом шаге исследования. "Дело в том, — сказал Евгений Рогов, — что среди ревизоров действует "презумпция виновности". Приезжая с проверкой, надзорный орган определяет для себя, что исследования сфальсифицированы. И клинические документы должны доказать обратное. Такая концепция принята в Европе и США".

Для того чтобы спокойно пройти проверку, необходимо установить некоторые корпоративные стандарты соответствия, сказал представитель Росздравнадзора. В частности, сотрудникам медучреждения целесообразно раз в году проходить курсы GСP. Разумеется, для того чтобы медработник был заинтересован в прохождении таких курсов, его надо, во-первых, стимулировать на самообразование, а во-вторых, разнообразить ежегодные семинары, чтобы каждый раз специалист получал новые знания. Необходимо помогать локальным этическим комитетам, так как мониторинг исследований со стороны этих ведомств сильно повышает качество проделанной работы. Целесообразно создать систему локальной этической экспертизы, то есть установить правила для локальных комитетов, разработать стандартные процедуры для комитета, и хотя бы минимально ввести сборник стандартных операционных процедур для самих центров. Молодые исследователи, которые входят в работу, должны быстро адаптироваться в клинической практике, однако времени для их обучения, как правило, уже нет.

Олег Андреев, по материалам сайта РИА АМИ
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий
Коммментариев: (0)


Замена крыльчатки кондиционера

Подробнее, о ремонт водонагревателя electrolux в Екатеринбурге

Все о бизнесе и визах в Великобританию на UKBusiness.ru

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц