
«Роевой интеллект» технических систем
Современных людей повсюду окружает техника. Количество различных технических систем постоянно растет, а требования к их безопасности становятся все строже. Традиционно управление механизмами — в том числе автоматизированными системами — осуществлялось через единый центр. Принципиально иные решения применяются в более эффективных алгоритмах управления и автоматизации, в которых учитываются проблемы растущего масштаба технических систем и комплексные требования по обеспечению их устойчивости."Роевой интеллект" — это коллективное поведение различных объектов, каждый из которых выполняет ряд простых функций, взаимодействуя при этом с другими объектами. Подобно рою насекомых или стае птиц, информационные системы, разработанные на основе этого принципа, обеспечивают децентрализованное управление процессами с помощью самоорганизующейся коллективной работы всех ее элементов. В настоящем выпуске информационного бюллетеня представлены технологические тренды, связанные с применением "роевого интеллекта" в беспилотных автомобилях, электросетях с распределенными источниками энергии и роботах, выполняющих спасательные операции. Версия для печати:"Роевые" системы управления беспилотными автомобилями
Безопасные дороги, на которых не возникает "пробок", — значимый фактор качества жизни в мегаполисах. Прокладывать оптимальный путь, избегать ошибок при вождении или парковке водители могут уже сейчас благодаря таким решениям, которыми нередко оснащены современные автомобили, как бортовые компьютеры, системы навигации, сенсоры и камеры контроля "слепых" зон и препятствий на дороге. Для перехода к полному или частично беспилотному управлению мало совершенствовать устройства контроля движения на дорогах, необходимо создавать средства поддержки взаимодействия автомобилей между собой. Такими решениями, например, являются "роевые" системы.
Подключенный к системе "роевого интеллекта" автомобиль может автономно двигаться в потоке машин, "предвидя" преграды и повороты, а также обмениваться данными с другими транспортными средствами. Информация о локальной дорожной обстановке и предпочтительных маневрах других участников движения, поступающая с сенсоров и камер — своих и из соседних автомобилей, позволяет выбирать оптимальные маневры, минимизировать риски столкновения. По этому принципу можно наладить децентрализованную транспортную систему из самоорганизующихся беспилотных автомобилей.
Эффекты
Повышение безопасности дорожного движения, уменьшение количества аварий и человеческих жертв. |
Оценки рынка
$25?млрд |
Драйверы и барьеры
Развитие технологий распознавания образов, внедрение сенсоров и стандартов беспроводного взаимодействия между компьютерными устройствами. |
Международные публикации
|
Международные патентные заявки
|
Уровень развития технологии в России "Заделы" — наличие базовых знаний, компетенций, инфраструктуры, которые могут быть использованы для форсированного развития соответствующих направлений исследований. |
Интеллектуальное управление распределенных энергосистемах
На фоне растущего и динамично меняющегося спроса на электрическую энергию обостряется проблема ее оптимального распределения между потребителями. Наравне с традиционными ископаемыми энергоносителями все чаще используются возобновляемые источники. Технологии их применения становятся все более выгодными и удобными. Однако большинство таких источников не позволяют производить требуемый объем энергии постоянно: их эффективность зависит от сезона, времени суток, текущих погодных и природных условий. Чтобы в режиме реального времени сбалансировать спрос и предложение энергии, произведенной с использованием возобновляемых и невозобновляемых ресурсов, необходимы системы интеллектуального управления.
Методы "роевого интеллекта" позволяют оптимизировать распределение энергии: связать объекты энергосетей, использующих различные центры производства энергии (солнечные панели, ветровые установки, теплоэлектроцентрали и др.), с одной стороны, и центры потребления (здания, предприятия, электромобили и др.) — с другой. Новые интеллектуальные решения способны рассчитывать оптимальные способы и каналы передачи энергии между ее поставщиками и потребителями, прогнозировать спрос и предложение с учетом накопленных статистических данных.
Эффекты
Повышение безопасности и устойчивости инфраструктуры электросетей. |
Оценки рынка
$68?млрд |
Драйверы и барьеры
Ужесточение экологических норм в сфере энергетики. |
Международные публикации
|
Международные патентные заявки
|
Уровень развития технологии в России "Возможность альянсов": наличие отдельных конкурентоспособных коллективов, осуществляющих исследования на высоком уровне и способных "на равных" сотрудничать с мировыми лидерами. |
Сервисные роботы-спасатели
Природные бедствия (землетрясения, наводнения), крупные техногенные аварии несут с собой большие разрушения и забирают огромное число человеческих жизней. Реагировать на подобные ситуации нужно максимально быстро: чем скорее будут найдены пострадавшие, тем больше жизней появится шанс спасти. Проникать в самые сложные завалы, места крушений и возгораний, выдерживая при этом нечеловеческие нагрузки (высокие температуры, обводненность, отсутствие видимости и т.п.), могут роботы-спасатели.
В зависимости от типа и области выполнения поисково-спасательных работ могут применяться миниатюрные беспилотные летательные аппараты или роботы, похожие на крупных насекомых, червей или змей. Оснащенные "роевым интеллектом", камерами и сенсорами, сервисные роботы могут действовать сообща, охватывая всю местность катастрофы. Каждый из них действует по заданному алгоритму — с учетом поведения других роботов децентрализованной системы и поступающих от них данных. Спасателю – оператору такой системы достаточно лишь вводить отдельные команды, определяя область обнаружения.
Эффекты
Более быстрое обнаружение и спасение пострадавших в чрезвычайных ситуациях. |
Оценки рынка
$18,9?млрд |
Драйверы и барьеры
Развитие робототехники, беспилотных летательных аппаратов. |
Международные публикации
|
Международные патентные заявки
|
Уровень развития технологии в России "Паритет": уровень российских исследований не уступает мировому. |
Мониторинг глобальных технологических трендов проводится Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики ( issek.hse.ru ) в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
При подготовке трендлеттера использовались следующие источники: Прогноз научно-технологического развития РФ до 2030 года ( prognoz2030.hse.ru ), материалы научного журнала "Форсайт" ( foresight-journal.hse.ru ), данные Web of Science, WIPO, gartner.com, abiresearch.com, wantedanalytics.com, marketsandmarkets.com, researchandmarkets.com, juniperresearch.com, transparencymarketresearch.com, mckinsey.com, worldrobotics.org, washingtontimes.com, navigantresearch.com, machinedesign.com, luxresearchinc.com, ihs.com, eia.gov и др.
Более детальную информацию о результатах исследования можно получить в Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ: issek@hse.ru, +7 (495) 621-82-74.
Над выпуском работали:Павел Бахтин, Анна Соколова, Надежда Микова, Лилия Киселева, Елена Гутарук, Карина Назаретян, Ким Воронин.
© Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2015
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ