Былинные герои, взятые с целины
27 апреля далекого уже 1960 года премьеры картины "Поднятая целина" по одноименному роману Михаила Шолохова ждали без преувеличения миллионы. Мощнейшую, говоря современным языком, раскрутку еще не снятой даже ленте обеспечил сам мэтр советской литературы.
Первый том книги вышел в 1932 году. Прерванную войной работу над вторым томом Шолохов возобновил только в 1951-м. На то, чтобы закончить роман, у него ушло почти девять лет. Первые главы второго тома вышли в пяти выпусках журнала "Огонек" в 1954 году. "Литературная газета" и "Комсомольская правда" пристально отслеживали этапы писательской работы.
А "Правда", выходивший миллионными тиражами центральный орган советской печати, регулярно публиковала новые отрывки "Поднятой целины" вплоть до 1959 года.
Режиссер Александр Иванов в тогдашних реалиях просто не имел права на неудачу. И преуспел. Его трехсерийная экранизация по популярности и своему пропагандистскому эффекту практически сравнялась с легендарным "Чапаевым" братьев Васильевых.
Актеры Петр Чернов и Евгений Матвеев прекрасно воплотили на экране главных героев романа — председателя колхоза Семена Давыдова и секретаря хуторской ячейки коммунистической партии Макара Нагульнова. Петр Глебов и Игорь Дмитриев, сыгравшие антагонистов-белогвардейцев Полоцкого и Лятьевского, создали идеальный образ врага. Владимир Дорофеев превзошел самого же себя в роли главного комического персонажа второго плана — деда Щукаря (впервые эту же роль он сыграл в киноверсии первого тома "Поднятой целины", снятой в 1939 году Юлием Райзманом).
И все же главный в этой истории успеха лично и непосредственно Михаил Шолохов.
Дело даже не в широчайшей медиаподдержке (Джоан Роулинг с ее "Гарри Поттером" такой уровень и близко не снился). "Поднятую целину" критика привычно противопоставляет его же "Тихому Дону": лубок против эпоса, колхозный агитпроп против подлинной — высочайшего качества и художественных достоинств — драмы. Но герои "Поднятой целины" отнюдь не так плоски, как кажутся. И бывший матрос Давыдов, и неистовый революционер Нагульнов, и скоморошистый Щукарь — словно бы вырезаны каждый единым цельным куском из самого тугого чернозема. "Поднятая целина" по факту (любимое словцо Давыдова) — это сказочная былина с былинными же героями-богатырями, которые работают столь же неистово, как любят, и умирают так же яростно, как сражаются с классовым врагом.
В те далекие послевоенные годы эту сказку хотелось сделать былью. И остаться в ней жить. Навсегда.
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ