Амур широкий и свободный
Фото из открытых источников
Экологи: проект китайского строительства ГЭС на крупнейшей реке оставит Дальний Восток без выгоды и с "больной" природой
Амурский филиал Всемирного фонда дикой природы (WWF) России резко отрицательно высказался о проекте строительства ГЭС на Амуре. Напомним, что такое предложение поступило в Минвостокразвития весной этого года от китайской компании "Ханэрджи".
Ситуацию комментирует председатель Амурской природоохранной коалиции, заместитель директора Амурского фонда WWF России Петр Осипов, давший "Биробиджанской звезде" эксклюзивное интервью.
Это экономическая разведка?— Петр Евгеньевич, страсти вокруг задумки компании "Ханэрджи" строить ГЭС на Амуре сейчас несколько поутихли. Согласно многим публикациям, мнению экономистов и экологов, это предложение экономически невыгодно России, а в плане вреда природе так и вовсе опасно. Но все же, на взгляд эколога, чем бы это грозило великой реке?
— После длительных обсуждений данного вопроса в научной среде и общественностью, на заседании научно-технического совета Амурского бассейнового водного управления, а также обращения губернатора и правительства Хабаровского края в Министерство природных ресурсов России этот вопрос был исключен из рассмотрения окончательно. Сейчас можно рассуждать, а что это, собственно, было? Некая экономическая разведка, совпавшая с мировым кризисом, прощупывание почвы китайскими бизнесменами от энергетики – вдруг повезет заинтересовать российскую сторону?
— Может быть, это действительно лишь желание разово использовать выгодную для себя ситуацию? Как говорится: ничего личного — только бизнес.
— В историческом плане китайцы постоянно проявляли интерес не только к Хинганскому створу, но и к другим створам на основном русле Амура. В свое время была создана и готовилась к реализации совместная российско-китайская схема освоения гидропотенциала на Амуре. Это были времена дружбы с КНР. Тогда собирались возводить гидрологические мега-проекты и у нас, и в Китае. К счастью или к несчастью, но военный конфликт с КНР в 1969 году (вспомним остров Даманский на Амуре) разорвал эти отношения и соглашения реализованы не были.
Тем не менее все равно оценка гидропотенциала Амура в те годы была проведена. В ходе следующего витка взаимоотношений с Китаем этот вопрос снова стал подниматься. Был момент, когда провинция Хейлунцзян подписывала с ЕАО протоколы о намерениях по поводу строительства ГЭС в так называемых Хинганских щеках. Но тогда крайне негативное отношение общественности не позволило этому проекту развиться. Кроме ранних исследований и наработок в 60-70-х годах ХХ-го века более современного изучения проведено не было.
Сейчас это снова возникло именно в виде писем, которые были отправлены губернатору ЕАО, а также в Минвостокразвития, в которых выражался интерес китайской компании "Ханэрджи" к строительству ГЭС на Амуре.
Но лучше всё за это время, естественно, не стало.
Не режьте по-живому!— Экологам удалось доказать, что это потенциально очень вредные проекты, которые нельзя реализовывать. Перерезать Амур плотиной в том месте, в каком это предполагали сделать китайцы, это значит отрезать Нижний Амур от Верхнего и в итоге получить огромнейшие проблемы!
— Что это могут быть за проблемы?
— Например, с затоплением территорий и подтоплением населенных пунктов на берегах Амура, пусть и не так много населения живет на Дальнем Востоке. Там можно лишиться и потенциальных месторождений полезных ископаемых, и богатых лесов, которые бессмысленно уйдут под воду.
Но самое главное – это биоразнообразие водного бассейна Амура, которое может пострадать невосполнимо! Когда перерезается такая большая водная артерия, как Амур, разрезаются единые популяции рыбы, которые потом начинают жить локально, а значит, неполноценно.
Пример — река Зея, один из крупнейших притоков Амура. В ней регистрировали рыбу калугу достаточно высоко по течению и долго, популяция ее была стабильна. После строительства ГЭС выше плотины калуги просто не стало совсем. Эта крупная рыба исчезла, вымерла, потому что не могла дойти до нерестилищ. Ей просто стало негде жить!
То же самое может повториться и на Амуре. Неизвестно, как будет развиваться ситуация и с сохранением биоразнообразия пойм. По поймам также передвигаются, мигрируют многие виды животных, которые дают биологические связи практически вдоль всего Амура. Разрежем Амур — и как будут жить эти экосистемы? Совершенно непонятно. Но с абсолютной уверенностью можно сказать, что часть видов неизбежно, невосполнимо исчезнет.
— То есть силу и степень влияния плотины на Амуре мы даже не можем себе до конца представить, не то чтобы точно спрогнозировать и просчитать?
— Именно! Скажу больше – строительство ГЭС на Амуре вполне может повлиять даже на Охотское море, в которое впадает река! Японские ученые совместно с российскими в начале 2000-х годов проводили исследования одного явления. Суть его в том, что та миграция взвешенного и растворенного в воде железа, которая происходит из Амура в Охотское море — а известно, что наши дальневосточные воды очень железом насыщены, – серьезно влияет на состояние, состав и запасы планктона в Охотском море. Естественно, состояние планктона влияет на все популяции минтая, сельди, других морских видов, живущих в этом "приамурском" морском регионе.
И тут влияние человека становится глобальным. Как только мы перекрываем русло плотиной, неизбежно поменяется характеристика не только потока воды, но и твердых стоков, которые несут в себе в том числе и железо. Морскому биоразнообразию это грозит серьезными изменениями, обеднением популяций и даже исчезновением некоторых видов.
Все эти доводы Всемирный фонд дикой природы, коалиция "Реки без границ" и международные эксперты изложили в письме, которые направили в Минвостокразвития. Насколько я знаю, схожую позицию высказал и губернатор ЕАО.
"Чистой" энергии пока не получается— Можно сказать, что сейчас рациональность строительства ГЭС пересматривается не только у нас в стране, но и в мире?
— Отрицательных примеров результатов строительства и работы ГЭС очень много. А если подсчитать, экономической выгоды от этого становится довольно мало. Можно вспомнить многие зарегулированные реки России, которые были безвозвратно испорчены, повреждены еще во время советских масштабных строек. Тогда никто об экологическом ущербе и вреде для природы всерьез не задумывался. И не только у нас.
Катастрофически повреждена Волга, которая зарегулирована ГЭС и каскадами сейчас настолько, что фактически сама уже не течет. Аналогичная проблема сейчас возникла на Ангаре.
— А как обстоит дело за рубежом?
— Мировой опыт показывает, что далеко не все плотинные ГЭС работают, как планировалось, с ожидаемой отдачей. Ситуация с водностью в реках, где есть ГЭС, меняется очень значительно. Знаменитая в США плотина Гувера, построенная в нижнем течении реки Колорадо, уже ряд лет не работает на полную мощность – воды просто нет! Можно отследить спад уровня воды в плотинных водохранилищах по выбеленным скальным береговым отметкам. Вода в огромных количествах испаряется там с поверхности водохранилищ, а ряд ученых предполагают наличие скальных трещин, куда другая часть воды просто уходит. В итоге имеется загубленная река, гигантское сооружение, понижающаяся водность, экологические проблемы, затрачены огромные средства… И что с этим делать?
Наблюдается тенденция, когда мировое сообщество стало подходить к вопросу возведения ГЭС очень осторожно. Их все чаще предпочитают все же не строить, а искать другие варианты решения энергетических проблем. В том же Китае за ряд последних лет отказались от строительства нескольких ГЭС на реках. Например, в конце 2015 года лидер КНР Си Цзиньпин побывал на Янцзы и прямо заявил, что “хватит застраивать реку, пора её охранять”. Что было вписано отдельным разделом в план 13-й пятилетки развития Китая.
Насколько я знаю, губернатор ЕАО, обсуждая предложение компании "Ханэрджи", отметил, что компания занимается в том числе и развитием нетрадиционной энергетики, например, солнечной, ветровой, а также возобновляемыми источниками энергии. На территории ЕАО она могла бы вложиться скорее в такой проект, который бы не отнимал у сельскохозяйственного региона кусок территории, причем безвозвратно.
КОММЕНТАРИИВиталий Бурик, научный сотрудник ИКАРП ДВО РАН:
— Для страны строительство ГЭС на Амуре, может быть, и выгодно, а вот для Дальнего Востока, особенно для его экологии и биологии, сильно сомневаюсь. Такое строительство может стать биологической катастрофой!
Амур – уникальная река с самым богатым видовым разнообразием ихтиофауны в России. Второй такой в стране просто не найти. Это река — основа экологического баланса во всем своем бассейне, определившая комфортное размножение и жизнь многих видов животных. Амур как великую реку нужно ценить и уважать, думать о нем как о великолепном памятнике природы, потеря либо повреждение которого будут невосполнимы, а не только как об объекте промышленной эксплуатации.
Если брать сами водные ресурсы Амура, то там сложились большие устойчивые популяции многих видов рыб – среди них есть и ценные, промысловые. Сама природа в течение тысячелетий выстраивала этот процесс жизни и миграции ихтиофауны. Промышленное, техногенное, в результате строительства ГЭС, вмешательство приведет к зарегулированию основного русла Амура. А это неизбежно приведет к тому, что от нерестилищ будут отсечены крупные популяции осетровых и лососевых рыб, — это если говорить о тех гидроэлектростанциях, которые планировалось и планируется построить в районе так называемой "Хинганской трубы".
Такая зарегулированность вполне может отрицательно повлиять на режим паводков и пойму в целом, особенно там, где есть основные нагульные пастбища для рыб. Это неизбежно приведет к сокращению их популяции, негативным изменениям видового состава.
Для сравнения можно вспомнить, что еще в советские времена случилось с другой замечательной рекой страны — Волгой. В то время мало кто всерьез рассуждал об экологии и о том, какой ущерб наносит природе масштабное вмешательство человека в русло реки, какой вред причиняет промышленная деятельность приречной природе, видам животных, даже составу воды.
Волга с советских времен претерпела большое вмешательство человека. Электростанции, каскадные ГЭС, многочисленные водохранилища внесли большие изменения в ихтиофауну Волги, и не в лучшую сторону. Эта большая река обеднела и сейчас потеряла свою уникальность. Этого мы хотим для нашего Амура?
Тамара Рубцова, заведующая лабораторией биоценологических исследований ИКАРП ДВО РАН:
— Строительство ГЭС на Малом Хингане – это колоссальное вмешательство человека в биологическое разнообразие этой части Дальнего Востока. И бесследно оно не пройдет. Не думаю, что стоит ждать от столь масштабного и долгого строительства, если оно начнется, каких-то безвредных или щадящих мер, которые не заметила бы природа.
Если даже не брать в расчет ихтиофауну Амура, то те же 80% растений, включенных в Красную книгу ЕАО, произрастают в тех местах, где предполагается строительство Хинганской ГЭС! Среди них есть редкие, эндемичные виды, то есть те, которые произрастают на очень ограниченной территории и практически нигде в мире больше не встречаются! Почти стопроцентная вероятность, что эти виды в результате строительства будут уничтожены.
Вряд ли кто-то озаботится и сохранением тамошних хвойных и широколиственных лесов, которые в результате создания водохранилища ГЭС будут затоплены. А ведь это нарушение экологического баланса, снижение популяции животных, обитающих там, отсутствие кормовой базы для них – леса-то утонут! Это может привести к катастрофическим последствиям, которые уже не исправишь.
ЕАО всегда славилась своим уникальным, особенным видовым разнообразием на сравнительно небольшой территории. И во многом это разнообразие зависело от реки Амур, которая является в своем первозданном, не испорченном вмешательством человека виде очень важной, неотъемлемой частью экологического баланса региона.
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ