Кочевые школы появятся на Ямале
Новые модели образования для детей коренных северян разрабатывают на Ямале. Сейчас право юных представителей малочисленных народов Севера, в том числе ведущих традиционный образ жизни, на получение образования реализуется в школах-интернатах.
По информации пресс-службы главы региона, в системе образования функционирует 24 школы-интерната и шесть пришкольных интернатов, в которых обучается более 9000 детей коренных малочисленных народов Севера (свыше 80% от их общего числа). При этом более 4000 детей не только обучаются, но и проживают круглый год в интернате и находятся на полном государственном обеспечении.
Подобная система нуждается в реформировании, так как имеет ряд недостатков: отрыв ребенка от привычной обстановки, большие финансовые затраты на доставку детей из стойбищ в школы-интернаты, невозможность в полной мере удовлетворить этнокультурные потребности коренных народов.
Одной из форм организации образовательного процесса коренных народов Севера может быть кочевая школа.
Напомним, в системе образования открыта окружная экспериментальная площадка по отработке модели такой школы-сада (фактория Лаборовая, Приуральский район). Базовым образовательным учреждением выступает Аксарковская школа-интернат среднего (полного) общего образования. Кроме того, в эксперименте участвует Ямальский многопрофильный колледж (Салехард).
Важным преимуществом стойбищной школы-сада является то, что дети имеют возможность жить в условиях традиционного уклада жизни, у них легче проходит адаптация к образовательному процессу. Кроме того, это дает родителям возможность регулярно навещать детей. Тем самым возрождается роль традиционного семейного воспитания.
Направлениями деятельности экспериментальной площадки определены поиск и проверка нового содержания методов и форм воспитания и обучения; формирование оптимального варианта учебного плана; разработка методики преподавания предметов с учетом этнопсихологии и этнопедагогики каждого народа Севера.
Кроме того, такая система обучения способствует практическому овладению учащимися русского и родных языков, формированию навыков, связанных с традиционными видами хозяйствования и профессий педагога (учитель кочевой школы и детского сада), разъездного фельдшера, менеджера этнотуризма.
В течение трех ближайших лет будут внесены изменения в законодательную базу округа. В том числе планируется изменить региональные требования к условиям реализации образовательных программ, усовершенствованы методики расчета нормативам и объема расходов финансирования. С целью поддержки педагогических работников кочевых школ планируется разработка мер социального характера («стартовый пакет», «культурный пакет»).
Адаптируя формы организации образовательной деятельности к условиям кочевья, региональным институтом развития образования уже сегодня ведется работа по совершенствованию имеющихся учебно-методических комплектов. Для организации самостоятельной работы по изучению родных языков, культуры народов Севера сотрудники института разрабатывают электронные образовательные пособия.
Предполагается, что это будут видеофильмы, тематические аудиословари, самоучители, аудиохрестоматия. Чтобы активно начали функционировать кочевые детские сады для подготовки детей к обучению в школе, в 2012 году планируется перевод учебного пособия «Предшкола» на ненецкий язык.
Для апробации инновационных программ по подготовке специалистов для работы в кочевом детском саду и кочевой школе на базе Ямальского многопрофильного колледжа открыта региональная инновационная площадка. Ежегодно проводится курсовая подготовка педагогов, преподающих родные языки и предметы с этнокультурным компонентом.