Все тайное станет явным
Ханты-Мансийск рассматривается в Москве как одна из пяти российских площадок для внедрения пилотного проекта по решению проблем управления многоквартирными домами с использованием новых технологий, в том числе информационных. Проект планируется реализовать в новом микрорайоне "Иртыш-1", который застраивается в южной части города.
Разговор об этом состоялся на заседании круглого стола, инициатором проведения которого выступили Национальная ассоциация инфраструктур и Фонд содействия реформам местного самоуправления. Ассоциацию представлял депутат Государственной думы Валерий Гальченко, фонд – генеральный директор ООО "Новые сетевые технологии" Максим Соловьянов.
Так что же предложили в качестве альтернативы нынешнему способу управления многоквартирными домами гости из Москвы?
Валерий ГАЛЬЧЕНКО, депутат Государственной думы:
– Сегодня существует немало экспертных площадок, на которых обсуждается тема коммунальной реформы. Но все они узкоспециализированные, а таких, чтобы комплексно рассматривали проблемы ЖКХ, к сожалению, нет.
Поэтому Национальная ассоциация инфраструктур, "заказчиком" которой стала администрация президента, сегодня работает в тесном контакте с Общероссийским народным фронтом, который, как известно, курирует сам президент. В конце прошлого года состоялся "Форум действий" народного фронта, на котором был обнародован перечень поручений президента, большая их часть как раз касалась проблем ЖКХ. Сегодня много говорят о привлечении частных инвестиций для модернизации этой сферы, то есть система жизнеобеспечения должна перейти в частные руки. А надо ли это делать?
В этом году все субъекты РФ должны подать в Минстрой перечень убыточных муниципальных предприятий для дальнейшей передачи их частным компаниям. И уже есть примеры, как коммунальные предприятия "разрывают на куски" и передают в концессию, также речь идет о передаче объектов в аренду. Получается, что на всю страну запускаются механизмы, которые не отработаны на пилотных проектах. Разве это разумно?
Слово "рынок" в коммунальной сфере, на мой взгляд, не очень приемлемо. Я разделяю обеспокоенность тех, кто говорит: есть работающий механизм, не надо его трогать.
По проблемам концессии состоялся круглый стол, возникло очень много вопросов, на которые пока нет ответов. Может быть, лучше притормозить и не отдавать средства жизнеобеспечения населения в частные руки, а пойти по другому пути? Общероссийский народный фронт организовал экспертную площадку, чтобы более осмысленно принимать решения относительно жилищно-коммунальной реформы. Как о перспективном направлении можно говорить об использовании самых современных технологий в управлении многоквартирными домами.
Виктор НАНАКА, директор департамента ЖКК и энергетики Югры:
– Коммунальная система округа в свое время формировалась по отраслевому принципу: в городах строились микрорайоны нефтяников, геологов, строителей, потом "коммуналку" жилфонда сбросили на местную власть.
У нас девять неэффективно работающих предприятий тепло и водоснабжения, расположены они в небольших населенных пунктах, и передача их в концессию проблематична. А всего в округе заключено пять концессионных соглашений – в Когалыме, Советском и Междуреченском. Я согласен, что модернизация – это главное направление в деятельности предприятий ЖКХ. Правительство округа только за последние пять лет выделило более 3 миллиардов рублей на поддержку ЖКХ, так как рассчитывать на то, что модернизацию можно провести за счет тарифов, не приходится. Тарифы имеют социальную направленность – должны защитить население от непомерно высоких платежей за ЖКУ.
К сожалению, при принятии решений на уровне Федерации до сих пор не учитывается мнение тех, кто работает на местах. Иначе бы не подходили с одинаковой меркой ко всем: и к тем, кто работает в ЖКХ на селе, и кто в городе. Прозрачности в ЖКХ нет, и это одна из основных проблем. На мой взгляд, выбор пилотного проекта по внедрению новых технологий в управление многоквартирными домами в Ханты-Мансийске – это правильное решение. Город компактный, к тому же почти на сто процентов оснащен приборами учета энергетических ресурсов.
Максим РЯШИН, глава администрации Ханты-Мансийска:
– В течение трех лет мы не меняли тарифы на тепло, воду, водоотведение, вывоз мусора. Но при этом цены на продукцию естественных монополий росли. Приходилось изыскивать внутренние резервы, чтобы сильно не обременять население. У нас есть понимание, что пока качество коммунальных услуг не выросло, мы не вправе требовать платить дороже, но и в одностороннем порядке не можем долго держать цену неизменной.
Для многих сегодня открытым остается вопрос: в развитии ЖКХ мы должны двигаться в сторону рыночных отношений или все-таки правильнее будет оставить это направление в руках муниципалитета? Возможно, ответ будет получен после завершения эксперимента. Ханты-Мансийск стал пилотной площадкой для апробирования проекта управления многоквартирными домами с помощью новых технологий. В качестве такой площадки предложен новый микрорайон "Иртыш1".
Максим СОЛОВЬЯНОВ, генеральный директор ООО "Новые сетевые технологии":
– Перед группой экспертов была поставлена задача: проанализировать ситуацию в ЖКХ с точки зрения стратегии развития: куда мы идем? Стоит ли вообще пускать частный бизнес в систему жизнеобеспечения? Главной проблемой остается непрозрачность сферы ЖКХ, что рождает "нелегитимные" правила на рынке. Может быть, прежде чем передавать предприятия жизнеобеспечения в частные руки, стоит сначала обеспечить механизм прозрачности в сфере ЖКХ?
В итоге родились концепции под названием "Национальная облачная платформа" и "Энергорайон группового управления". Смысл их в том, чтобы через автоматизацию производства, внедрение IT-технологий не только сделать бизнес прозрачным, но и транслировать федеральное законодательство напрямую в сферу ЖКХ.
Проект решает задачу: как на старой, советской технологической платформе создать систему, которая позволяет городской власти абсолютно точно контролировать все системы жизнеобеспечения. В конечном счете неважно, в чьих они руках – частных или муниципалитета. Но при этом под контролем власти должны быть все базы данных, содержащие личные сведения о гражданах, счета, архив, и они должны быть доступны всем участникам рынка в той мере, в какой это определено законодательством РФ.
Люди высказывают недовольство не потому, что получают большие счета, а потому, что не всегда понимают, за что надо платить. Поэтому важно давать понятную информацию о деятельности компании. Как раз автоматизация позволяет это сделать. Сегодня менеджмент управляющей компании не заинтересован в исправлении недостатков, потому что, как говорят, удобнее ловить рыбу в мутной воде. А при автоматизации всех процессов гражданин будет знать не только свои начисления, но даже соседей. В этом вопросе будет полная прозрачность и возможность дистанционного контроля. Систему, которая будет внедряться с помощью пилотного проекта, формировали специалисты различных сфер – работала мощная команда из представителей российских и зарубежных компаний. Проект поддержан администрацией президента. Важно то, что он не создается под кого-то, а должен стать объективной системой контроля для населения.
В Ханты-Мансийске будет создан центр обработки данных – ЦОД. Операционные возможности программного комплекса позволят обрабатывать очень большое количество данных. Модель, которая предлагается к внедрению, даст реальные данные о нерентабельных домах, и для власти будет понятно: кому именно нужна помощь. Умная система не пропустит нарушения. Если она обнаружит, к примеру, резкое увеличение расхода воды, то захочет узнать: почему это происходит, проанализирует данные и выдаст результат. Мы надеемся, что в Ханты-Мансийске будет успешно опробована уникальная система, которая со временем станет доступной на всей территории России.
* * *
Как все это реально воплотится в жизнь, покажет время. Подводя итоги круглого стола, глава администрации Ханты-Мансийска Максим Ряшин сказал, что охватить подобной системой управления многоквартирными домами весь город пока не удастся из-за наличия ветхого жилья. Но значительной части горожан можно будет дать качественные услуги и сделать деятельность управляющих компаний абсолютно прозрачной. В ходе заседания круглого стола была создана рабочая группа, задача которой – оказывать всестороннее содействие внедрению новых технологий.
В микрорайоне "Иртыш1" будет установлено новое оборудование, новые программные средства. Всем будет владеть, управлять и определять правила игры городская власть. Она должна действовать по жестким алгоритмам, утвержденным федеральным законодательством.
По признанию представителя Фонда содействия реформам местного самоуправления Максима Соловьянова, дело затевается новое, будет много вопросов на местах, поэтому надо учесть все замечания. Для реализации проекта потребуется год.