В погоне за лишним рублем
Ночь 9 октября прошлого года выдалась исключительно ненастной. Ветер крутил в темноте снежные вихри, а проезжая часть после недавней оттепели покрылась ледяной коркой.
Немногие водители рискнули в это время отправиться в путь. Машин на трассе Сургут - Нижневартовск почти не было. Большинство предпочитало остаться дома или переночевать в какой-нибудь придорожной гостинице и дождаться утра. Однако дальнобойщик Михаил Л. торопился домой, в Нижневартовск. Настроение у него было невеселое. Михаил возвращался из командировки в Абакан. Там он пробыл несколько дней, но груз так и не получил. От руководства последовал приказ больше время зря не тратить и возвращаться. Рейс оказался порожним, а это значит, что не будет заработка. Вести же большой немецкий грузовик "Ман", да еще и с прицепом, было тяжело. Путь между Абаканом и Нижневартовском - несколько тысяч километров. Требовалась полная сосредоточенность, чтобы справиться с управлением огромной машиной и не улететь в кювет. Вокруг была кромешная тьма, только узкая лента дороги освещалась скудным светом фонарей. Очень хотелось спать. Время медленно приближалось к утру. Наступал тот предрассветный час, когда ночь бывает особенно темной.
Михаил был опытным водителем. Он крутил баранку уже 24 года. Кроме того, у него были все категории, в том числе и перевозка особо опасных грузов, поэтому ехать старался с осторожностью, учитывая слабую освещенность трассы и сложные дорожные условия. Вдали показались фары встречного автомобиля, шедшего на большой скорости. Как выяснилось впоследствии, это была "Мазда". В иномарке находились 4 человека. Все они были жителями города Радужного, работавшими вахтовым методом на Приобском месторождении в компании "ЭнергоСпецСтрой". Мужчины приезжали домой на несколько дней и сейчас возвращались на работу. Чтобы не терять времени и утром уже приступить к делу, им пришлось выехать с вечера, несмотря на погоду, в которую, как говорят, хозяин даже собаку из дома не выгонит.
О том, что случилось дальше, существуют две версии. Версия следствия заключается в том, что водитель грузовика Михаил Л. грубо нарушил правила, не справился с управлением и выехал на полосу встречного движения, по которой шел легковой автомобиль. За это водителя собственно и отдали под суд. Что же касается самого дальнобойщика, то вот что он рассказал на судебном заседании: "Когда до встречного автомобиля осталось 200—300 метров, я заметил, что легковушку занесло, стало крутить по дороге и выбросило на мою полосу. Чтобы избежать столкновения, я был вынужден резко вывернуть руль влево, выехать на встречную полосу, чтобы потом опрокинуть машину в кювет. Однако в это время водитель "Мазды" решил возвращаться на свою полосу…"
Водители знают, что всегда надо стараться избежать лобового столкновения. Его последствия самые страшные. В ту октябрьскую ночь именно оно и произошло. "Мазда" на полной скорости влетела под грузовик. От удара ее просто разнесло на части, которые разлетелись по округе. "Ман" свалился в кювет, однако его водитель не пострадал. Он выбрался наружу. Рядом остановились "Жигули", которые ехали сзади. Вместе стали искать выживших. Таковых не оказалось. Все четыре человека из "Мазды" погибли на месте, а их тела оказалось даже трудно опознать.
На место происшествия приехали "скорая" и полиция. Сотрудники ГИБДД провели тщательный осмотр и составили протокол. Вина дальнобойщика подтверждалась документально. Свидетелей случившегося практически не было. Водитель ехавших сзади "Жигулей" ничего особенного не заметил, кроме того, что водитель "Мана" резко повернул влево. Однако почему дальнобойщик так поступил, водитель "Жигулей" не знал, решил, что тому просто стало плохо. Ну а водитель "Мазды" больше уже никому ничего не скажет…
Михаила Л. взяли под стражу. Погибших на дороге похоронили родственники. По их словам, предприятие, где работали вахтовики, даже их зарплату в полном объеме вовремя не выплатило. Нижневартовский районный суд приговорил Михаила Л. за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
На первый взгляд, справедливость восторжествовала. Однако хотелось бы сказать и о другом. Авария случилась в половине пятого утра, когда у невыспавшегося человека концентрация внимания находится на самом низком уровне. Погода была ненастной. В это время большинство водителей личного автотранспорта на трассу предпочитает вообще не выезжать. Обе попавшие в аварию машины были не личными, а служебными. Их водители торопились зарабатывать деньги, позабыв про режим труда и отдыха. Подобных случаев сейчас масса, и это не приводит ни к чему хорошему. В жертву длинному рублю приносится не только здоровье, но и жизнь людей. Но если руководители предприятий при крупных авариях с человеческими жертвами все же рискуют оказаться на скамье подсудимых, то в случае более мелких происшествий всегда ищут стрелочника…