Отдых с национальным колоритом
Нынче, в Год сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел, исторического и культурного наследия народов автономного округа и старта туристического проекта "Истоки Югры", при организации детского отдыха в регионе был сделан акцент на этнографическом компоненте.
"Вогулка" – всё по правде
Такие лагеря впервые появились этим летом в Нижневартовске, и один из них – "Вогулка" – действует на площадке городской начальной школы № 24.
Сто десять ребят целый месяц живут не в отрядах, а на стойбищах, обихаживая свои угодья, придумывая тотемы, выбирая вождей-богатырей, ежедневно пополняя оленьи стада, приращивая таежные богатства. Участвуя в мастер-классах, занимаясь вокалом, танцами, рисованием, слушая интересные сказки и инсценируя их, они под руководством опытных и увлеченных этнической темой педагогов постепенно погружаются в жизнь и культуру коренных народов Севера.
– А наши сегодня еще трех оленей приобрели, теперь их в стаде двенадцать, а в тайге бродят три медведя. Дети мечтают, чтобы стало побольше глухарей, – делятся с воспитателями родители, всерьез включившиеся в увлекательную игру детей.
Домашних животных и таежную живность на рынке не купишь – их надо заработать в ходе различных конкурсов и тематических игр, которыми наполнен каждый летний день. Сегодня, к примеру, один из учебных кабинетов переоборудован под новые угодья, куда должно переселиться стойбище. Ребятишки быстро сворачивают пожитки и переезжают со всем нажитым добром, размещая его на предложенном месте. Все всерьез, все по правде.
– Дети буквально переполнены новыми знаниями, им все интересно. Они ловят каждое слово в хантыйской сказке, боятся пропустить какое-то движение в национальном танце или при изготовлении поделок. Вы бы видели, как ребята исполняют танец вороны – красота! Им некогда баловаться, безобразничать – все построено на интересе и занятости, – рассказывает автор программы "Вогулка" Надежда Семенова.
Они ворону не прогонят
Программа развивающая, рассчитанная исключительно на каникулярное время, была опробована весной. В марте на пять дней школа погрузилась в мир быта, традиций, культуры финноугорских народов.
– Задачи изучения национального языка мы не ставили, зато сами шили одежду северных народов, мастерили обереги, бубны, маски для охотников, по пути рассказывая об их роли в жизни коренного населения Севера, готовили множество мультимедийных презентаций, – продолжает Надежда Евгеньевна.
А по истечении пяти дней к директору школы пошли родители с заявлениями о том, чтобы во время летних каникул их дети отдыхали именно в таком тематическом этно-лагере.
– Летом программа стала богаче. Мы использовали не только российские мультфильмы, песни, танцы о северных народах и Югре, но и финские, венгерские. Коли нет у нас живых оленей, будут из картона. Также мастерим большие фигуры медведей, ворон. Вся школа этим живет, – дополняет рассказ об этно-лагере директор Ольга Попова.
Большое место в работе педагогов по программе "Вогулка" занимают национальные игры. Этой темой буквально заражена педагог Наталья Корнакова, которая учит своих воспитанников прыгать через нарты, биться на палках, погонять хореем оленей. Получается, что в таком лагере педагоги и воспитанники развиваются в равной степени, и еще неизвестно, кому из них интереснее живется.
– За последнее время так много узнали: как Югра жила в военные годы, как оленеводы помогали фронту, как нефтяники осваивали богатые недра края, как ханты и манси проводят свои праздники, – откровенничают педагоги.
– Сегодня дети относятся к медведю совсем иначе, чем раньше, потому что знают легенды: этот зверь послан на землю, чтобы никого не обижали. Знают много хантыйских и мансийских сказок, мало того – они разыгрывают сценки по мотивам сказок, затем все это обсуждаем. И уж точно теперь никто не прогонит ворону, потому что она первая рассказывает о весне. В результате мы получили одобрение и заинтересованность родителей, абсолютную занятость детей, через которую воспитываются внимание и дисциплинированность. Им некогда баловаться, капризничать, бездельничать – у них много дел, – улыбается Надежда Семенова, уверенная в том, что у ее авторской программы большое будущее, поскольку она предлагает ребятам нестандартный подход в организации каникулярного времени.
Колоритное лето
Основная концепция этно-лагеря заключается в обобщении многих необычных этнических традиций на территории одного детского учреждения. Таким образом, детскому отдыху придается исключительный колорит. Какой мальчик не мечтал почувствовать себя настоящим охотником? А девочка в национальных одеждах народа ханты – северная красавица! В этно-лагере это не просто переодевание с высокой долей достоверности, но полноценное погружение в атмосферу того этноса, которому посвящена определенная тема. Здесь масса необычных развлечений, позволяющих раскрыть потенциал ребенка.
Летняя смена в "Вогулке" еще не закончилась, а педагоги уже обсуждают, как хорошо было бы, начиная с осенних каникул, приступить к тематическому изучению быта, традиций и культуры одной народности финно-угорского мира. К примеру, осенью дети знакомятся с особенностями венгров, зимой – народов ханты и манси, весной – финнов, а после занимаются сравнительным анализом. Еще важно, мечтает директор, показать воспитанникам настоящее стойбище, а также обобщить наработанный опыт и издать отдельный сборник по организации отдыха в этно-лагере.
Возможно, к этой практике нижневартовским педагогам удастся привлечь и представителей коренного населения из близлежащих деревень Нижневартовского района, которые могли бы поделиться с детьми своими знаниями об истории края, о людях, тайнами национальных ремесел, и тогда их работа получит еще большую достоверность.