Дорога железная, дорога желанная
В 2014 году исполняется 50 лет с начала промышленной эксплуатации нефтяных месторождений округа. Сегодня мы не представляем Югру без сети железных дорог. Тысячи пассажиров, миллионы тонн грузов перевозят стальные магистрали. В нынешнем году также исполняется 50 лет с начала проектирования трассы до Сургута. Первый рабочий поезд пришел в Тобольск уже через пять лет - в 1969-м. Но мало кто знает, что о строительстве железной дороги до Тобольска заговорили еще в 70-х годах XIX века.
ОБРЕЧЁН НА "ЗАМИРАНИЕ"
В жаркий летний день 9 июля 1913 года в доме тобольского губернатора Андрея Афанасьевича Станкевича, чуть больше года назад ставшего наместником огромного края, собрались свыше пятидесяти человек. Это была местная элита того времени: представители купечества, губернских учреждений, инженеры акционерного общества Северо-Восточной Уральской железной дороги, прибывшие в Тобольск во главе с председателем правления С. Штольцманом.
Месяц назад, 6 июня, министр путей сообщения докладывал царю о необходимости начала изыскательских работ в направлении Тавда - Тобольск, после чего последовало "высочайшее соизволение". Но прежде чем начинать работу на линии, прибывшие из Петербурга чиновники хотели выяснить, каков здесь ожидается оборот местных и транзитных грузов? Можно ли рассчитывать "на рост хозяйства и промышленности" Тобольского края в случае, если он получит выход в Европейскую Россию? В то время как Тюмень уже свыше 25 лет имела железную дорогу, Тобольск, особенно весной и осенью, оказывался отрезанным от внешнего мира. В 1870 году, когда составлялась пояснительная записка относительно планов строительства линии Тобольск - Пермь, отмечалось, что "если Тобольск минует великий железнодорожный Сибирский путь, то не только он сам, но и весь обширный северный край... в узле богатейших водных путей будет обречен на замирание..."
ПОДСЧИТЫВАЛИ КАЖДЫЙ ПУД
За минувшие после этого десятилетия в России построили тысячи километров железных дорог, но очередь до Тобольска так и не дошла. Наконец в 1913 году забрезжила надежда: необходимость железной дороги в направлении Тобольска "продавливали" в петербургских кабинетах как губернатор А. Станкевич, так и депутаты царской Госдумы из так называемой "сибирской группы".
Но в столице долго не могли определиться, какое же выбрать направление: северное через Тавду (180 верст) или южное через Ялуторовск (188), также рассматривался вариант на Ишим - Петропавловск. Петербургские чиновники не были уверены, что эта дорога будет экономически выгодна государству, на что оппоненты возражали, приводя в пример Соединенные Штаты Америки, где в то время дороги строились в необжитых местах с целью дать толчок развитию территорий.
В тот день на совещании в доме губернатора тщательно подсчитывали каждый пуд, чтобы убедить прибывших из Петербурга чиновников в необходимости приступить к изысканиям на трассе. На чашу весов тоболяки бросили все: "аптекарский, кожевенный, бакалейный, галантерейный, рукавичный, скобяной товары", а также меха, нефть, рыбу, лес, зерно - в общем все, что можно было привезти в губернию и вывезти отсюда.
Известный знаток Тобольского Севера А. Дунин-Гор-кавич заявил, что по Оби за Сургутом много перестойного кедрового леса, уже неплодоносящего, подлежащего вырубке. Ближе к Самаро-во (ныне Ханты-Мансийск), а также по рекам Конде и Са-лыму есть сосновые и кедровые леса. По мнению А. Дуни-на-Горкавича, этот лес можно будет поставлять для разделки в Тобольск, а потом торговать им за границей. Еще одной статьей экспорта могла стать рыба: ее добывали около одного миллиона пудов.
Фирма "Нобель" ежегодно поставляла в губернию 450 тысяч пудов нефти. Присутствовавший на заседании представитель фирмы заявил, что как только железная дорога придет в Тобольск, можно будет увеличить поставки до 1 млн 100 тысяч пудов нефти, чтобы можно было ее потом отправлять по рекам в Бийск и Семипалатинск.
ТРАВА-ПЫРЕЙ
Перспективы развития края губернская власть связывала также с заселением его жителями из других районов России. В начале XX века эта работа велась достаточно активно: в Тобольской губернии было немало переселенческих поселков, жители которых занимались хлебопашеством. Кстати, в те годы здесь выращивали до 55 миллионов пудов хлеба. Но так повелось, что в основном переселенцев расселяли на юге губернии. А как же север? Один из чиновников заметил, что "проезжая на север долиной Иртыша и Оби, мы видим, как этот громадный район в 70 000 квадратных верст имеет роскошные заливные луга, которые дают лучшую траву - пырей. И в этой долине может развиться скотоводство в самых широких размерах". А губернатор А. Станкевич, в свою очередь, подчеркнул, что лучшая порода скота -холмогорская - выведена именно на Севере: "В этом крае могут хорошо устроиться человек и животные, здесь обилие рыбы, дичи, ягод, а самое главное - налицо энергия людей... Я по опыту знаю способность к инициативе населения Тобольской губернии..."
Купцы, рыбопромышленники, предприимчивые люди постарались убедить чиновников из Петербурга, что местного и транзитного груза, который можно будет отправлять по рекам в другие города, в общей сложности наберется 23 миллиона пудов. Похоже, цифра эта произвела впечатление.
В сентябре того же года в Тобольск приехал депутат Госдумы А. Суханов, по его просьбе городской голова С. Трусов устроил "частное совещание для обмена мнениями по вопросу железной дороги до Тобольска".
Снова дебатировался вопрос: какой вариант строительства дороги принять - северный или южный?
ТЕЛЕГРАММА ОТ ДЕПУТАТА
Но как ни горячились сторонники и противники "юга" и "севера", вопрос все равно решался в Петербурге в так называемой Комиссии новых железных дорог. В то время возник еще один проект железной дороги от Архангельска до устья Оби. Архангельск выбран не случайно: отсюда шел торговый путь на Лондон, где ждали нашу древесину, пушнину, рыбу, дары леса. Но, как показало время , этому проекту не суждено было сбыться.
Тобольская газета "Сибирский листок", которая на протяжении нескольких лет информировала читателей обо всех перипетиях, связанных со строительством дороги, 19 июня 1914 года опубликовала заметку: "Вчера пришла радостная телеграмма от депутата А. Суханова: "Комиссия новых дорог приняла проект "Тавда - Тобольск". Поздравляю! Суханов". Приветствуем железную дорогу "Тавда - Тобольск"... потому что огромный северный край, лежащий за Тобольском, будет связан с Россией и сразу получит мощный толчок к развитию своих богатств, нетронутых сил - какое оживление безлюдной пустыни лесов, какое движение возникает в глухом, сонном, безлюдном богатом крае!
...Будем надеяться, что через три... пять лет, мы, тоболяки, будем ездить зиму и лето по железной дороге! Подумайте только: придете на Тобольский вокзал, сядете в вагон и без пересадки через 3-4 суток будете в Петербурге или Москве! Сутки или 1,1/2 до Екатеринбурга, еще менее до Туринска, Тюмени! Надо вам выписать кладь, машины, хлеб - телеграфируйте и через два-три дня от соседей все получите. Заболел ли кто, случилось ли что-нибудь с вашими близкими, вы уже не отрезаны зимой, осенью, весной от всего мира! От всей души можно поздравить всех с такой большой радостью".
Но через два месяца началась эпоха великих потрясений: Первая мировая война (царскому правительству уже было не до Тобольской железной дороги), свержение монархии, революция, Гражданская война... Советская власть вообще считала Север малоперспективным краем и не собиралась вкладывать деньги в затратный проект.
Лишь открытие в начале 60-х годов крупных нефтяных месторождений дало мощный толчок развитию края, и вновь возникла идея проложить дорогу, но теперь не только до Тобольска, а еще дальше - до Сургута. Старые проекты не пригодились - дорога пошла не на Тавду и Ишим, а по новому коридору "Тюмень - Тобольск". В 1964 году началось ее проектирование, а в 1969-м в Тобольск пришел первый рабочий поезд. Правда, далее до Сургута он двигался... шесть лет. Регулярное движение поездов на этой линии началось с 1978 года, когда дорогу сдали в постоянную эксплуатацию.
...Хочется пофантазировать: если бы не случилась Первая мировая война, и дорога на Тобольск, а значит, и к природным богатствам Севера была бы построена -как бы выглядел наш край? Пусть каждый нарисует в своем воображении эту картину, как рисовали ее журналисты газеты "Сибирский листок" в 1914 году.