Российский авторынок на грани вымирания
За первые три месяца наступившего года отечественный рынок легковых автомобилей просел еще на 40% и ровно на столько же в среднем подорожали сами машины. Летящая в тартарары экономика, массово породившая неплатежеспособных граждан, может в скором времени обернуться стагнацией времен СССР. Неужели и в правду еще чуть-чуть и мы вернемся в эпоху дефицита, станем вновь ремонтировать своих "железных коней" в соседском гараже, а ценники, возросшие до небес на все и вся, будут единственной темой для обсуждения?
А что, посудите сами - производители останавливают свои заводы, в частности, Volkswagen, Peugeot, Citroёn, Volvo и Mitsubishi, которые решили отсидеться до лучших времен. Да что там говорить, с наших горизонтов один за другим пропадают целые марки - Dodge, SEAT, Opel, практически полностью Chevrolet. Не упоминая уже о тотальном сокращении модельных линеек в среде тех, кто еще держится на плаву. Эксперты полагают, что в ближайшем будущем список канувших в Лету пополнят и другие концерны. Это, в общем-то, вполне обоснованно, ведь торговать в убыток никто не хочет, а в ряде случаев уже и не могут. Например, китайские производители, вроде тех же Lifan и Haval, некогда планировавшие представить россиянам целую россыпь свежеиспеченных новинок, замолчали вообще. К тому же, в большинстве своем из-за скачков рубля по отношению к валюте азиаты поголовно были вынуждены завысить стоимость своих продуктов, что привело к потере бюджетного статуса, а соответственно, и целевой аудитории.
Для стимуляции рынка необходимы комплексные решения, напрямую зависящие от правительства нашей страны. Уж если цены на нефть пока никак не желают меняться в лучшую сторону, равно, как и не хотят стабилизироваться курсы, нужно предпринимать ряд других альтернативных мер. К слову, повышать доступность лизинга и кредитования, продлевать программу обновления автопарка и расширять гос. закупки машин локальной сборки. И только все это вкупе еще хоть как-то сможет сдержать стремительное падение авторынка. Да, добавьте сюда программу утилизации, которая, пусть и временно, но все же способствует реализации бизнеса, являясь промежуточным трамплином для массового потребителя. Впрочем, президенту, видимо, донесли, что народ ждет кардинальных действий, и государственную программу льготного кредитования все же возобновили. Кстати, теперь она распространяется на машины стоимостью до 1 миллиона рублей (ранее, напомним, приравнивалась к отметке в 750 тысяч), а сумма первоначального взноса опустилась до 20% (против прежних 30%). Но, будьте уверены, надолго этой схемы не хватит. В дополнение, правда, Путин одобрил своей подписью и старт программы льготного лизинга для юридических лиц. Но и это, как вы понимаете, мера лишь временная.
Между тем, уже сейчас наблюдается повышение спроса на вторичном рынке. Цены "вторички" хоть и подросли, но несоизмеримо с прайсами на новые автомобили. Кроме того, в отличие от "серых" дилеров, которые медленно, но верно себя изживают, "официалы" продают проверенные, как по техническим, так и юридическим параметрам машины, да еще и с гарантией. Помимо прочего, покупатели получают транспортные средства, как правило, уже оснащенные всеми прелестями жизни, начиная от ковриков и "резины", заканчивая навороченной "музыкой" и крутой "противоугонкой". Но наряду с востребованностью в сегменте подержанных машин, поползут вверх и ценники на запчасти. В связи с чем, к слову, правоохранители сетуют на резкое увеличение числа угонов.
Кстати говоря, до конца текущего года комплектующие обещают подорожать, как минимум, на 10-20%, а как максимум – еще и несколько раз. Обвал рубля в коктейле с санкциями не сможет обойти стороной и всякого рода аксессуары (5-15%), шины (15-30%) и услуги по оказанию ремонта и сервисного обслуживания (10-20%). А как обстоят дела со страховкой? Пресловутая "автогражданка", к примеру, прибавит в стоимости уже со дня на день. И что примечательно, для более, чем десятка регионов страны вырастут еще и территориальные коэффициенты, а это в ряде случаев сделает ОСАГО почти вдвое дороже, чем прежде. В общем, хотите рулить – платите, страховщики ведь тоже хотят кушать. Про КАСКО, полагаем, говорить и вовсе не имеет смысла.
В завершение хотелось бы вспомнить о недавнем сообщении Минфина, повествующем о дефиците федерального бюджета РФ в сумме 765 млрд. 174 млн. рублей, равной 7,4% ВВП. Вот вам и финальный аккорд! В настоящий момент правительство вынуждено применять меры по сокращению бюджета не менее, чем на 10%, а это, извините, где-то на 100 триллионов рублей. Поэтому ни о какой экономической стабилизации в стране думать не приходится, а о восстановлении автомобильного рынка - и подавно.
По материалам агентства "АВТОСТАТ" www.autostat.ru