Тестируем не тот что надо Lexus RX четвертого поколения
И стория комичная. Сначала японцы признаются, что наконец решились сделать Lexus RX не просто надёжным и ликвидным, а ещё и эмоциональным. Уверяют, что агрессивный дизайн Гена Икеды подкреплён ездовыми качествами. Рассказывают о зажатой подвеске и мерах по увеличению жёсткости кузова. А главный инженер Такаюки Кацуда с 30-летним стажем вещает об адаптивных амортизаторах, постоянно меняющих характеристики аж по 30 алгоритмам, и об активных стабилизаторах, противодействующих кренам и колебаниям кузова. Затем выясняется, что мехатронным шасси оснащена только версия F Sport, а поездить на ней не удастся. Получается, в Америке мы оказались ради простых модификаций, в которых на ходу узнаётся нынешний RX.
Базовые колёса — 18-дюймовые, а такие алюминиевые многоспицевые с шинами размерностью 235/55 R20 предлагаются в комплектации F Sport. Её также отличают изменённые бамперы, сетчатая решётка радиатора и чёрные корпуса боковых зеркал.
Дизайн запоминающийся. Правда, как и в случае с моделью NX, без странностей не обошлось. В длину RX прибавил 120 мм и оказался протяжённее, чем BMW X5, Range Rover Sport и Porsche Cayenne, — 4890 мм! Японские маркетологи настаивают, что Lexus их конкурент. Но колёсная база (2790 мм) выросла всего на 50 мм, и она короче, чем у кроссоверов Mercedes-Benz GLC, BMW X3 или Audi Q5, как бы стоящих классом ниже. С чем же сравнивать новый RX? Кацуда признаётся: в конкурентах у "эр-икса" четвёртого поколения — машин пятнадцать! А референсными при разработке были Mercedes ML, BMW X5 и — важная оговорка — Audi Q7 и Q5. Дизайнерская команда работала с оглядкой на Cadillac SRX.
Высота автомобиля осталась прежней (1690 мм), хотя дорожный просвет увеличился на 20 мм ? до 200 (у гибрида RX 450h ? 195 мм). Передний свес прибавил 80 мм до 1080! Задний, наоборот, недосчитался сантиметра (1020 мм).
В салоне переднеприводной версии RX 350 меня встречает запах Camry. В европейском премиуме автомобили так не пахнут. Lexus внутри красив и добротен: всё подогнано качественно, натуральная кожа нежна, а алюминиевые и деревянные панели, которые Лексусу поставляет Yamaha, выглядят классно. Но по-прежнему немало гулкого пластика и дешёвой пластмассы мутно-желтоватого оттенка, а рука дизайнера будто бы не касалась блоков аудиосистемы или ручки-контроллера мультимедийного комплекса. До Audi и BMW "японец" не дотягивает.
Дизайн интерьера стал более мужественным, архитектура передней панели отдалённо напоминает BMW конца XX века. По сравнению с предшественником, у нового Лексуса сильнее завалены передние стойки, но они довольно тонкие и не портят обзорность. Тоньше стали рамки треугольных окошек.
Прежняя приборная панель была контрастнее и смотрелась дороже, но в новой лучше дисплей борткомпьютера. Крупный экран диагональю 12,3 дюйма и разрешением 1280 х 480 пикселей торчит на европейский манер, но недотягивает до дисплеев "старосветских помещиков" по быстродействию и качеству картинки.
Посадка хороша. Установленные на 19 мм ниже передние кресла плотные: не жёсткие, не стесняют в движениях и нигде не давят, но приятно обхватывают тело по бокам. Отдельной кнопкой можно настроить поясничный подпор или отрегулировать длину подушки. Спереди над головой добавлен почти сантиметр, перед коленями передних пассажиров — два с половиной. И цифры не обманывают: в новом "эр-иксе" не только уютнее, но и просторнее. Рулевое колесо теперь стоит ближе к вертикали и лучше лежит в руках. Жаль, спицы слишком толстые. Сюда бы что-то вроде М-руля от BMW…
Салон просторнее по всем направлениям, только ширина на уровне плеч уменьшилась на четыре миллиметра спереди и на один сзади. В базовой комплектации — фронтальные подушки безопасности, боковые для обоих рядов, коленная для водителя и надувные занавески.
За доплату доступны панорамная крыша со сдвижной секцией, подогрев задних сидений, мультимедийная система с двумя мониторами и DVD-проигрывателем. На выбор две аудиосистемы Pioneer (9/12 динамиков) и Mark Levinson с 15 колонками. Четырёхзонный климат-контроль не предусмотрен вовсе, хотя это уже норма в классе.
Большая часть прибавки между осями пошла на благо пассажиров второго ряда: пространство для ног увеличено на три сантиметра. Панели пола расположены в новой машине ниже, а с ними опустился и задний диван, отсюда — дополнительные 12 мм над головой. А наиболее серьёзно изменилась ширина салона на уровне бёдер ? плюс 41 мм. Как и раньше, можно двигать части дивана и регулировать угол наклона спинок. Мягкий наполнитель, подогрев и опциональная мультимедийная система с двумя жидкокристаллическими экранами — всё располагает к тому, чтобы отлично провести время сзади. А за рулём?
В Штатах даже у базового Лексуса светодиодные фары (ближнего и дальнего света) и фонари. При включении сигнала поворота спереди они загораются последовательно от внутренней части фары к внешней, как на последних моделях Audi.
Версия F Sport — это ещё и оригинальный интерьер. Приборная панель в стиле суперкара LFA, рельефные кресла, руль с перфорированной кожей и металлические накладки на педалях и центральной консоли.
В поведении Лексуса нет никакой агрессии или спорта, несмотря на более жёсткие амортизаторы, утолщённый передний стабилизатор поперечной устойчивости и менее податливые сайлент-блоки задней подвески. Трудно даже сформулировать впечатление после тест-драйва, потому что послевкусия не осталось. Кроссовер нормально держит прямую, нормально поворачивает и так же тормозит. В работе перенастроенного электроусилителя руля сочетаются сонливость откликов и логичное нарастание усилия в затяжных дугах. Коротко — спокойный семейный автомобиль для среднестатистического покупателя, на которого всё и рассчитано.
Японский паркетник здорово стоит на дуге, но при активном вождении рулю не хватает остроты. От упора до упора баранка делает 2,7 оборота.
Декоративные панели фирмы Yamaha — это деревянный шпон, наклеенный на тонкий алюминиевый лист. Двойные полосы наносятся лазером. Под блоком климат-контроля ? площадка для индукционной зарядки смартфона. Есть для него место и в мини-подлокотнике. В нише между сиденьями — вместительный бокс с медиаразъёмами.
Lexus тяготеет к комфортному перемещению. Подвеска не обделяет вниманием даже мелкие неровности, но реагирует с приятной собранностью и информирует о них аккуратно, без фанатизма. Тишина в салоне и вовсе обескураживающая для японского автомобиля: благодаря новым звукопоглощающим материалам днища, моторного щита, стоек и крыши, а также изменённым стёклам и уплотнителям дверных проёмов удалось сильно снизить влияние набегающего воздуха и шума шин. Это, кстати, Michelin Premier, разработанные в тесном сотрудничестве с Тойотой. Их изюминка — скрытые канавки протектора, проявляющиеся по мере износа шины, и расширяющиеся со временем водоотводные каналы.
Объём багажника с докаткой под фальшполом при поднятых спинках вырос с 496 л до 553, но при сложенных сократился с 1810 до 1626. Погрузочная высота уменьшена с 750 мм до 723. Спинки складываются с помощью электропривода. Сервомеханизм открывает и пятую дверь — достаточно лишь поднести руку к эмблеме на ней.
Силовой агрегат под стать: двигатель V6 3.5 с непосредственным впрыском развивает 296 л.с. и 370 Н•м, но машине массой 1,9 т этого хватает только, чтобы набрать 100 км/ч с места за 8,2 с. Да и то по паспорту. Слабенько. Зато до 4500 об/мин мотор ? тихоня. Когда стрелка тахометра проходит этот рубеж, "шестёрка" оживает и подаёт приятный металлический голос. Но только после 5500 об/мин бодрое ускорение соответствует номинальным показателям. Веселье продолжается недолго: на отметке 6500 об/мин, в самом начале красной зоны, восьмидиапазонный "автомат" плавно переходит выше. Спортивный режим слегка обостряет реакции акселератора и заставляет коробку реже пользоваться двумя высшими передачами. Но диапазоны от этого быстрее не меняются.
Полноприводная трансмиссия простенькая: при пробуксовке передних колёс многодисковая электронноуправляемая муфта способна передать до 50% тяги на задние. Был бы у меня Lexus с четырьмя ведущими, проверил бы муфту на перегрев. А так — до лучших времён.
В дорогих Лексусах найдутся адаптивный круиз-контроль, проекционный дисплей, камеры кругового обзора, самопарковщик, системы мониторинга слепых зон, автоторможения, предупреждения об уходе с полосы и помощи при выезде со стоянки. Справа от контроллера Remote Touch ? шайба смены режимов движения. Наиболее спортивный S+ только для версий F Sport.
Настройки ходовой части у переднеприводной наддувной версии RX 200t по сути не отличаются: на кочках не трясёт, а для активного водителя кроссовер с "турбочетвёркой" тоже не представляет ценности. Меньшая снаряжённая масса не в силах компенсировать потерю мощности: паспортное время разгона до сотни для 238-сильного кроссовера составляет уже 9,2 с. У полноприводного BMW X3 той же массы с 245-сильным турбомотором 2.0 оно намного лучше ? 6,5 с!
Равномерно двигаться по шоссе в удовольствие на любой модификации. На высокой скорости RX отлично держит курс, а при перестроениях прекрасно слушается руля. Да и в салоне тихо.
Базовые версии довольствуются восьмидюймовым дисплеем и более удобным контроллером вместо псевдомышки Remote Touch, но дешёвая пластмасса, из которой он изготовлен, портит впечатление.
В городе Lexus выручает широкий диапазон пиковой тяги в 350 Н•м — 1650–4000 об/мин. Со светофора паркетник берёт живенько, без тени напряжения. Причём связь по акселератору тут более линейная, чем у машины с V6. На подачу топлива RX окликается лишь с мимолётной заминкой, в том числе благодаря менее современному шестиступенчатому "автомату". Он, может, и переключается чуть грубее, зато быстрее, особенно когда нужно разом перескочить на две передачи… На загородном шоссе не спасает ни полка момента, ни адекватная коробка — такой мощности достаточно для Лексуса NX, а "эр-иксу" её мало.
Есть ещё гибрид RX 450h: V6 3.5 приводит переднюю ось в паре с электромотором. Второй электродвигатель установлен на задней оси. Суммарная отдача в 313 л.с. обеспечивает набор сотни за 7,7 с, но максималка не превышает 200 км/ч. Гибрид, в отличие от других модификаций, доступен на всех европейских рынках.
Кроссоверы Lexus RX четвёртой генерации ? определённо овцы в волчьей шкуре. Вызывающий дизайн, создающая спортивное настроение посадка, ориентированная на водителя архитектура передней панели — и спокойный ездовой характер. В дороге новый RX не провоцирует водителя и не отвечает взаимностью, если у того игривое настроение. Способна ли на большее модификация F Sport, мы узнаем только дома ближе к зиме. Хочется верить, что все сказанные о ней слова — не пустое, и в её характере внешность найдёт более явное отражение. Но поскольку речь идёт только об иных настройках шасси, большую сумму я бы на F-спортивность не ставил.
Паспортные данные
Lexus RXRX 200tRX 350КузовТип кузовауниверсалуниверсалЧисло дверей/мест5/55/5Длина, мм48904890Ширина, мм18951895Высота, мм16901690Колёсная база, мм27902790Колея передняя/задняя, мм1640/16301640/1630Снаряжённая масса, кг1885 (1960)*1965Полная масса, кг2500 (2575)2575Объём багажника, л553–1626553–1626ДвигательТипбензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувомбензиновый с непосредственным впрыском топливаРасположениеспереди, поперечноспереди, поперечноЧисло и расположение цилиндров4, в ряд6, V-образноЧисло клапанов1624Рабочий объём, см19983456Макс. мощность, л.с./об/мин238/4800-5600296/6300Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин350/1650-4000370/4700ТрансмиссияКоробка передачавтоматическая, шестиступенчатаяавтоматическая, восьмиступенчатаяПриводпередний (подключаемый полный)подключаемый полныйХодовая частьПередняя подвесканезависимая, пружинная, McPhersonнезависимая, пружинная, McPhersonЗадняя подвесканезависимая, пружинная, многорычажнаянезависимая, пружинная, многорычажнаяПередние тормозадисковые вентилируемыедисковые вентилируемыеЗадние тормозадисковые вентилируемыедисковые вентилируемыеШины235/55 R20235/55 R20Дорожный просвет, мм200200Эксплуатационные характеристикиМаксимальная скорость, км/ч200200Время разгона с 0 до 100 км/ч, с9,2 (9,5)8,2Расход топлива, л/100 км— городской цикл9,8 (9,9)12,7— загородный цикл6,6 (6,7)6,9— смешанный цикл7,8 (7,9)9,0Норма токсичностиЕвро-6Евро-6Ёмкость топливного бака, л7272ТопливоАИ-95АИ-95*В скобках данные для полноприводной версии
Техника
В основе Лексуса RX четвёртого поколения ? платформа предшественника со стойками McPherson спереди и многорычажкой сзади. Японцы постарались придать характеру кроссовера больше азарта. Передний стабилизатор поперечной устойчивости стал толще, а его втулки и сайлент-блоки задней подвески ? жёстче. Перенастройке на более плотный ход подверглись амортизаторы. Крепче стали и ступицы "по кругу". Наиболее заметны изменения у версии F Sport: только ей положены адаптивные амортизаторы с 30 алгоритмами работы и активные стабилизаторы. Подобное устанавливается на RX впервые.
Новый RX крупнее предшественника, но снаряжённая масса осталась на прежнем уровне. Не в последнюю роль из-за того, что доля высокопрочных сталей в кузове кроссовера превысила 50%. Усовершенствован метод склейки кузовных панелей и увеличено число точек лазерной сварки в задней части автомобиля, что повысило жёсткость конструкции. Подверглись переделке дверные проёмы, появились дополнительные усилители кузова между моторным щитом и передними лонжеронами.
Бензиновый двигатель 8AR-FTS объёмом 1998 см? — новейшая разработка мотористов концерна Toyota. Первым алюминиевый агрегат получил кроссовер NX, позже его начали ставить на IS, GS и RX. Двухлитровый четырёхцилиндровый мотор оснащён непосредственным впрыском топлива, турбокомпрессором twin scroll и усовершенствованным механизмом регулировки фаз газораспределения Dual VVT-iW на впуске и выпуске, который позволяет двигателю работать по циклам Отто и Аткинсона. Среди других особенностей агрегата массой 160 кг — специальное напыление внутренних деталей для уменьшения потерь на трение. Турбомотор отвечает нормам токсичности Евро-6. В паре с наддувной "четвёркой" у модели RX трудится шестиступенчатый "автомат" собственной разработки, хотя седанам IS и GS с турбомотором положена восьмидиапазонная автоматическая коробка.
Шестицилиндровый V-образный мотор 2GR-FE с углом развала блока цилиндров 60?, впускным трактом переменной длины и регулируемыми фазами газораспределения претерпел серьёзную модернизацию. Отдача подросла до 296 сил и 370 Н•м благодаря переходу на непосредственный впрыск топлива. Изменена конструкция блока, пересмотрена форма впускных каналов и камер сгорания, степень сжатия увеличена с 10,8:1 до 11,8:1, оптимизирован рабочий процесс на высоких оборотах, установлен улучшенный масляный насос. Двигатель адаптирован под работу по циклу Аткинсона, а применение более совершенного способа обработки цилиндров и использование иных поршневых колец позволило снизить потери на трение.
В большинстве ситуаций полноприводный Lexus гребёт только передком, а электромагнитная муфта JTEKT блокируется при малейшем проскальзывании передних колёс и перебрасывает назад до 50% тяги. Фрикционы замыкаются полностью за 20 мс. Их можно заблокировать и принудительно — клавишей на центральном тоннеле. После 40 км/ч электроника распускает муфту. Трансмиссионные "мозги" отслеживают положение руля, дроссельной заслонки, считывают показания датчиков вращения вокруг вертикальной оси, определяя степень блокировки. Но муфта не принимает активного участия в работе системы комплексного управления VDIM. Заранее фрикционы перебрасывают момент назад только на старте при полностью открытом дросселе.
История (Роберт Есенов, Леонид Попов)
Lexus RX — первый кроссовер марки и родоначальник класса среднеразмерных премиум-паркетников. Автомобиль, появившийся в 1998 году, специально разрабатывался для Штатов. Нейтральная внешность, качество и надежность, богатое оснащение и адекватные цены позволили за пять лет продать более 360 тысяч машин. Кроссовер оснащался двигателем V6 3.0 мощностью 220 л.с. и четырехступенчатым "автоматом". В 2000 году RX 300 начали официально продавать в Европе, где до 2003-го было реализовано около 15 тысяч машин. На японском рынке у Лексуса был праворульный брат-близнец Toyota Harrier с менее мощными двигателями — "четвёрками" 2.2 и 2.4.
Представленный в 2003 году RX второго поколения остался бестселлером. Ежегодно в США раскупали около 100 тысяч машин. Европейцы получили новый паркетник одновременно с американцами. Но в США RX носил индекс 330 и оснащался мотором V6 3.3 (230 сил). Европа довольствовалась версией RX 300 с 203-сильной "шестёркой".
В 2005-м на рынок вышли гибридные кроссоверы RX 400h (на фото — вверху) с 276-сильной силовой установкой и слегка изменённой внешностью, а спустя два года версии RX 300/330 подверглись рестайлингу. Появился новый общий индекс — RX 350 (V6 3.5, 277 л.с.). За десять лет Lexus RX разошёлся по миру миллионным тиражом. Десятая часть осела в Европе: из них 23 тысячи машин — в России с 2003-го. Но это только официальная статистика, а RX с самого начала был любимцем наших "серых" дилеров.
Кроссовер третьего поколения вышел в свет в 2008 году. Проектировали его с оглядкой на предшественника, но многое было пересмотрено. Появились новые многорычажка сзади и система полного привода с многодисковой управляемой электроникой муфтой вместо вискомуфты. Гамма моторов (в очередной раз модернизированных) включала "четвёрку" 2.7, "шестёрку" 3.5 и гибридную установку. "Автомат" стал шестиступенчатым (ранее был на пять передач), система курсовой устойчивости и помощи старта в гору, активные подголовники и полный набор эйрбэгов (включая коленные) — стандартными.
В 2012 году модель пережила рестайлинг, затронувший не только внешность. В частности, была увеличена жёсткость кузова и перенастроено рулевое управление ради лучшего отклика. "Третий" RX, как и предшественники, занимал лидирующие позиции в классе на ключевых рынках, а его гибридная версия в США стала самым продаваемым двоякодвижимым Лексусом. Все поколения RX разошлись по свету тиражом 2,1 млн штук. Это самый продаваемый Lexus в истории (три из десяти купленных автомобилей Lexus — это RX).
За кадром
Все звёзды сошлись! Автомобиль интересный, Портленд приятный, погода хорошая. И только выбранные организаторами тест-драйва маршруты не вдохновили. Едешь-едешь, а картинка за окном не отличается от подмосковной. Лишь жёлтая разметка на дорогах напоминает о Штатах. В итоге двумя экипажами мы отправились к Тихому океану. Разнообразие пейзажей, дорог ? ни в какое сравнение. Но если специалисты Лексуса встретили нас очень тепло, то океан оказался негостеприимен. Настолько, что даже ступням в воде было больно от холода.