Пытаемся воспринять идеологию хэтча Skoda Rapid Spaceback
Главный дизайнер фирмы Skoda Йозеф Кабан живо двигался по сцене и эмоционально рассказывал нам о высоком. О чувствах, ощущениях, о Ромео и Джульетте, о стиле и о тех, кто ещё способен желать и покупать нечто большее, чем просто автомобиль. Одно в этот вечер осталось слегка непонятным. Красивые слова были адресованы скромному хэтчбеку Skoda Rapid Spaceback, который в тот вечер выделялся разве что симпатичными 17-дюймовыми литыми дисками да панорамной крышей. По мнению чехов, если вам нужен яркий и стильный автомобиль, на который вы будете не раз оборачиваться по дороге к дому, то под эти условия прекрасно подходит именно Rapid Spaceback.
В Европе Rapid Spaceback уже продаётся. Например, в Германии за него просят от 14 990 до 18 990 евро (от 656 444 до 831 616 рублей).
Перед нами обычный Rapid (на нём мы ездили ещё в августе 2012 года), но без хвоста (длина 4483 мм против 4304 мм), который позволял называть модель лифтбеком. Даром это не прошло — объём багажного отделения после операции уменьшился с 550–1490 до 415–1380 л. В качестве компенсации — толика гламура, который, как говорят чехи, разительно отличает хэтчбек от лифтбека. Rapid Spaceback получил стеклянную панорамную крышу. Прозрачная секция простирается на 1210 мм в длину и 780 мм в ширину. Небо над головой — и без перемычек. Более того, также за доплату можно установить увеличенное стекло на пятой двери — его граница примерно на 100 мм ниже обычного. Теперь, чтобы выделиться из толпы, нет необходимости клеить на крышу и пятую дверь чёрную плёнку — об этом за вас позаботились в Млада-Болеславе.
Трёхспицевый руль, напоминающий ягуаровскую баранку, и глянцевые накладки (или панели под алюминий) не только отличают салон Спейсбека от исходного Рапида, но и оживляют его. Европейские Рапиды по умолчанию комплектуются шестью подушками безопасности и неотключаемой системой стабилизации. Датчики давления в шинах — опция. Навигация работает медленно и не поспевает за вами, если даже двигаться со скоростью меньше 60 км/ч. Отдельно можно заказать и ксеноновые фары в комплекте с ручным гидрокорректором, которые для лифтбека недоступны.
Автомобилям с панорамной крышей и удлинённым задним стеклом также положены задние фонари с лёгкой тонировкой. К слову, в Старом Свете за стеклянную крышу дилеры просят около 1000 евро.
Но даже с такой опцией, как панорамная крыша, по интерьеру витает дух бюджетности. Ведь внутри хэтчбек, как и лифтбек, скучен и скуп: простенькая архитектура подкреплена столь же непритязательными материалами отделки. Конечно, переднюю панель можно украсить накладками, удачно имитирующими алюминий, но это не в силах изменить впечатления. Даже тот факт, что на хэтчбек можно заказать мультимедийную систему и климат-контроль, сути дела не меняет. Это типичный салон Шкоды — добротный, просторный, невероятно продуманный, но глазу в нём не за что зацепиться. Интерьер, в отличие от Йозефа Кабана, не столь убедителен.
Сиденья у Рапида добротные: в меру плотные, подходящие под водителей разной комплекции. За доплату существуют спортивные кресла с улучшенной боковой поддержкой и интегрированными подголовниками. Пассажирам сзади, если их двое, ничего мешать не должно: места предостаточно и над головой, и перед коленями. Третьему седоку как-то придётся уживаться с высоким тоннелем.
А по технике между Рапидами с разными типами кузова ещё меньше отличий. Спереди и сзади у версии Spaceback применили те же стойки McPherson и полузависимую балку, а расстояние между осями осталось на уровне 2602 мм. Общая ширина также не изменилась — 1706 мм. Правда, передняя и задняя колея у новинки чуть шире — 1463 и 1500 мм против 1457 и 1494 мм. Но по силовым агрегатам вновь паритет. Европейским модификациям Spaceback доступны все двигатели и коробки передач, что положены и лифтбеку. Три бензиновых мотора (1.2 MPI, 1.2 TSI, 1.4 TSI) развивают от 75 до 122 л.с., а дизельный агрегат 1.6 TDI с двумя вариантами форсировки выдаёт от 90 до 105 сил. Пока неизвестно, какие из этих двигателей попадут в Россию. Точно к нам будут поставлять машины с "атмосферником" 1.6 (105 "лошадей"), которых на презентации не было.
Объём багажника Спейсбека заметно уступает вместимости лифтбека, но с практичностью по-прежнему всё отлично: большой проём, множество сеточек, кармашков и двойной пол.
Ознакомиться удалось только с наддувными бензиновыми "четвёрками". Rapid Spaceback с моторами 1.2 TSI и 1.4 TSI лишь на 5–9 кг легче аналогичных лифтбеков, что не сулит дивидендов по динамике. Это же подтвердили и ощущения. Со 122-сильным агрегатом, выдающим 200 Н•м с 1500 об/мин, Rapid не превращается в ракету, но уверенно ты себя чувствуешь во всех ситуациях. У турбомотора с приятным голосом хватает тяги, чтобы бодро стартовать и быстро обгонять. В паре с ним трудится только семиступенчатый "робот" DSG с двумя "сухими" сцеплениями. Пресловутый "преселектив" работает не лучшим образом — на скорости переключается плавно, но в пробке дёргает всю машину ненужными переходами с первой на вторую ступень на скоростях до 10–15 км/ч. К тому же на Рапиде DSG не может похвастаться быстродействием: даже в спортивном режиме переходы вниз сопровождаются философскими паузами.
Специалисты Шкоды сетуют, что в России слишком большой разброс по качеству бензина и дизельного топлива. Если читать между строк, получается, не видать нам "непосредственных" бензиновых моторов и дизелей? Скорей всего, так оно и будет. Жаль, ибо наддувные "четвёрки" везут Rapid воодушевлённо.
Машины с мотором 1.2 TSI, доступным в двух исполнениях (86 л.с. и 160 Н•м или 105 сил и 175 Н•м), оснащаются только "механиками" с пятью или шестью ступенями. Классные коробки передач — с чётким механизмом переключения и оптимальным усилием на рычаге. Двигателям вне зависимости от отдачи слегка не хватает тяги на низах, но в городе их умеренных способностей хватает, чтобы нормально уживаться с соседями по потоку. Для спокойных водителей — в самый раз! Разница отчётливо прослеживается, когда стрелка спидометра проходит рубеж 100 км/ч: за этой чертой 86-сильную машину предательски покидают силы. Не все, конечно, но разгон превращается в нечто монотонное и неинтересное. Версия со 105 "лошадьми" заметно живее и на более дальних рубежах.
На высоких скоростях гул от шин отходит на второй план, пропуская вперёд акустические возмущения от набегающего воздуха в районе лобового стекла.
По словам чешских инженеров, после презентации лифтбеков Rapid многие журналисты жаловались на излишнюю жёсткость подвески. Это было принято во внимание, и с недавних пор оригинальная модель сходит с конвейера с перенастроенными пружинами и амортизаторами. Такие же настройки получил и Rapid Spaceback. Но, откровенно говоря, принципиально ничего не изменилось. Если подвеска и стала комфортабельней, то совсем чуть-чуть. Немного рассеялось внимание Рапида к микропрофилю дороги, но на неровностях пятидверка по-прежнему нервно вздрагивает. И это на относительно ровных дорогах северо-восточной Италии. А что будет в России? Пока ясно, что наши Рапиды получат пакет для плохих дорог — иные настройки элементов и увеличенный клиренс. Это, кстати, повлияет и на управляемость Рапида, который в европейской спецификации на дороге в меру собран и точен.
В планах Шкоды — продавать по 1,5 миллиона машин к 2018 году. Для справки, в 2012 году чехи реализовали по миру 939 200 автомобилей.
Пусть красивые образы и романтика, о которых говорил Йозеф Кабан, подходят пятидверке Rapid Spaceback, как Роллс-Ройсу антикрыло, чешский дизайнер затронул важные вещи. Главная мысль в его речи: автомобили с ярким и интересным дизайном легче продавать. Да, у специалистов компании Skoda свой собственный взгляд на красоту, но Rapid Spaceback с панорамной крышей — это небольшой, но шаг в сторону от пути консерватизма, по которому чешская компания идёт долгие годы. Шкодовцы по-прежнему открещиваются от создания нишевых моделей. Купе? Кабриолеты? Быть такого не может! Но в появление таких Шкод легко поверить. По крайней мере, гораздо труднее было представить трёхдверный универсал Ferrari с полным приводом или кроссовер Porsche с дизельным мотором.
Паспортные данные
Skoda Rapid Spaceback | 1.2 TSI | 1.4 TSI |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | хэтчбек | хэтчбек |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4304 | 4304 |
Ширина, мм | 1706 | 1706 |
Высота, мм | 1459 | 1459 |
Колёсная база, мм | 2602 | 2602 |
Колея передняя/задняя, мм | 1463/1500 (1457/149) | 1457/1494 |
Снаряжённая масса, кг | 1150 (1170) | 1225 |
Полная масса, кг | 1610 (1630) | 1685 |
Объём багажника, л | 415–1380 | 415–1380 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 8 | 16 |
Рабочий объём, см | 1197 | 1390 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 86/4800 (105/5000) | 122/5000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 160/1500–3500 (175/1550–4100) | 200/1500–4000 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | механическая, пятиступенчатая (механическая шестиступенчатая) | роботизированная семиступенчатая |
Привод | передний | передний |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | барабанные | дисковые |
Шины | 175/70 R14 (185/60 R15) | 185/60 R15 |
Дорожный просвет, мм | 134 | 134 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 180 (193) | 203 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 11,7 (10,2) | 9,4 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 6,5 (6,9) | 7,4 |
— загородный цикл | 4,4 (4,6) | 4,8 |
— смешанный цикл | 5,1 (5,4) | 5,8 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 55 | 55 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 |
Дизайн
По мнению Йозефа Кабана, главного дизайнера Шкоды, Rapid Spaceback — это сочетание великолепных пропорций, чётких линий и выразительных форм.
Техника
В основе Рапида лежит платформа седана Volkswagen Polo. Но для чешского хэтчбека удлинили базу, расширили колею, а модули подвесок заимствовали от других моделей Skoda. Например, стойки McPherson с нижними А-образными рычагами спереди взяты от Фабии, но вся конструкция усилена и адаптирована под более тяжёлые моторы и большую общую массу. Сзади же установлена торсионная балка от Октавии первого поколения. Толщина переднего стабилизатора поперечной устойчивости составляет 20 мм, заднего — 18 мм. По заказу в Европе на Rapid будет устанавливаться пакет для плохих дорог, с которым дорожный просвет в передней части увеличивается на 15 мм, в задней — на 12. У нас такая опция будет доступна в начальной комплектации, а клиренс будет равняться 149 мм вместо 134.
Двигатель объёмом 1197 см? оснащён турбокомпрессором (давление наддува — 1,6 бара) и системой непосредственного впрыска топлива, рабочее давление которой достигает 150 бар. Изюминка восьмиклапанного двигателя, выдающего 86 л.с. и 160 Н•м или 105 сил и 175 Н•м, — компактная головка блока, позволившая расположить выпускной коллектор не сбоку, а спереди. Кстати, открытием и закрытием всех восьми клапанов заведует один-единственный распредвал, приводимый однорядной цепью. Впервые турбомоторчик начали ставить на хэтчбек Volkswagen Polo в середине 2009 года.
Рядный четырёхцилиндровый мотор 1.4 TSI (122 л.с., 200 Н•м) — наиболее мощный бензиновый агрегат, доступный на Рапиде. "Четвёрка" объёмом 1390 см? получила чугунный блок, систему непосредственного впрыска топлива (форсунки с шестью отверстиями распыляют смесь под давлением 150 бар), компактный турбокомпрессор с рабочим давлением 1,8 бара и фазовращатели на впуске. У этого двигателя есть старшая модификация, оснащённая дополнительно приводным нагнетателем Eaton пятого поколения. Двухнаддувный мотор выдаёт до 170 сил и 240 Н•м.
За кадром
Ежегодно Верону посещает более трёх миллионов туристов. Может, после нашего короткого видеоролика и вы отправитесь в этот красивейший город?