Самые угоняемые автомобили в России 2013
4 декабря 67-й день рождения легкового автомобиля Москвич-400, который, по мнению Иосифа Сталина, должен был стать популярным "народным" автомобилем. И вождь оказался прав – модели этой марки стали продаваться в СССР огромными тиражами. В наши дни популярность марок или моделей авто принято определять как по количеству проданных моделей, так и по "угоняемости" – марки и названия моделей, которые угоняли в 2013 году наиболее часто, мы и представили вниманию читателя.
В далекие советские времена автомобиль был скорее роскошью, чем средством передвижения, и популярность автомобиля определялась двумя основными факторами – стоимостью и доступностью. Автомобилей иностранного производства практически не было, а модельный ряд отечественных марок был весьма ограничен. Поэтому "Москвич" с его скромными характеристиками собирался на АЗЛК и "распределялся" в СССР в огромных количествах.
Но, несмотря на то что в наши дни покупатель имеет гораздо более широкий выбор, автомобили российского производства лидируют в статистике угонов, поскольку модели российских производителей по-прежнему являются наиболее доступными по цене. Итак, порядка 15% всех угнанных в 2013 году автомобилей – это модели АвтоВАЗа, а за прошлый год 15 тысяч из 52 тысяч похищенных машин носили марку "Лада". Большой "спрос" у автомобильных воров имеет Лада-Приора.
Связующим звеном между давно ушедшими временами и сегодняшним днем является соотношение привлекательности потребительских характеристик автомобиля и количества угонов моделей этой марки. Современный рынок предлагает огромнейший выбор автомобилей, объем продаж которых год от года продолжает расти, статистика ГИБДД говорит о приросте количества угонов в среднем на 10% в год.
Говорить о том, что какая-либо модель угоняется чаще, чем другие, можно только на основании статистики, причем статистические выкладки существенно отличаются, если рассматривать их по регионам. В Москве и Санкт-Петербурге угонщики делают упор на более дорогие модели, что определяется более высоким уровнем платежеспособности потенциальных покупателей, в регионах угоняемые машины принадлежат к категории недорогих.
Так, уже довольно давно в лидерах московской статистики фигурируют модели марки Mazda, главным образом, предпочтение автомобильные воры отдают Mazda 3.
Как в столице, так и по регионам фиксируется огромное количество угонов автомобилей японских марок – угнанные машины затем перепродаются либо разбираются на запасные части. Авто таких марок, как Toyota, Mitsubishi, Honda являются наиболее ликвидными, причем модели, относящиеся к сегменту бюджетных, намного реже фигурируют в статистике страховых компаний, чем в официальной статистике МВД.
Японские автомобили отличаются более высоким качеством, чем представители отечественного автопрома, и в то же время лишь ненамного отличаются по цене. Запчасти, которые можно приобрести на "вторичном" рынке, делают стоимость эксплуатации "японцев" вполне доступной, в то время как стоимость оригинальных запчастей, предлагаемых дилерскими центрами, по карману далеко не всем. Этим и объясняется высокая популярность японских марок среди угонщиков. Из наиболее часто угоняемых авто в 2013 году – модели семейства Mitsubishi Lancer.
В то же время профессиональные преступники, которые предпочитают работать "на заказ", понимают, что от стоимости автомобиля, а также от его технических характеристик, длительность тюремного срока не изменяется. Поэтому в крупных городах, где имеется спрос на дорогие иномарки, статистика совершенно другая, и в отличие от небольших городов, в столице и других крупных городах дорогие авто угоняют едва ли не чаще, чем бюджетные модели.
Статистику отчасти подтверждают и рейтинги страховых компаний, однако эти рейтинги имеют свойство отличаться друг от друга, иногда весьма значительно. Это объясняется довольно просто – каждая страховая компания располагает лишь собственными данными, и процентное соотношение угнанных автомобилей находится в прямой зависимости от того, какие автомобили застрахованы именно в этой компании. Кроме того, бюджетные авто, как правило, владельцы не страхуют от угона, поэтому страховщики могут использовать только данные по достаточно дорогим машинам. Так, представители модельного ряда Toyota Land Cruiser давно и прочно занимают позиции в рейтингах часто угоняемых авто.
Не менее востребованными являются иномарки немецкого производства – BMW и Mercedes-Benz, которые, однако, несколько реже подвергаются угону. Это связано с характеристиками самих авто – производители дорогих иномарок уделяют безопасности своих моделей намного больше внимания, чем производители бюджетных авто. Кроме того, владельцы дорогостоящих автомобилей имеют больше возможностей для того, чтобы оградить собственное средство передвижения от риска угона – это установка сложных, эффективных и дорогостоящих противоугонных систем, размещение авто на охраняемых паркингах.
С другой стороны, владельцы дорогих иномарок (это в равной степени справедливо для автомобилей всех ведущих производителей) часто становятся заложниками современных новшеств в элементах противоугонных систем. Угонщики все чаще используют сложное и дорогое оборудование, которое позволяет подобрать частоту электронного сигнала, с помощью которого снимается противоугонная блокировка (сканирование сигнализации). А ведь дополнительное использование простой системы, блокирующей руль, позволило бы в разы снизить риск угона. По крайней мере, это одна из основных причин, по которым в списке угоняемых авто находится BMW X6.
Итак, с ростом автомобильного рынка число угонов повышается, поскольку подавляющее большинство покупателей ищут возможность приобрести транспортное средство за минимально возможную сумму. При этом новый владелец может использовать авто всю жизнь, и при этом пребывать в неведении, что автомобиль краденый. Это же относится к запчастям, впрочем, в данном случае нового владельца меньше интересует происхождение того или иного узла.
По-прежнему категории автомобилей, к которым угонщики испытывают максимальный интерес, можно перечислить в следующем порядке: • Бюджетные отечественные модели; • Японские иномарки; • Популярные дорогие иномарки.Причем можно утверждать, что год от года перечисленные категории располагаются в том же порядке. Отличие заключается лишь в наименовании марок и моделей, которые изменяются в пределах тех же категорий.
В заключение стоит сказать о том, что при желании угонщика завладеть определенным автомобилем вопрос хищения этого транспортного средства остается лишь вопросом времени. Однако в силах владельца авто сделать так, чтобы его средство передвижения не попало в сферу интересов преступника.
В первую очередь, не стоит забывать о достаточно простых вещах – перед тем как покуситься на автомобиль, угонщик некоторое время изучает привычки его хозяина. И если дорогое авто не будет оставаться без присмотра на неохраняемых парковках, а владелец автомобиля позаботится о современных противоугонных устройствах, этот факт не окажется без внимания угонщика, присматривающего добычу. При подобных условиях есть определенный шанс, что последний предпочтет продолжить поиски, чем остановиться на изучении возможности похищения вашей машины.