Фиксируем качественный скачок кроссовера Toyota Highlander
Специалист по экспортным рынкам из отделения Toyota USA, не скрывая удовлетворения, рассказывает про рекламную кампанию, под которой новый Highlander продвигается в Штатах. Большой восьмиместный кроссовер адресован молодым семьям с детьми. Поэтому на помощь в позиционировании Хайлендеру пришёл SpongeBob — герой успешного мультсериала SpongeBob SquarePants (Губка Боб Квадратные Штаны) телеканала Nickelodeon. И наш собеседник сообщает, что эта рекламная кампания возымела большой успех в США. Вы можете себе представить, чтобы в России Highlander рекламировали анимационной Губкой в квадратных штанах, которая общается с Осьминогом и Белкой-каратисткой в скафандре и работает поваром на Краба?
Как это ни странно, за дизайн отвечали японские специалисты, которые творили в родных стенах. Но основной рынок для модели — США. Там же (на заводе в Индиане) кроссоверы будут и выпускать.
В России тоже крутили по телевизору Губку Боба, но Highlander у нас рассчитан на серьёзных покупателей с иными ценностями. До половины продаж должно прийтись на мужчин в возрасте 42 лет, у которых есть супруга и двое детей и которые ценят в первую очередь солидный внешний вид автомобиля и мощный двигатель. Остальные 50% поровну разбиты между двумя типами клиентов: практичными сорокапятилетними, которым важно получить много автомобиля за относительно небольшие деньги, и молодыми в возрасте тридцати трёх лет, которым придутся по душе агрессивный дизайн и богатое оснащение. Только вот женщинам в этом списке места не досталось: в России за рулём предыдущего Хайлендера представительницу слабого пола я видел всего лишь раз.
Самые приятные метаморфозы внутри: такого интерьера стыдиться уже не будешь. Мягкий пластик верхней части панели с прострочкой нитками (этакая имитация кожаной отделки), хороший подбор фактур, приятные глазу накладки "под металл", широкая полка под блоком климат-контроля с прорезиненным дном для мелочовки — таков новый Highlander. С эргономикой тоже полный порядок: приборы лаконичные, а все нужные кнопки крупные и находятся всегда под рукой. "В базе" — восемь подушек безопасности и кожаная отделка сидений.
Приборная панель с цветным экраном у российских Хайлендеров будет такой же, как на фотографии, но нам будут поставлять машины только с двухзонным климат-контролем (в США можно будет получить и обычный кондиционер). Мультимедийную систему Entune заменят у нас комплексом Toyota Touch 2 (в обоих случаях диагональ дисплея — восемь дюймов), который устанавливается на модели Corolla и RAV4. Вне зависимости от рынка сбыта наиболее дорогие версии оснащаются аудиосистемой JBL с 12 динамиками. Под центральной консолью спрятались кнопки управления трекшн-контролем, включения зимнего режима силового агрегата и системы помощи при спуске с горы, а также кнопка принудительной блокировки многодисковой муфты.
Потенциальным покупателям будет приятно узнать, что новый Highlander построен теперь на серьёзно модифицированной платформе с применением элементов от премиум-кроссовера Lexus RX. Стойки McPherson спереди и расстояние между осями (2790 мм) не изменились, но сзади вместо того же Макферсона появилась многорычажная конструкция от "эр-икса". Это позволило опустить пол багажника, попутно увеличив его ширину (на 15 мм, до 1925). Кроме того, кардинально изменилась полноприводная трансмиссия — вместо постоянного полного привода с распределением тяги в соотношении 50:50 Хайлендеру отрядили электромагнитную муфту JTEKT от того же Лексуса, подключающую заднюю ось при пробуксовке передней (на корму идёт до половины крутящего момента).
По прогнозам специалистов Тойоты, в 2014 году россияне купят 11 тысяч Хайлендеров (на фото — машина в российской спецификации), что соответствует 8% сегмента. Напомним, что в 2011 году этот показатель составлял 8,3% (9589 экз.), а в 2012 и 2013 годах — 7,8% (11 182) и 5,5% (7380).
Тех, кто не понаслышке знаком с предыдущим Хайлендером, салон преемника может приятно шокировать. Прежде дизайн интерьера был бесхитростным, а в отделке использовались наихудшие материалы, которые в Тойоте смогли найти. Сейчас всё иначе. Сложная, но интересная архитектура передней панели, добротный податливый пластик, имитирующий кожаную обивку с прострочкой нитками, более качественные панели "под металл" и "под дерево", амбиентная подсветка салона — это большой шаг на новую ступень! Сложите это с улучшенной эргономикой и повышенной функциональностью, помножьте на беспрецедентное количество свободного пространства и расширенный список оснащения (система слежения за мёртвыми зонами, вентиляция передних сидений и подогрев задних, мультимедийный комплекс с аудиосистемой JBL), и вы получите потенциального лидера среди кроссоверов класса Е+.
По умолчанию кроссовер комплектуется подогревом лобового стекла в зоне покоя стеклоочистителей, но в любой из модификаций авторежимом работы могут похвастаться только передние стеклоподъёмники. Бокс-подлокотник между передними креслами поражает размерами — туда можно положить не только разные гаджеты, но и довольно крупную женскую сумку. Хорошее подспорье для воров. Переводишь рычаг коробки передач вниз до упора и оказываешься в режиме D — мелочь, а приятно.
Для знакомства с Хайлендером нас привезли в Калифорнию. Яркое солнце, лазурное небо без облаков — и это в декабре. Но и без неувязок не обошлось — на тест нам предоставили автомобили в североамериканской спецификации, которые сильно отличаются от машин, предназначенных для России. И если наличие у российских Хайлендеров светодиодных фар ближнего света и иных колёсных дисков можно считать мелочью, то разные настройки рулевого управления, подвески и шестицилиндрового мотора к таковым никак не отнесёшь. По словам специалистов российского офиса Тойоты, наши Хайлендеры получат менее жёсткие пружины и амортизаторы и менее острое рулевое управление, но даже в этом случае они будут чуть плотнее и отзывчивее по рулю в сравнении с нынешней моделью для нашего рынка.
Зазоры перед коленями на первом и втором рядах увеличились на 15 мм, а у обитателей галёрки — и вовсе на 50 мм. Ширина салона прибавила разом 83 мм. И пусть высота кузова уменьшилась на 30 мм, в салоне Хайлендера по-прежнему невероятно просторно. Пассажиры среднего ряда могут регулировать подушку и спинку сидений, но идиллию всё же нарушает плосковатая спинка дивана. Как и на американских версиях, на российские можно будет заказать передние кресла не только с подогревом, но и с вентиляцией.
Трёхзонный климат-контроль с подогревом дивана второго ряда россиянам достанется, но мультимедийная система с DVD-проигрывателем и экраном для задних пассажиров — нет. Зато есть вероятность, что россияне получат возможность заказать панорамную стеклянную крышу.
Будь я на месте тойотовцев, не стал бы менять настройки ходовой части автомобилей для нашего рынка. По крайней мере у машин с 270-сильным V6 3.5 (у нас он будет выдавать 249 л.с.). По дороге шестицилиндровый Highlander идёт чинно, благородно и лишь чуть жёстче предшественника. Слегка внимательнее кроссовер относится к мелким неровностям, но со средними и крупными, которых на дорогах Калифорнии хватает, расправляется, не сбив дыхания. Неприятный момент один: если брать ходом "лежачих полицейских" на скорости от 40 км/ч и выше, то передняя подвеска отрабатывает их с громким ударом в конце хода отбоя. Зато кренится кузов меньше, испарилось ощущение расхлябанности и стало меньше Америки в характере, а руль в руках теперь насыщен хоть каким-то усилием, а не безвольно болтается туда-сюда.
Объём грузового отделения увеличился на 34% — он варьируется от 391 до 2370 л. Для сравнения, Ford Explorer довольствуется отделением, чей объём равен 595–2285 л. Под фальшполом у Хайлендера находится ниша, в которой лежат инструменты.
Не позавидуешь тому владельцу Хайлендера, который в пути проколет колесо, — докатка, входящая в базовую комплектацию, закреплена под днищем. За электропривод двери багажника платить не нужно. К слову, чтобы загрузить мелкие вещи, можно открыть стекло отдельно от всей двери.
И атмосферная "шестёрка" от предшественника тут в самую масть. Раскатисто урча на средних и высоких оборотах, двигатель без проблем исполняет свою работу вне зависимости от того, где вы находитесь. В городском потоке можно ехать в треть педали и везде поспевать, а реакция на акселератор близка к оптимальной. Хорош и "автомат": в обычном режиме он не раздражает медлительностью и тягой к высшим диапазонам, а в спортрежиме без особых задержек скидывает по две ступени, тем самым прекрасно аккомпанируя славному мотору. А учитывая, что V6 теперь развивает удобные по налогу 249 л.с., я без тени сомнения советовал бы каждому выбирать модификацию именно с этим агрегатом.
Паркетник получил двухпоршневые тормозные механизмы спереди и однопоршневые сзади, что машинам массой 1875–1995 кг вполне хватает. Жаль, что у педали тормоза великоват свободный ход.
А как же переднеприводная версия со 188-сильной "четвёркой" 2.7? Выбор у россиян теперь есть, но его будто бы и нет. А всё потому, что менее дорогой четырёхцилиндровый Highlander получился неважным. Хотя я не верю, что он взял и получился такой. Есть подозрение, что его намеренно сделали таким, чтобы люди охотнее выбирали машины с V6. Подобная история приключилась и с Хондой Crosstour — её версия с мотором 2.4 слишком сильно уступает машине с V6 почти по всем параметрам. Вот и разница между двумя Хайлендерами не укладывается в одну лишь динамику. Она, конечно, заметно отличается: 188-сильным кроссоверам хватает способностей мотора, но запаса по отдаче почти нет. Каждый лишний человек в салоне ощутимо влияет на динамику, каждый обгон нужно совершать, так сказать, с разбега, но хорошенько перед этим оценив ситуацию.
По паспорту переднеприводный Highlander 2.7 кушает в смешанном цикле 10,7 л бензина на 100 км, а полноприводный 3.5 — 11,2 л. На деле же оба варианта выпивали во время тест-драйва примерно по 13 л на 100 км. При этом быстро мы не ездили, но на светофорах в маленьких городах стояли часто.
Но это было ожидаемо. А вот зачем было делать более простую модификацию жёстче? Ведь машина с мотором 2.7 подробно повторяет профиль асфальтового полотна и сильнее встряхивает седоков на колдобинах. Более того, акустическая обстановка тоже ухудшилась. Во всех исполнениях модели пол застелен шумопоглощающими матами на 86% (было 56%), но если V6 подаёт приятный голос только при интенсивном разгоне, то "четвёрка" назойливо давит на уши чуть ли не с 2000 об/мин — блёклый звук мотора 2.7 отчётливо слышен в салоне почти всегда. А кастрация полноприводной трансмиссии повлияла не только на и без того скромные внедорожные способности Горца, но и на стабильность паркетника в скоростных поворотах. У машин с приводом на переднюю ось снос развивается раньше и на меньшей скорости, а вот модификации с обеими ведущими осями проявляют цепкость в пологих виражах. И мы не о каком-нибудь спортивном поведении говорим — это банальная надёжность и спокойствие за рулём.
По словам маркетологов, у версий с V6 основными конкурентами являются Honda Pilot, Nissan Pathfinder, Volkswagen Touareg, Ford Explorer и Mazda CX-9, а у исполнений с мотором 2.7 — Hyundai Santa Fe, Kia Sorento и Nissan Murano.
Однако делать полноценные выводы об особенностях автомобиля пока не будем: в феврале 2014 года нас ждёт российский тест-драйв в Грузии, где мы познакомимся с машинами для нашего рынка. Там и узнаем, как подвеску перенастроили, что сделали с рулевым управлением и ощутима ли потеря свыше 20 сил у мотора V6. Но в одном можно не сомневаться точно: с середины января, когда начнутся продажи Хайлендера в России, японский кроссовер продолжит своё уверенное и почти победное шествие по российскому рынку. Если уж раньше Highlander покупали с завидной частотой, то у преемника, смело шагнувшего вперёд, одна судьба — улучшить результаты. Даже подскочившие цены едва ли повлияют на итоги, хотя сейчас полноприводные модификации уходящей со сцены модели предлагаются за 1,69–1,92 млн рублей, а аналогичные версии нового Хайлендера оцениваются в 1,97–2,14 млн рублей. И кто знает, может, даже Губка в квадратных штанах не помешала бы успеху? Жаль, у нас в Тойоте на такой эксперимент не пойдут.
Паспортные данные
Toyota Highlander (американская спецификация) | 2.7 | 3.5 |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/7–8 | 5/7–8 |
Длина, мм | 4865 | 4865 |
Ширина, мм | 1925 | 1925 |
Высота, мм | 1730 | 1730 |
Колёсная база, мм | 2790 | 2790 |
Колея передняя/задняя, мм | 1635/1630 | 1635/1630 |
Снаряжённая масса, кг | 1875 | 1995 |
Полная масса, кг | 2570 | 2722 |
Объём багажника, л | 391–2370 | 391–2370 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый | бензиновый |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 6, V-образно |
Число клапанов | 16 | 24 |
Рабочий объём, см | 2672 | 3456 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 185/5800 | 270/6200 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 249/4200 | 337/4700 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | автоматическая шестиступенчатая | автоматическая шестиступенчатая |
Привод | передний | подключаемый полный |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые |
Шины | 245/60 R18 | 245/55 R19 |
Дорожный просвет, мм | 200 | 200 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | нет данных | нет данных |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | нет данных | нет данных |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 11,7 | 13,1 |
— загородный цикл | 9,4 | 9,8 |
— смешанный цикл | 10,7 | 11,7 |
Норма токсичности | Евро-4 | Евро-4 |
Ёмкость топливного бака, л | 72 | 72 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 |
Техника
Растянутая платформа от седана Camry перекочевала и на новый Highlander — об этом говорят стойки McPherson спереди и та же колёсная база в 2790 мм. Но и изменения значительные: вместо задних Макферсонов японцы применили многорычажку от Лексуса RX последнего поколения. От "эр-икса" на Хайлендере установлена и многодисковая муфта JTEKT с электронным управлением, подключающая заднюю ось при пробуксовке передней и посылающая на задок до 50% тяги (раньше был постоянный полный привод). Как говорят создатели нового Хайлендера, настройки пружин и амортизаторов стали жёстче, чем были, а пересмотренный софт электроусилителя позволил поднять усилие на руле, хотя и без дивидендов по части информативности. Однако автомобили в российской спецификации будут отличаться от тех, что продают в США. Кроссоверы для нас сделают чуть мягче, хотя они и будут на ходу собраннее предшественника. А ещё, как и в Штатах, россиянам предложат версию попроще — с четырёхцилиндровым мотором, передним приводом и менее благородной поступью.
Новинка стала длиннее на 70 мм и шире на 15,2 мм, а модернизированная конструкция кузова стала жёстче при кручении. Японцы применили высокопрочную сталь в передних и центральной стойках, порогах и поперечинах под панелью крыши. Кроме того, была проведена серьёзная работа по уменьшению вибраций и шума в салоне. Например, 86% пола в салоне отделано шумопоглощающим материалом (было 56%).
Шестицилиндровый V-образный мотор 2GR-FE хорошо знаком нам по Хайлендеру предыдущего поколения. Рабочий объём агрегата равен 3456 см, угол развала блока цилиндров достигает 60 градусов, а среди технических особенностей можно выделить механизм газораспределения на впуске и выпуске и впускной тракт переменной длины. Если раньше на нашем рынке Highlander с V6 выдавал 273 силы, то у машины нынешней генерации отдача равняется 249 л.с. (крутящий момент в обоих случаях 337 Н•м), что уменьшило налоговое бремя для москвичей с 40 950 до 18 675 рублей. В Штатах с V6 сочетаются как переднеприводные, так и полноприводные модификации кроссовера, но в России альтернативы не будет: в сочетании с "шестёркой" только полный привод. А коробка передач у машин с V6 одна по обе стороны Атлантики: шестиступенчатый "автомат" вместо прежнего пятидиапазонного.
Переднеприводные Хайлендеры в России будут комплектоваться четырёхцилиндровым двигателем 1AR-FE с легкосплавными блоком и головкой цилиндров, который ставится на моноприводный Lexus RX 270. Агрегат рабочим объёмом 2672 см, оснащённый двойными фазовращателями, впервые появился в конце 2008 года, заняв место под капотом моделей Venza и Highlander прошлого поколения. На российских Хайлендерах "четвёрка" будет развивать 188 сил и 252 Н•м. В качестве партнёра мотору подобрали шестидиапазонный "автомат".
История
Highlander первого поколения впервые был представлен на автошоу в Нью-Йорке в апреле 2000 года. Штаты стали основным рынком сбыта для машины, во многом унифицированной с кроссоверами Toyota Harrier и Lexus RX. Под именем Kluger модель продавалась в Японии и в Австралии. Клиентам предлагались версии с пятью или семью посадочными местами. Базовым двигателем для всех стран стала 160-сильная "четвёрка" объёмом 2,4 л, которая агрегатировалась с четырёхступенчатым "автоматом". В Америке с 2003 года предлагалась "шестёрка" серии 3MZ-FE (3,3 л, 230 л.с.), а в Японии Kluger снабжался менее мощным 220-сильным трёхлитровым мотором. Осенью 2004-го появился гибридный подвид кроссовера, который комплектовался мотором V6 объёмом 3,3 л и электродвигателем. Суммарная отдача бензоэлектрического тандема составляла 270 л.с. С момента запуска в производство предлагались как переднеприводные версии Хайлендера, так и с приводом на все колёса. Полноприводные машины оснащались трансмиссией с блокируемым вискомуфтой центральным дифференциалом и дифференциалом Torsen в приводе задних колёс. В США с 2000 по 2007 год было продано около 800 тысяч машин.
Второе поколение Хайлендера, построенного на одной платформе с Camry, с упрощённым постоянным полным приводом японцы показали в 2007-м на мотор-шоу в Чикаго. Длина кроссовера увеличилась с 4684 до 4785 мм, ширина — с 1826 до 1910, а высота — с 1689 до 1760 мм. Колёсная база достигла 2790 мм против прежних 2715. Покупатели могли выбирать между пяти- или семиместными модификациями. Моноприводные исполнения остались в строю, как и гибридная версия (с "шестёрками" 3.3 или 3.5), доступная клиентам по ту сторону океана. В США продавался и менее мощный Highlander с мотором 2.7 (189 л.с.) и шестиступенчатым "автоматом". А вместо моторов V6 3.0 и V6 3.3 на обычных Хайлендерах, выдававших от 220 до 225 "лошадей", появился агрегат V6 3.5, с которого сняли 270 сил. Производство машины второй генерации наладили не только в Японии (хотя продажи там прекратились), но и в США, и в Китае. Правда, основным рынком остались Соединённые Штаты: там с 2007 по 2012 год было реализовано свыше 500 тысяч машин.
За кадром
Эта поездка была интересна контрастами. Солнечной и уютной Калифорнии организаторы противопоставили мрачную и угнетающую обстановку тюрьмы Алькатрас. Мне особенно "повезло" — когда стемнело и этот остров принял ещё более ужасающий облик, я заглянул в местный морг. Пусть и с его порога, но и этого хватило. Так что, коли будет возможность, не пожалейте $45 на ночной тур по Алькатрасу. В него входят подробная экскурсия и рассказ (трансляция через наушники) из уст людей, которые когда-то работали здесь охранниками или отбывали наказание.