30 января 1920 года Дзудзиро Мацуда купил скромную фабрику по производству изделий из пробкового дерева. Это стало началом славной истории концерна Mazda. Мы подобрали к нему в компанию еще четыре автомобильных бренда, которые тоже начинали "издалека".
Mazda
Mazda R360
История компании, имя которой мы привыкли связывать с легендарным роторным двигателем, быстрыми спортивными автомобилями и уникальными разработками в области дизайна, началась более чем скромно. Ее основатель — Дзудзиро Мацуда, родившийся в многодетной семье простого рыбака из Хиросимы, мальчишкой был отдан на обучение кузнечному делу в город Осака. Там он без устали пробовал свои силы в создании компаний и их руководстве и даже разработал собственный воздушный насос.
Дзудзиро Мацуда
Понабравшись опыта и сколотив неплохое состояние, Дзудзиро в возрасте 44 лет вернулся на родину и там купил обанкротившуюся компанию Abemaki, которая производила стройматериалы из пробкового дерева. Она тут же была переименована в Toyo Cork Kogyo, а затем в Toyo Kogyo. В 1930 году на месте соляной фермы в предместьях Хиросимы был открыт новый завод, где спустя год на свет появился грузовой 500-кубовый трицикл Mazdago: гибрид мотоцикла и небольшого грузовичка. При этом само предприятие получило новое имя — Mazda.
Mazdago 1931 года
![](/uploads/posts/avtobizon.ru/01/29/thumbs/3_mazda-i-esche-4-brenda-s-neobychnoy-istoriey.jpg)
Волею судьбы завод Mazda не был полностью разрушен при атомной бомбардировке Хиросимы, и потому в 50-х годах компания начала активное развитие: в 1958-м в линейке появился четырехколесный грузовик, а в 1960-м — первый легковой автомобиль — Mazda R360, после чего ее имя постепенно начало приобретать мировую известность.
Opel
Адам Опель
Opel — одна из самых старых автомобильных компаний, которая недавно отметила 150-летний юбилей. Удивительно, но своим зарождением она обязана более простому устройству, а именно швейной машинке. Производство этих не самых хитрых агрегатов и положило начало существованию компании. В 1862 году 25-летний слесарь Адам Опель создал свою первую швейную машинку, заложив тем самым фундамент предприятия, которому суждено было стать поистине грандиозным. В следующем году он нанял первого рабочего, и 10 апреля дал в газете Gro-Gerauer Kreisblatt первую рекламу своей продукции.
Швейная машинка Opel
Дела быстро пошли в гору, и в 1886 году Адам решил параллельно освоить новое производство. Он начал выпускать велосипеды, прелесть которых оценил во время пребывания во Франции. В итоге к концу XX века компания Опеля стала одним из крупнейших в мире производителей велосипедов. Но, к сожалению, Адам смог стать свидетелем лишь этого триумфа своего предприятия. Первый автомобиль, выпущенный его сыновьями под маркой Opel, он не увидел, сие событие произошло уже после его смерти. Этим автомобилем стал фургон c одноцилиндровым четырехтактным двигателем Отто, получивший название "Патентованный автомобиль Opel, система Луцмана". Производство автомобилей постепенно стало вытеснять другие направления компании, и к 1911 году выпуск швейных машинок, столь много значащих когда-то для предприятия, был прекращен на юбилейном, миллионном экземпляре.
Патентованный автомобиль Opel, система Луцмана
![](/uploads/posts/avtobizon.ru/01/29/thumbs/6_mazda-i-esche-4-brenda-s-neobychnoy-istoriey.jpg)
Peugeot
Арман Пежо
История этого автомобильного гиганта длится ни много ни мало вот уже более двухсот лет, лев на его логотипе красуется более полутора веков, а первый бензиновый автомобиль с такой эмблемой в следующем году отметит 125-летний юбилей. Но кто бы мог подумать, что за всеми этими грандиозными числами стоят маленькие кухонные помощники — кофемолки и мельнички для специй. Именно такая продукция составляла основу семейного бизнеса братьев Пежо, которые не гнушались также производства прутьев для кринолинов и спиц для зонтов, лезвий для пил и других стальных изделий. И правильно делали: это приносило внушительный доход их мануфактуре.
Кофемолка Peugeot
Но появление в семье младшего Пежо — Армана — стало одним из важнейших событий в истории династии: сначала его стараниями компания стала выпускать велосипеды, а затем, в 1888 году, появился ее первый, пока еще паровой и трехколесный, но уже автомобиль. Не прошло и два года — и компания шагнула в новую эру — эру двигателей внутреннего сгорания: в 1890-м свет увидела модель Type 2 с литровым силовым агрегатом мощностью 3 л. с.
Позже будут и семейные распри на фоне расхождения взглядов, и создание Арманом самостоятельной компании, и счастливое воссоединение, но не изменится одно: фирма Peugeot твердым и уверенным шагом пойдет вперед, и впереди ее будут ждать великие открытия и большие победы, основу которым заложил семейный бизнес по производству кофемолок.
Кофемолка Peugeot
![](/uploads/posts/avtobizon.ru/01/29/thumbs/9_mazda-i-esche-4-brenda-s-neobychnoy-istoriey.jpg)
Peugeot Type 1
![](/uploads/posts/avtobizon.ru/01/29/thumbs/10_mazda-i-esche-4-brenda-s-neobychnoy-istoriey.jpg)
Peugeot Type 2
Skoda
Чешский производитель автомобилей в следующем году отметит свой 120-летний юбилей. Основа компании была заложена в 1895-м двумя Вацлавами: Клементом и Лаурином, а своим появлением она обязана… сломавшемуся велосипеду.
Вацлав Клемент
Книготорговец Клемент еле сводил концы с концами, хотя всеми силами старался открыть свой бизнес — даже купил небольшой книжный магазинчик, но вскоре был вынужден продать его. Однажды он приобрел велосипед немецкой марки, но обнаружил в нем неисправность, после чего написал производителю письмо с просьбой осуществить ремонт, однако сделал это на родном языке. Вскоре последовал ответ: просьба будет удовлетворена, только если будет озвучена на "понятном" языке. Возмущенный до глубины души, Вацлав решил сам открыть мастерскую по ремонту велосипедов и привлек к этому делу своего тезку.
Вацлав Лаурин
Чуть позже благодаря удачному сочетанию коммуникабельности и деловой хватки Клемента с инженерным талантом Лаурина они стали заниматься самостоятельной разработкой велосипедов, которые получили название Slavia. Вскоре в компании Laurin & Klement появилась первая дюжина наемных рабочих, а потом штат предприятия вырос до сорока человек. Под самый занавес XIX века товарищи освоили выпуск мотоциклов, причем сделали это столь успешно, что принявшие участие в 1430-километровой гонке Париж — Вена мотоциклы Laurin & Klement стали единственными, которые пришли к финишу без поломок.
С приходом XX века началась новая глава в истории компании: в 1905 году мир увидел ее первый автомобиль — Voiturette A, который открыл ей путь в большое будущее. Спустя 20 лет, ставшее уже успешным производителем автомобилей, акционерное общество Laurin & Klement вошло в состав крупнейшего тогда в регионе машиностроительного концерна Skoda Works, что ознаменовало собой рождение новой марки — Skoda Auto.
Laurin & Klement 300
![](/uploads/posts/avtobizon.ru/01/29/thumbs/14_mazda-i-esche-4-brenda-s-neobychnoy-istoriey.jpg)
Laurin & Klement 300, выпущенный в 1917 году, комплектовался 4,7-литровым 50-сильным двигателем и мог разогнаться до 90 км/ч.
Skoda 860
![](/uploads/posts/avtobizon.ru/01/29/thumbs/15_mazda-i-esche-4-brenda-s-neobychnoy-istoriey.jpg)
Модель 860 стала одной из первых, выпущенных под маркой Skoda. Мощности 3,4-литрового мотора хватало, чтобы разогнать ее до 110 км/ч.
BMW
Карл Рапп
О том, с чего начинала знаменитая баварская марка, красноречиво говорит ее логотип, точнее — его значение. Этот символ — один из тех немногих эмблем автопроизводителей, которые практически не изменялись со времен создания. Он представляет собой стилизованное изображение винта самолета на фоне неба: существование BMW началось с создания авиационных двигателей.
Густав Отто
В 1916 году две моторостроительные компании — Карла Раппа и Густава Отто — объединились, чтобы создать общее предприятие, которое занялось сборкой авиационных двигателей. Эти моторы устанавливались на немецкие истребители во время Первой мировой войны. Однако после ее окончания, согласно Версальскому договору, на выпуск Германией авиационных двигателей был наложен запрет. Поэтому, чтобы не остаться не у дел, BMW начала осваивать новую нишу — производство мотоциклов. Так, в 1923 году она представила свою первую модель — 500-кубовый R32 c двухцилиндровым оппозитным двигателем, который тут же получил восторженные отзывы и стал чрезвычайно популярен для мотогонок.
Сборка мотоциклов R62, 1923 год
![](/uploads/posts/avtobizon.ru/01/29/thumbs/18_mazda-i-esche-4-brenda-s-neobychnoy-istoriey.jpg)
Мотоцикл R62
![](/uploads/posts/avtobizon.ru/01/29/thumbs/19_mazda-i-esche-4-brenda-s-neobychnoy-istoriey.jpg)
Как известно, BMW и поныне выпускает мотоциклы, причем делает это очень успешно: спортбайки, эндуро, "туристы" и дорожники с бело-синим "пропеллером" на обтекателе для многих являются эталоном мощи и стиля в мотоиндустрии. А собственно автомобильная история марки началась в 1927 году, когда на свет появилась недорогая 15-сильная модель Dixi.
Дилерский центр BMW в Берлине, 1929 год
![](/uploads/posts/avtobizon.ru/01/29/thumbs/20_mazda-i-esche-4-brenda-s-neobychnoy-istoriey.jpg)
Но как только истек срок запрета на производство авиадвигателей, BMW вновь вернулась к их сборке, а начало Второй мировой войны и вовсе повернуло историю вспять: к 1940 году из стен завода перестали выезжать новые автомобили, а к 1942-му полностью был прекращен и выпуск мотоциклов. Но именно они позже стали для компании, вынужденной после войны выживать, производя сковородки, кастрюли и велосипеды, настоящим спасением. Возобновление выпуска мотоциклов ознаменовало собой начало новой главы в истории BMW.