7 Советских электромобилей
Электромобили ELLada стали доступны для тест-драйва у официальных дилеров Lada в ряде крупных городов России. Пока что АвтоВАЗ доставил 30 автомобилей, но большая партия ELLada ещё ожидает своей отправки в регионы. ВАЗовский электрокар построен на базе Lada Kalina, может разгоняться до 130-140 километров в час и обладает запасом хода 150 километров. Разработка проекта обошлась в 10 миллионов евро, а стоимость серийного образца составляет 1 250 000 рублей, что даже больше, чем у японского конкурента – Mitsubishi i-MiEV (от 990 000 рублей). АвтоВАЗ, тем не менее, рассчитывает на интерес со стороны покупателей. Вообще, ELLada – далеко не первый опыт отечественного производителя в создании электрокара. Давайте углубимся в историю и посмотрим, какие электрические автомобили наших производителей предшествовали ELLada в советские времена.
Электрический мусоровоз ЛЭТ
Первый опытный образец электромобиля в Советском Союзе был создан на базе автомобиля ГАЗ-А в 1935 году. Тогда же советские инженеры построили электромусоровоз ЛЭТ (сокращение от "Лаборатория Электрической Тяги" института МЭИ) на платформе грузового ЗИС-5. Позади кабины размещались деревянные ящики с 40 аккумуляторами общей массой 1400 кг и, кроме этого, два контейнера с мусором массой до 1800 кг, а в снаряжённом состоянии автомобиль весил 4,2 тонны. Управлять скоростью можно было с помощью контролёра, который работал в семи режимах. Электрический мусоровоз развивал максимальную скорость 24 километра в час и мог проехать без подзарядки до сорока километров.
Электромобили НАМИ
В 1948 году центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" выпустил электромобили НАМИ-750 и НАМИ-751 грузоподъёмностью 0,5 и 1,5 тонны соответственно. Машины использовались для перевозки почтовых грузов в Москве и Ленинграде. В конструкции применялось сразу два электродвигателя, которые работали от свинцовых (а позже – железоникелевых) батарей. По тактико-техническим характеристикам НАМИ были практичнее первых электромобилей: могли развивать до 36 километров в час, а запас хода составлял 55-70 километров. Спустя несколько лет этим же институтом был разработан первый советский электробус на базе троллейбуса СВАРЗ, который вмещал 70-80 человек, но особого успеха этот проект не возымел.
Электромобили на базе УАЗ
В 70-е годы интерес советских разработчиков к автомобилям на электрической тяги значительно возрос. Самым популярным автомобилем, на базе которого создавались многочисленные электромобили, стал УАЗ. Первые электрокары на платформе УАЗ построили в 1974 году и использовались для перевозки колбасных изделий. В 1978 году в электромобилях "УАЗ 451ми" стали применять установку переменного тока и зарядное устройство прямо на борту, что позволяло заряжать батареи от любой электросети. В октябре 1978 года на всемирной выставке электромобилей в Филадельфии наш УАЗ, работающий на переменном токе был единственным в своё роде (сегодня почти все современные электрокары применяют эту технологию).
Электрокары ЗАЗ, ЕрАЗ и РАФ
На волне повышенного интереса к электрокарам активизировались и другие производители: ЗАЗ, ЕрАЗ и РАФ. Так, электрический ЗАЗ-968 стал первым советским легковым электромобилем. На базе РАФ-2203 были построены электрические микроавтобусы с запасом хода до 70 км и максимальной скоростью 60 км/ч, которые применялись как маршрутное такси, а также как судейский автомобиль во время московской олимпиады 1980 года (РАФ-2910 использовался на соревнованиях по марафонскому бегу и спортивной ходьбе). ЕрАЗ тоже вели активные работы по созданию электромобиля: на испытания с завода отправились 26 образцов, наиболее удачным признали ЕрАЗ-3730, но всё же из-за сбоев в работе источников питания ЕрАЗовские проекты развития не получили.
ВАЗовские электромобили
И всё же лидером по количеству концептов электромобилей в СССР стал Волжский Автомобильный Завод. С 1980 по 1981 год было выпущено 50 электрокаров на базе ВАЗ-2102 без задних дверей и окон. Из-за никель-цинковых батарей автомобиль не мог похвастаться большим запасом хода. После этого были ВАЗ-2702, ВАЗ-1801 "Пони", ВАЗ-2802, и ещё ряд довольно похожих между собой концептов небольших грузовых электромобилей. Разрабатывались электрические версии ВАЗ-2109Э ("девятка") и ВАЗ-1111Э ("Ока"). Один из последних "доперестроечных" ВАЗовских концептов – это электрическая "Нива" - ВАЗ-2131Э, которая разгонялась до 80 км/ч.