Выходим в люди с обновленным компактвэном Opel Meriva
Клаудии Шиффер сейчас всего лишь сорок три. Красотка замужем за кинорежиссёром, у неё трое детей: сыну — десять, старшей дочке — девять, младшей — три. Профессия у мамы прежняя, но фантастической моделью Клаудия нынче называет не себя. Фрау Шиффер восторгается компактвэном Opel Meriva. Она с телеэкрана рекомендует его таким же многодетным семьям, как её собственная. Советует не безвозмездно, конечно. С декабря у Клаудии новый статус — European Opel brand ambassador, рекламное лицо Опеля в Европе. Вот так, нежданно-негаданно, столкнулись Шиффер и Meriva лицом к лицу. Причём у Меривы лицо-то новое.
После фейслифтинга на глаза-фары приспустились веки, курносый нос раздался вширь тевтонским щитом, на щёчках не осталось и тени улыбки... В блеске хрома и хладодиодном свете наш колобок забронзовел.
До обновления Мериву хвалили за свежую и узнаваемую влёт внешность, удобство входа/выхода с распашными дверьми, простор для пассажиров, удачную трансформацию сидений и профиль водительского кресла, эргономику в общем, шумоизоляцию и тогдашнюю цену от 589 000 рублей. Ругали однообъёмник за те же "противоходные" двери, слишком высокую посадку водителя, за медлительный "автомат" и дохлый турбодизель в 100 л.с., неинформативный руль и жёсткость, с которой подвеска отрабатывает крупняк, а также за непонятную "мультимедию" с полусотней кнопок. Конечно же, рестайлинг не решил всех проблем, но в свежей конфигурации недостатки и достоинства воспринимаются иначе. Кажется, автомобиль стал гуманнее, а отношение к нему — человечнее. Компактвэн — это ведь всегда семья, люди, много людей. Старики, женщины и дети.
В 2012 году россияне приобрели 3618 Мерив, в 2013-м купили 2752 машины. Однообъёмник в это время не менялся, распашные двери всё ещё были в диковинку, и на тебе — минус 866 единиц. Почти 24-процентное падение спроса на одном из важных рынков — вполне убедительный довод в пользу обновления модели.
Во фронтальной части произошли самые заметные перемены. Увеличилась и заблестела хромом решётка, аналогичным металлом украсились изменившиеся противотуманки. Фары отныне должны напоминать глаз, как у орла. Нюх у опелевцев тоже не пропал: светотехника теперь светодиодная. Ну и бампер поменялся соответственно. Как сказали бы в Римской империи, Meriva заполучила инсигнии — внешние знаки могущества, власти или сана.
У римлян инсигниями были орденские знаки, планки, ленты, медальоны, перстни. У Меривы — это дизайнерские доработки, новая мультимедийная система IntelliLink и дизельный мотор 1.6 CDTI (136 л.с., 320 Н•м), отвечающий экостандарту Евро-6 и прежде доступный только компактвэну Zafira Tourer. Результат модернизации опелевцы обрисовывают двумя словами: стало комфортнее. За счёт новшеств Meriva теперь уподобляется более дорогим и крупным Опелям, а в цене после рестайлинга выросла на 6000 рублей: "база" — от 631 тысячи.
Предмет отдельной гордости создателей Меривы — высокий уровень удовлетворённости владельцев. Компания J.D. Power and Associates провела в Германии интервью с 18 тысячами водителей, задав вопросы о качестве, надёжности, дизайне, стоимости обслуживания и эксплуатации 106 моделей 25 производителей автомобилей. Как выяснилось, 80,6% опрошенных хозяев Меривы довольны своим выбором, так что опелевская модель заняла первое место в своём классе.
Перелицованную в Инсигнию Мериву пресс-релиз характеризует чудаковато: "скульптурный артистизм в сочетании с немецкой точностью". Воображение рисует жонглёра, застывшего в оцепенении с приходом офицеров бундесвера. На деле ситуация не так драматична — живьём Meriva выглядит проще и мягче, чем на фотографиях. После модернизации облик стал основательнее, солиднее, что ли. Впору задаться вопросом "кто это сделал?" А то в премьерном пылу глаза всем затмили суицидальные двери и никто не поинтересовался, кто такой Нильс Лёб.
Несправедливо. Лёбу сорок семь, женат, растит двоих детей. Родился в Австралии, учился в Европах, с сентября 1991 года работает в компании Adam Opel AG, где прошёл путь от рядового креативщика до шеф-дизайнера. За плечами Нильса концепты, шоу-кары и почти все серийные модели Opel/Vauxhall за последние 20 лет. Vectra, Astra, Corsa, Zafira, Adam, Insignia — всё дело рук Лёба, главного дизайнера опелевских экстерьеров. Словом, Нильс — один из тех замечательных людей, которых при встрече надо бы приобнять.
"Знаешь, какой вопрос о Мериве мне задают чаще всего? — озадачивает Лёб. — Ты не поверишь, меня всё время спрашивают, зачем я сделал эту странную подоконную линию! Зачем? Закрой дверь, я тебе покажу. Смотри, обычно эта линия прямая, а я опустил её на пять сантиметров, чтобы улучшить обзорность для задних пассажиров. Кроме того, мне кажется, что на дорогах многовато машин с ровной поясной линией. Согласен?"
Салона рестайлинг не коснулся. Но это не значит, что Штефан Арндт, главный интерьерщик Опеля, плохо справился с работой. Скорее наоборот — убранство внутри уравновешенное. Арндт знает в своём деле толк: в компании он работает с 1986 года и послужной список у него длиннее, чем у Лёба. Для Меривы Штефан придумал особенную архитектуру Opel ErgoFlex. Она включает в себя механизм трансформации задних сидений FlexSpace, ездящий между креслами по рельсам трёхэтажный комплекс FlexRail, которые вместе с распашными дверями FlexDoors и внешним велосипедным багажником FlexFix сделали Мериву, по мнению опелевцев, чемпионом в гибкости и эргономике.
"Проект Meriva я люблю за то, что мы, дизайнеры, работали в по-настоящему тесном сотрудничестве с инженерами. Это было приятно, — признаётся Арндт. — Играя с компонентами, однажды мы спросили себя: почему бы не выкинуть весь этот металлолом между сиденьями и не использовать пространство грамотно? Так мы неожиданно получили гигантскую площадь, где решили построить нечто действительно функциональное. Таким образом состоялась система хранения FlexRail со съёмным подлокотником, местом для всякой всячины и разъёмами для зарядки".
Субъективно говоря, система FlexRail — спорная штука. Хочешь открыть или отодвинуть, а в руках неожиданно оказывается снятый подлокотник. Главная идея — возможность сдвинуть этот самый подлокотник назад, чтобы добраться до подстаканника или втиснуть в образовавшуюся щель дамскую сумку. В реальности же повседневная езда пластиковой трёхэтажки по алюминиевым рельсам видится сомнительной. Скорее владелец выберет оптимальную конфигурацию и остановится на ней. Кстати, опелевцы укоротили направляющие, по которым передвигается FlexRail, — они больше не путаются под ногами центрального пассажира.
Крепление FlexFix прячется за задним бампером и выдвигается, как ящик из стола. Оно позволяет перевозить два велосипеда весом по 20 кило и ставит владельца перед необходимостью обзавестись дополнительным номерным знаком.
Дискуссионных моментов немало. Ты погружаешься в Мериву с мыслью "пусть чемпион прогнётся под нас", а за впрямь удобными распашными дверями особенной гибкости и нет. Водитель длиной 187 см, чтобы "сесть сам за собой", упирается коленями в спинку переднего кресла. Задние тем временем не спешат проявлять эластичность. Утопить центральную секцию сидений, а потом поперечно сблизить два других? Интуитивно непонятно, с первой попытки не удаётся. По вместимости пассажиров и грузов уж очень компактен наш вэн. Ребёнку, сидящему на бустере посреди заднего дивана, не позавидуешь. Очевидно, перед семейной поездкой Клаудии приходится вести с двумя старшими детьми непростые переговоры.
Ограниченный на втором ряду простор — ещё не теснота. Но вольготно в центре заднего дивана почувствует себя разве что Минни, подружка Микки Мауса (на фото в верхнем правом углу).
Водительское место принято критиковать за излишне высокую посадку. Думается, это всё же вопрос настроения. Сев в Мериву тёплым солнечным утром с песенкой под нос, высоту посадки ты можешь просто не заметить и мгновенно привыкнуть, как к данности. А ведь опелевцы очень старались. "Мы изначально хотели, чтобы все технические детали были небольшими и находились так далеко от водителя и пассажиров, насколько это возможно, — объясняет Штефан Арндт. — Например, в случае с передней панелью мы взяли всю начинку, подушки безопасности, бардачок и так далее — и толкнули всё это на 80 мм вперёд и вниз. В результате, находясь в автомобиле, вы взаправду чувствуете, что сидите на высокой точке, а не прячетесь за скалой, как в некоторых машинах у конкурентов".
С "механикой" ты садишься "по педалям", узел кажется тесноватым. При "автомате" всё окей. Кресло — замечательное по контуру и диапазону регулировок. Понятно, почему его с восторгом встретила ассоциация медиков, борющихся за здоровье спины (Aktion Gesunder R?cken e.V.).
Терапевты из AGR точно так же высоко оценили сиденье в Мокке, однако Мерива удостоилась большей похвалы благодаря своим дверям (с ними при входе/выходе меньше нагружаются позвоночник, шея и ноги) и велобагажнику. Подробности смотрите в видеоролике.
В немецкой классификации однообъёмник первого поколения — это Meriva A. Нынешний — Meriva B. На первый тест-драйв "бэшки" летом 2011 года опелевцы выставили модификацию с дефорсированным дизелем, за что поплатились. Обновлённую Мериву представили с двумя другими моторами: можно было выбрать либо вариант со 140-сильной (200 Н•м) бензиновой "турбочетвёркой" и шестиступенчатым "автоматом", либо новый турбодизель 1.6 CDTI с "механикой". Кому-то наверняка интереснее свежий агрегат на тяжёлом топливе, который за тишину работы получил прозвище whisper-diesel. Но "дизель-шёпот" нам уже встречался на Зафире, к тому же в России ждать его в обозримом будущем бессмысленно. У нас и его предшественники 1.3 и 1.7 не предлагаются. Так что от самой мощной Меривы деваться было некуда.
Главными конкурентами Меривы маркетологи Опеля называют шесть моделей: Ford B-Max, Citroen C3 Picasso, Fiat 500 L, Hyundai ix20, VW Golf Plus, Skoda Roomster. Словари между тем сообщают, что название Мерива обозначает воды пререкания или распри. Это место в Синайской пустыне, где израильтяне возроптали на Моисея из-за недостатка воды, а тот с божьей помощью получил воду из камня.
Если "евро-шестой" дизель — шептун, то его бензиновый коллега — ревун. Моторным шумом обозначается любое нажатие на акселератор. Чем сильнее и резче давишь, тем громче. Добротная шумоизоляция Меривы не в силах утихомирить рьяный движок полностью. Впрочем, звучит "четвёрка" приемлемо. Да вот послушайте сами в видеоролике "За кадром", который вас ждёт с реальным звуком (благо iPhone записывает его правдоподобно).
Мериву опелевцы презентовали в окрестностях Висбадена. Среди прочего компактвэн должен был взобраться на высоту 617,9 м над уровнем моря, на легендарную скалу Лорелей. С неё открывается мощнейший вид на Рейн в районе Райнгау-Таунус.
Приемлемо везут и "лошади", но легко поверить, что под капотом их не 140, а 120 или меньше. Для обгонов тяги хватает, да и "автомат" слишком долго ждать не заставляет. Только вот в гору Meriva ползёт с натугой. И ведь пустая была, с одним лишь водителем и воздухом в багажнике. Ох и тяжело же ей будет карабкаться, когда масса со снаряжённой (1486 кило) доберётся до полной в две тонны… Ещё мощнейшая Мерива не любит сверхмалых скоростей, в пробках она дрожит и брюзжит. Ей эластичности всё-таки надо подзанять.
Багажный отсек в 400 л для семьи с тремя детьми — это впритык. При сложенных спинках задних сидений получается 920 л. На тестовых машинах под фальшполом докатки не было, а вообще она там должна быть.
В каждом втором обзоре Мериву ругают за неправильную заднюю подвеску, мол, балка ударно не справляется с крупными неровностями. Возможно, на "восемнадцатых" колёсах ездить больно. Что до размерности 17 дюймов, то в таком Мишлене живётся нормально: толчки под зад весьма ощутимы, но острота ударов старательно скругляется. Кренов при этом почти нет, как и обратной связи по рулю. Расход в смешанном цикле, но преимущественно по трассе и без попытки сэкономить — 9,6 л/100 км. Паспортный "город".
Самый явный признак рестайлинга в профиль — хромированный молдинг, подчеркнувший волнообразную поясную линию, о которой говорил Лёб. Кроме того, появились новые 17- и 18-дюймовые колёсные диски и два цвета кузова: изумрудный (на фото) и жёлтый.
Ещё один традиционный упрёк в адрес Меривы — невнятные информационно-развлекательные системы. Дескать, в дремучем лесу из 50 кнопок чёрт ногу сломит, поэтому разбираться с навигацией и борткомпьютером нужно до поездки, "на берегу". Теперь спецы Опеля предложили выход из положения. Все три системы (CD 600, Navi 650 и Navi 950) нынче оснащаются комплексом IntelliLink, который соединяет воедино автомобиль и iPhone. Интеграция означает не только возможность послушать с телефона музыку, подзаряжая аппарат, но и просмотр фоток на семидюймовом дисплее, а также — голосовое управление навигатором и общение с электронной помощницей Siri. Зажал кнопку на руле, сказал "навигейшн" — и карта перед тобой. Теоретически можно и адрес словами забить, и эсэмэски прослушать.
IntelliLink нового поколения — это навигатор, магнитола, разъёмы AUX и USB, кнопки управления "музыкой" и подачи голосовых команд на руле, интерфейс Bluetooth, автоматически возникающая на экране картинка с камеры заднего обзора. Интеграция с айфоном — вещь прогрессивная. Вместе с тем пространство под мягкой крышкой водительского подлокотника предназначено специально для хранения компакт-дисков — отмирающего музыкального носителя.
Бодрый дуэт 140-сильного бензинового мотора и шестиступенчатого "автомата", пожалуй, можно признать оптимальным для Меривы. Жаль, в России самому мощному агрегату полагается только пятидиапазонная "механика". Ну, хм, опелевским менеджерам виднее. Минувший 2013 год они признали для себя успешным как на европейском, так и на германском рынке, хотя рост исчисляется в десятых и сотых долях процента.
Клаудия Шиффер (180,5 см; 58,7 кг; 94–62–91,5 см) — не только супермодель и киноактриса, но и посол доброй воли ЮНИСЕФ от Великобритании. Пока новое "лицо Опеля" сфотографировалось только с Моккой. И было бы здорово повидать на презентации Шиффер, Лёба и Арндта, но нас встречала троица менеджеров среднего звена.
В Старом Свете доля Опеля (и его "сестры" Vauxhall) выросла с 5,59 до 5,61%, в Германии — с 6,9 до 7,0%. И Meriva вроде занимает первое место в сегменте, тогда как Corsa, Astra и Insignia в своих нишах вторые. Что касается российского рынка, то прошлый год марка Opel завершила у нас без толики роста или падения, по нулям. Мерива среди компактвэнов довольствуется бронзой: серебро у Зафиры, золото у Chevrolet Orlando. Компактвэны-лидеры тоже вышли из GM, у них обычные двери и обыкновенная эргономика. Но они крупнее и мощнее, пусть и дороже. Будет ли услышана в России фантастическая рекомендация от лица фрау Шиффер?
Паспортные данные
Opel Meriva | 1.4 turbo | 1.6 CDTI |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | компактвэн | компактвэн |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4300 | 4300 |
Ширина, мм | 1912 | 1912 |
Высота, мм | 1615 | 1615 |
Колёсная база, мм | 2644 | 2644 |
Колея передняя/задняя, мм | 1488/1509 | 1488/1509 |
Снаряжённая масса, кг | 1486 | 1518 |
Полная масса, кг | 1995 | 2040 |
Объём багажника, л | 400–1500 | 400–1500 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | турбодизель |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см | 1364 | 1598 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 140/4900–6000 | 136/3500–4000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 200/1850–4900 | 320/2000 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | автоматическая шестиступенчатая | механическая шестиступенчатая |
Привод | передний | передний |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые |
Шины | 225/45 R17 | 225/45 R17 |
Дорожный просвет, мм | 150 | 150 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 196 | 197 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 11,1 | 9,9 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 9,6 | 4,8 |
— загородный цикл | 5,8 | 4,2 |
— смешанный цикл | 7,2 | 4,4 |
Норма токсичности | Евро-6 | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 54 | 54 |
Топливо | АИ-95 | дизтопливо |
Техника
Первое поколение Меривы выросло на платформе Корсы. Второе — на джиэмовской "тележке" Delta, на которой построены "третья" Астра, "вторая" Зафира. Спереди — стойки McPherson, сзади — скручивающаяся балка. Платформа, кстати сказать, не новая, образца 2003 года. Уже вовсю используется Delta II, а в 2016-м мы увидим Опели и Ситроены на Дельте III.
Мотор 1.6 CDTI (136 л.с., 320 Н•м), идущий на смену нынешним дизелям объёмом 1,7 и 2,0 л, с нуля разработали инженеры из Германии, Италии и США. Главными техническими особенностями нового турбодизеля его создатели называют систему аккумуляторного впрыска топлива, регулирование процесса сгорания и турбокомпрессор с изменяемой геометрией. По сравнению с двигателем 2.0 CDTI схожей мощности расход и выбросы CO2 снижены на 10%. Движок 1.6 CDTI — самый чистый дизельный мотор в истории марки Opel. "Евро-шестая" экологичность достигается за счёт впрыска в выхлоп мочевины AdBlue и селективного нейтрализатора отработавших газов, который удаляет оксид азота.
Безопасность
Эксперты Euro NCAP разбили Мериву в 2010 году и поставили ей максимальные пять звёзд. Безопасность взрослых — 89%, детей — 77%, пешеходов — 55%. Действенность электронных помощников была оценена как 86-процентная.
За кадром
Презентация в Германии была краткой, как список нововведений Меривы. Утром из Франкфурта проехали 30 км до Висбадена, послушали брифинг и получили машины на четыре часа. Можно было ехать куда хочешь или принять маршруты организаторов. Я в Мериве оказался один-одинёшенек и рисковать не стал: отправился по забитым в навигаторе точкам: посетил старый замок Burg Crass, проехался по побережью Рейна и забрался посмотреть на скалу Loreley. В итоге опять чуть не опоздал на самолёт!