«Это вам не Диснейленд»
Стрелка тахометра пляшет между 3 и 4 тысячами оборотов, Audi A5 попеременно скользит то правым, то левым боком, а рация даже и не думает замолкать. "Шестой номер! Я не слышу звука двигателя. Вы что, сюда приехали на круиз-контроле кататься?! Седьмой номер, может, хватит наматываться на руль, вы сейчас рулевую колонку с корнем вырвете!".
"Хочу сразу предупредить: это вам не "Диснейленд". Если приехали, чтобы развлечься, то лучше сразу остаться в гостинице. Это касается и тех, кто не будет слушать наших указаний. Если мы заметим, что вы неадекватны, то незамедлительно отправим подышать свежим воздухом", - предупредил перед первым днем занятий Евгений Васин, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы по ралли.
Именно под руководством Васина и проходили все занятия. Каждый день непременно начинался с разминки – змейки. По большому счету, ничего сложного. Скорее, это упражнение помогает почувствовать покрытие и автомобиль. Все учебные машины – Audi A5 Sportback с 2,0-литровым 225-сильным мотором и системой полного привода Quattro. Главное отличие от гражданских версий – это резина по спецзаказу из Швеции с шипом 2,4 миллиметра.
Каждое последующее упражнение носит подводящий характер. Тренироваться приходится до тех пор, пока Евгений Васин и его помощники не увидят, что все справляются более-менее сносно. В каждой из 10 учебных машин по рации, и все настроены на одну волну. Соответственно, все комментарии о ваших неудачах непременно услышат коллеги из других экипажей. В чем себе не отказывают Васин и его помощники, так это в красноречивости замечаний.
"Ну, шестой номер, ну не умираем – больше газа. Первый номер, вы что, не чувствуете, что не справляетесь со скоростью? Второй номер, у вас произошла смена водителя? Да вы все делаете не так! Десятый номер, у вас задний бампер – как метла, снег уже до леса летит, не наматывайтесь вы на руль", - самые распространенные комментарии Васина и его команды.
Пока мы раз за разом отрабатываем простейшие со стороны упражнения, где-то вдалеке тракторы чистят трассы. "Это сегодня мы на площадке, а завтра поедем далеко в поля, на реальные дороги", - говорят организаторы.
Среди разнообразия упражнений, предложенных на площадке, наибольший интерес у участников вызвала "расческа". Это участок из конусов, который, по сути, нужно полностью проехать боком, перекладывая автомобиль то в левое, то в правое скольжение. Особенно сложно вписаться в узкий проем из конусов.
Несмотря на то, что на протяжении часов занятий автомобиль постоянно находится в скольжении, навык эффектного дрифта – вовсе не та задача, которую ставят организаторы "Школы водительского мастерства". Первоочередная цель – научиться ездить безопасно и применять занос там, где этого требует ситуация.
Второй день занятий проходит уже практически без конусов. Площадки для упражнений представляют собой мини-трассы, куда запускают двух участников. Простейшее из всех – круг - только на первый взгляд выглядит не таким сложным. Инструктор во время ознакомительного проезда показывает, как нужно разогнаться, бросить автомобиль в занос и пройти всю длину окружности в скольжении. Но на деле без должной подготовки машина то и дело скользит наружу, сбиваясь с намеченной траектории.
Вообще же главное правило любого скольжения, по словам Васина и его помощников, заключается в прямом положении руля. Иными словами, в заносе углы на колесах должны быть минимальны, а положение автомобиля на дороге корректируется исключительно газом и незначительными поворотами руля на уровне погрешности. Среди других наиболее запомнившихся упражнений – гантель. Это расширенная версия "расчески" на площадке, когда автомобиль нужно перекладывать из скольжения в скольжение.
Наиболее сложному упражнению из всех организаторы придумать название не смогли. Оно представляет собой соединенные между собой окружности с плавным выходом. Главное – не переусердствовать с газом, иначе есть риск оказаться в сугробе. Снега в этом году в Карелии хоть и не очень много, но в плюсовую температуру Audi A5 застревает в сугробе без единого шанса выбраться самостоятельно. "Так, все стоим", - командует Васин.
К вылетевшему с трассы автомобилю подъезжает Q7 и при помощи лебедки вытаскивает A5. Вся процедура занимает всего несколько минут, но все это время остальные участники вынуждены ждать. "Безопасность для нас – превыше всего. С гордостью можем сказать, что за десять лет существования "Школы Quattro" у нас не было ни одного серьезного инцидента", - говорят организаторы.
Хотя программа и называется "Четыре дня с Quattro", тренировочных дней всего три. Наиболее интересный из всех – заключительный. Импровизированная трасса, никаких подсказок от инструкторов, профессиональная система хронометража и один на один с ледяной трассой. Кажется, что мчишься со скоростью света, бросая Audi A5 в очередной поворот. На самом же деле скорость на прямых участках не превышает 60 километров в час – до большей скорости разогнаться не получается.
А настоящее чувство скорости по ледяной трассе участники почувствовали только вечером, когда Евгений Васин лично прокатил всех по спецучастку на Audi RS4. 120 км/ч в поворотах, 80 км/ч в шпильках и 160 км/ч на прямых, когда в каких-то нескольких метрах мелькают деревья и кусты – этому за четыре дня научиться невозможно.