Самые олимпийские автопроизводители
Олимпиада – это не только спорт, но и кропотливый труд по обеспечению мероприятия, невозможный, в том числе, и без автомобилей. Уже более 50 лет крупнейшие концерны соревнуются за право поддержать это знаковое спортивное событие, и мы расскажем вам, кто достиг здесь наибольших успехов.
Сразу после возрождения Олимпийских игр спортсменам приходилось самостоятельно решать все проблемы с передвижением по городу, в котором проходили соревнования. В конце 40-х для этих целей уже начали предоставлять транспорт, однако делалось это совершенно бессистемно – возили на чем придется и как придется.
Ситуация кардинально изменилась после Олимпийских игр 1956 года в итальянском городе Кортина д’Ампеццо, когда концерн FIAT по специальному государственному заказу взял на себя полное транспортное обслуживание соревнований. Для этого потребовалось не только 285 всевозможных автомобилей, но 196 мотороллеров, а также несколько тракторов.
Парад Fiat, посвященный Олимпийским играм 1956 годаРовно через 50 лет, во время Олимпийских игр в Турине, автомобили Fiat снова наводнили окрестности стадионов. К этому моменту формат соревнований изрядно расширился, и итальянскому концерну пришлось вывести более 3000 единиц всевозможной техники, от легких погрузчиков до автомобилей президентского кортежа. Интересно, что к этому событию итальянский производитель решил приурочить выпуск новой модели – Fiat Sedici, которую журналисты сразу же окрестили олимпийской.
Fiat Sedici – основное транспортное средство на Олимпиаде в ТуринеБесспорным рекордсменом в плане поддержки олимпийцев является General Motors. На счету данного концерна практически все олимпиады, проводившиеся в США и Канаде, – в 1976, 1984, 1996 и 2002 гг. спортсменов катали исключительно на Buick, Pontiac, Cadillac, Oldsmobile и Chevrolet. Разумеется, не обошлось и без эксклюзивных моделей – например, для игр 1984 года в Лос-Анджелесе была выпущена специальная версия представительского седана Buick Century, получившая приставку Olympic Edition.
Buick Century Limited Olympic Edition Chevrolet Avalanche, оборудованный для перевозки олимпийского огня игр в Солт-Лейк СитиВесьма интересны в плане поддержки спортивных состязаний азиатские концерны. На Олимпиаде 1964 года в Токио все автомобили были японскими несмотря на то, что в стране тогда не существовало компании, которая могла бы полностью обеспечить потребности столь глобального состязания. Выходом стало решение в стиле "с миру по нитке" – 250 автомобилей предоставил Nissan и его дочернее подразделение Prince, 86 – Toyota, а на большинстве подсобной техники красовался шильдик Mitsubishi.
Достаточно неожиданным стал ход корейского концерна Hyundai, который на родной Олимпиаде 1988 года в Сеуле смог полностью обеспечить потребности в транспорте. Единственная проблема возникла с представительскими лимузинами, их пришлось заказать у Mercedes-Benz.
С другой стороны, именно японцы и корейцы смогли, как никто другой, проявить себя на "чужом поле". Например, Олимпиада 1984 года в Сараево полностью обеспечивалась автомобилями Mitsubishi, в 1996-м Nissan практически сравнялся с GM по количеству предоставленных машин для Игр 1996 года в Атланте, а проворные Hyundai Getz буквально наводнили узкие улочки Афин в 2004 году.
Hyundai Getz – скромный герой Игр в Афинах 2004 годаСовершенно особый случай – Олимпиада 80-го года в Москве. Мероприятие обеспечивалось, разумеется, исключительно советской техникой, причем соответствующие правительственные задания получили все профильные заводы страны, за исключением, разве что, БелАЗа.
Помимо стандартных автомобилей для перевозки спортсменов, судей и гостей мероприятия, были разработаны некоторые весьма интересные даже по нынешним меркам модели. Ярким примером является РАФ-2910 – этот судейский электромобиль был специально оборудован для сопровождения марафонов и соревнований по спортивной ходьбе. На его борту было все необходимое для комфорта судей вплоть до холодильника, а бесшумность и отсутствие выхлопа позволяли минимизировать влияние на ход самих забегов.
Судейский электромобиль РАФ-2910Сегодня олимпийский автомобильный небосклон озарила звезда Volkswagen. Интересно, что на последних летних Олимпийских играх в Пекине Volkswagen Group China предоставила для нужд местного оргкомитета более 6 000 тысяч автомобилей, костяк которых составляли четверка самых популярных в Азии моделей немецкого концерна – Sagitar (Jetta), Magotan (Passat), Tiguan и Touran. В дополнение к этому в свет вышла ограниченная линейка Volkswagen Beetle, каждый из которых получил свой уникальный дизайн.
Volkswagen Beetle после работы китайских дизайнеровЗимнюю Олимпиаду в Сочи также поддерживает Volkswagen. Среди отечественных компаний в конкурсе принимали участие ГАЗ и АвтоВАЗ, а среди иностранных претендентов, помимо немецкого конгломерата, также числились Volvo и Toyota. Точная сумма контракта не разглашается, однако вряд ли на мероприятии такого уровня она могла быть ниже $100 млн. При этом известно, что 40% всей суммы выигравшая компания предоставляет в денежном виде, остальное – автомобилями. Их на Олимпиаде в Сочи более трех тысяч, причем все они сошли с конвейеров российских подразделений Volkswagen Group.
Подписание контракта на поддержку Олимпиады в Сочи с Volkswagen GroupИнтересно, что к проведению Олимпиады была выпущена ограниченная линейка Volkswagen Polo, Jetta и Tiguan, получивших приставку Sochi Edition. Отличаются они обновленной радиаторной решеткой, оригинальными литыми колесными дисками, более дорогой отделкой салона и, конечно же, памятными эмблемами по периметру кузова.
Volkswagen Passat Sochi Edition