Пол-Франции на «Пежо»
Путешествовать по Франции на автомобиле одно удовольствие: дороги превосходные, а интересные места встречаются на каждом шагу. Если еще у вас автомобиль, от управления которым получаешь настоящее удовольствие, то получится поездка на все пять баллов. Нашим средством передвижения по маршруту Париж – Блуа – Амбуаз – Шенонсо – Коньяк – Бордо – Каркасон – Ним – Марсель в этот раз стал "Пежо 508", причем с дизелем и в топовой версии GT.
Памятуя, что Париж – это еще не Франция, мы не задерживаясь выехали из столицы и за неделю намотали более 1500 км по пяти регионам страны (Иль-де-Франс, Центр, Аквитания, Лангедок, Прованс). Прокладывая этот маршрут, хотели получить от него больше разнообразия и побывать в не похожих друг на друга регионах страны. Через неделю опомнились, оказавшись в Марселе на берегу Средиземного моря.
Стартовали в центре Парижа и, потолкавшись в пробке на набережной Сены, через час с небольшим выехали на трассу А10, которая идет на юго-запад до самого Бордо. Всю дорогу в этот день нас сопровождал дождь, начавшийся еще в Париже. Щетки стеклоочистителей едва справлялись с потоками воды на лобовом стекле. По французским правилам разрешенная скорость на время дождя снижается – на автостраде вместо 130 км в час допускается ехать не быстрее 110. Сбросили скорость и мы.
Первой нашей целью были замки Луары. Приехать во Францию и не посетить замков – все равно что не побывать в ней. Но учитывая, что замков здесь насчитывается более 120, пришлось ограничиться лишь несколькими из них. Поэтому проехав по А10 236 км, через два с половиной часа съезжаем с трассы в город Блуа.
Главная достопримечательность Блуа – королевский замок, возвышающийся над городом. Он служил резиденцией семи королям и десяти королевам Франции. После небольшого круга по городу на автомобиле понимаем, что даже на беглый осмотр потребуется не меньше половины дня. Впрочем, этот день уже заканчивался, и поэтому более подробное знакомство с Блуа предстояло на следующее утро.
Оказалось, что и кроме королевского замка здесь есть на что посмотреть. В центре города все сплошь узкие средневековые улочки, фахверковые дома и великолепные епископские розовые сады над рекой. Ну и, конечно, непременный памятник народной любимице Жанне д‘Арк верхом на коне. В старом городе выделяются внушительные средневековые постройки: готическая церковь Св. Ломера XII века и кафедральный собор Св. Людовика.
От Блуа едем уже по дороге местного значения вдоль берега Луары. До следующего замка – Амбуаз – всего 32 км. Это собственно небольшой город, в центре которого расположен сам замок. Бесплатную парковку нашли в самом центре, буквально в 200 метрах от стен замка. Из-за мощных стен и размеров Амбуаз скорее нужно называть крепостью. Во времена правления Людовиков владелец замка из рода д’Амбуаз был обвинен в участии в заговоре против короля, и его лишили собственности. Амбуаз перешел в королевские владения. Король Франциск I, считавший себя покровителем "литературы и искусств", приглашает к себе в замок Леонардо да Винчи. Великий итальянец провел здесь, может быть, свои лучшие и самые плодотворные годы. Ему выделили апартаменты в соседнем замке Кло Люсе, примыкающем к Амбуазу и даже соединенном с королевскими покоями подземным ходом. В Амбуазе да Винчи и был похоронен спустя три года. Мы прогулялись по парку Кло Люсе, в котором представлены движущиеся макеты машин, придуманных Леонардо.
Переночевав в небольшом семейном отельчике у Мари под стенами замка, отправляемся в Шенонсо. Этот один из самых изящных замков расположен не на Луаре, а на ее притоке – реке Шер. Езды до него от Амбуаза около получаса. В средние века на месте замка стояла мельница на широких сваях. В 1512 году владения Шенонсо были выкуплены королевским сборщиком налогов Тома Бойе, который и построил здесь великолепный замок. Настолько великолепный, что король Франциск I, прямо-таки влюбившись в него, после смерти казначея перевел его в собственность короны.
Рядом с замком – другие шедевры, уже ландшафтного дизайна – сады, носящие имена Дианы де Пуатье и Екатерины Медичи.
От Шенонсо снова выезжаем на трассу А10 в сторону Бордо. Благодаря современным скоростным автострадам во Франции можно очень быстро перемещаться по всей стране. Расстояние от Шенонсо до Бордо – 376 км, расчетное время в пути – 3 часа 30 мин. Поскольку дорога платная, за проезд по ней мы заплатили 33 евро.
Наш Peugeot 508 хорошо приспособлен для поездок на дальние расстояния – просторный комфортный салон, у задних пассажиров удобные сиденья, свой климат-контроль и более чем достаточно места для ног. Много отсеков и кармашков для разной мелочи. И в количестве багажа особых ограничений нет, объем отсека для вещей – 545 л, что позволило поместить три внушительных размеров чемодана.
На трассе каждые 20 км предусмотрены съезды на площадки отдыха с придорожными кафе и автозаправочными станциями. За топливо здесь расплачиваются наличными в евро или пластиковыми карточками. Чтобы не путали шланг для заправки дизеля, есть защита "от дурака" – диаметр трубки пистолета должен соответствовать горловине бака.
Участок пути через Аквитанию с полным основанием надо назвать "винно-гастрономическим". Против всех правил этот путь начали с Коньяка. Название этого города дало название благородному сорокаградусному напитку. Коньяки здесь делают отменные.
Их названия говорят сами за себя: Otard, Martell, Remy Marten, Camus. Проведя несколько часов в этом городе, мы буквально пропитались коньячным запахом. Здесь даже стены домов снаружи покрыты сероватым налетом. Это особый вид грибка, питающегося коньячными испарениями.
Экскурсия по подвалам Hennessy обычно заканчивается дегустацией, но тому, кто был за рулем, оставалось только наслаждаться ароматом – ведь нужно еще было доехать до Бордо.
Бордо встретил нас пробками и дождем. Говорят, что в Бордо больше ста дождливых дней в году. Хотелось верить, что это все-таки преувеличение. Был субботний вечер. Навигатор нас привел сначала на набережную Гаронны, на которой пришлось потолкаться в пробке, затем и на площадь Quinconces.
Невзирая на ненастную погоду, здесь вовсю кипела жизнь. Гигантское колесо обозрения, освещенное разноцветными огнями, медленно вращалось, а со стороны аттракционов доносились радостные вопли отдыхающих горожан. В открытых кафе под легкими навесами шла бойкая торговля горячими бутербродами, чаем, вином и глинтвейном. А вот парковку нам пришлось поискать. После нескольких кругов по кварталу заехали на платный подземный паркинг в 10-ти минутах ходьбы от отеля.
Главная историческая часть Бордо расположена на левом берегу Гаронны. Оба берега связывает мост Петра, построенный еще во время испанских кампаний Наполеона. Старый город относительно невелик, и его лучше исследовать пешком. О галло-римском периоде напоминают развалины древнего римского амфитеатра.
На следующий день из Бордо едем в сторону Атлантики – отведать знаменитых аркашонских устриц. Нам порекомендовали небольшой ресторанчик на берегу залива, который предлагает к столу свежайших устриц. Довольно много времени было потрачено на поиски этого самого ресторанчика. Мы долго кружили среди небольших рыбацких домиков, причалов для катеров и яхт, пока нашли тот самый.
На пути постоянно встречались и другие ресторанчики, предлагающие свежих моллюсков. Тот, что мы искали, оказался совсем маленьким, всего столов на восемь. Свежайшие устрицы к столу были извлечены прямо из морской воды, которая плескалась в небольшом бассейне прямо тут же, внутри ресторана. Обед с устрицами и вином обошелся по 15 евро с человека.
На обратном пути в Бордо завернули посмотреть знаменитую дюну (Dune de Pilat), найти которую оказалось совсем не сложно – двигаясь из Аркашона и ориентируясь по указателям, выехали на большую автомобильную стоянку, расположенную в 10 минутах ходьбы от самой дюны. Наверх удобнее подниматься по деревянной лестнице. Она существенно облегчает подъем, но иногда бывает занесена песком – дюна постоянно перемещается со скоростью несколько метров в год.
Самый лучший вариант знакомства с дюной – это прогулка по ее гребню, который вытянулся почти на 3 км в длину. Предварительно стоит разуться, иначе обувь быстро наполнится мелким песком. В отличие от Куршской косы здесь не запрещено бродить по дюне вдоль и поперек, что и проделывают многочисленные туристы. Высота песчаной горы 115 метров, а в длину она вытянулась на три километра. К западу от ее хребта простирается Атлантический океан, а с восточной стороны крутой склон подпирает сосновый лес, ограничивающий перемещение песка. В этом лесу, носящем название Ландского, есть три больших кемпинга, которые в летний период заполняются отдыхающими.
Выехав из Бордо, берем направление на юго-восток к Каркасону. Наконец мы вырвались из-под дождевых туч. Прояснилось, и показалось голубое небо. Отличная автострада А62 проходит в объезд Тулузы, главного города региона. Наша цель в этот день – Каркасон, поэтому в Тулузу не заезжаем.
За день проехали 335 км за три с половиной часа. Передвигаясь по платной автостраде, достаточно легко выдерживать среднюю скорость более 100 км за час. Даже с учетом остановок для отдыха и заправки горючим. А потребность в заправке возникала не часто. 2,2-литровый дизель "Пятьсотвосьмого" оказался весьма эффективным и экономичным. Средний расход топлива в этой поездке составил всего 6,7 л на 100 км пути. Полного бака хватало на 600-700 км. И это при развиваемой мощности в 204 л .с. и весьма неплохой динамике (до 100 км/ч за 8,4 с).
На подъезде к Каркасону уже издали видна мощная крепость с островерхими башнями. Считается, что именно с нее рисовал свои сказочные замки Уолт Дисней, проживший здесь некоторое время. Въехав в Каркасон, поднимаемся в верхний город. Дорога взбирается на холм, и вскоре мы проезжаем через главные ворота внутрь первой крепостной стены.
Оставляем "Пежо" на стоянке между первой и второй линией стен и уже пешком поднимаемся в верхний город к отелю, расположенному у внутреннего замка. В отеле нам сказали, что после 8-ми вечера в верхний город можно заехать и на машине. Но рисковать мы не стали – слишком уж узкие здесь улочки для довольно большого автомобиля. Чтобы попасть сюда, нужно проехать по подвесному мосту, протиснуться в узкие каменные ворота и умудриться вписаться в витиеватые изгибы между домами. Все-таки здесь лучше передвигаться пешком или на… лошади. Внутри верхнего города два отеля, множество ресторанчиков и сувенирных лавочек. И даже есть один светофор. Есть и постоянные жители – их всего 47 человек. Мы познакомились с одним из них, и оказалось, что у него русские корни по линии дедушки. И правда, в чертах его лица действительно угадывалось что-то русское.
Регион Лангедок славится своими винами. Мы воспользовались случаем и заехали в одно из винодельческих хозяйств, расположенное в нескольких километрах от верхнего города. Красное вино местного производства, которое можно здесь же и продегустировать, прекрасно сочетается с традиционным блюдом "касуле" – запеченные в духовке бобы вперемежку с гусем, бараниной и колбасой. Бутылка вина стоит 6-7 евро. Чтобы доехать до этих виноградников, надо съехать с автострады А61 на D118 в направлении Limoux.
Из Каркасона едем к Средиземному морю и через пару часов въезжаем в Марсель.
Второй по численности населения город Франции занимает площадь большую, чем Париж, вытянувшись вдоль побережья на целых 70 км. Он, как и столица, страдает от многочисленных автомобильных пробок. Город многонационален: около 30 процентов его населения – это иммигранты, по большей части с африканского континента. Историческая часть города сосредоточена вокруг Старого порта (Vieux Port). Здесь же находился и забронированный нами заранее отель.
Марсель – настоящий приморский город, насквозь пропитанный духом романтики и наполненных ветром парусов.
С раннего утра пробуждается Старый порт с причалами для самых разномастных лодок, катеров и яхт, рыбным рынком, открытыми террасами ресторанов. Воздух напоен солеными брызгами, свежим ветром, запахом рыбы и моря. Прямо у причалов продается свежая рыба всевозможных видов. Тут вам ее и почистят и приготовят. А вот знаменитый марсельский суп буайбес надо заказывать заранее.
Над городом буквально парит изящный собор Нотр-Дам де Ла Гард, чем-то напоминающий маяк. Его венчает шестиметровая статуя Девы Марии с ребенком на руках. Внутри богато оформленного в византийском стиле собора множество благодарственных мраморных табличек и подарков. На табличках – рассказ о чудесном спасении или благодарность за достигнутый успех. На стенах собора висят картины, принесенные сюда в дар. Есть даже русская икона. А сверху на тонких веревочках свешиваются гирлянды из моделей кораблей, самолетов, фигурок. Редкий марсельский рыбак или капитан корабля не принес сюда копию своего судна. Это может сделать любой, кто хоть раз заходил по морю в марсельскую гавань, и с этих пор может надеяться на святое покровительство.
Передвигаться по городу на автомобиле не слишком эффективно: из-за узких улиц образуются длинные пробки, а найти свободное место для бесплатной парковки практически невозможно. Поэтому мы оставили "Пежо" в подземном гараже, а сами отправились на морскую прогулку к замку Иф от причала Старого порта. Наш катер назывался "Эдмон Дантес". Выйдя из марсельской гавани, катер делает остановку на острове Иф. На пару часов можно остаться здесь и осмотреть замок.
В реальности замок Иф долгое время служил темницей для политически неблагонадежных гугенотов и других ссыльных, которых не устраивали тогдашние правители Франции. Через его темницы прошло более 3500 заключенных. Однако самым известным узником замка Иф стал не реальный человек, а выдуманный Александром Дюма литературный герой граф Монте-Кристо. Над входом в одну из камер висит табличка с надписью – Эдмон Дантес, а на соседней – аббат Фариа. Между камерами прорыт узкий лаз, через который будущий граф Монте-Кристо якобы пробирался к аббату Фариа. Но на самом деле это сделано для привлечения в замок Иф туристов и не имеет связи с действительностью.
В Марселе закончился первый этап нашего путешествия.
Текст и фото: Владимир Головин