Давим зевоту в кроссоверах Mini Countryman и Paceman
Всегда мечтал побывать в Скандинавии. И вот отличная возможность: самолётом из Москвы в Копенгаген, а далее на обновлённом кроссовере Mini Cooper S Countryman отправляюсь в Швецию. После короткого перерыва на ланч обратный путь тем же маршрутом, но теперь за рулём мощной трёхдверки Mini JCW Paceman. И знаете что? Скука невыносимая!
Крутой левый вираж, короткий прямик, трамплин, трамплин, трамплин... Ну скажите на милость: зачем шведам такие пилотажные дороги с идеально ровным покрытием, если ездить по ним сколь-нибудь быстро запрещено?! "Ограничение 40 км/ч, — остужает напарник, — а вот здесь можно и поднажать — шестьдесят". И ведь не забалуешь — законопослушные скандинавы зорко отслеживают нарушителей и стучат на них в полицию. "В прошлой поездке кто-то из наших за превышение на 20 км/ч оставил тут 800 евро", — добивает мой драйверский настрой коллега. Как вообще в подобных условиях могли появиться такие быстрые шведские пилоты, как Маттиас Экстрём и Кеннет Хансен?
Идентифицировать новинку проще всего по серебристой вставке на порогах и колёсным дискам иного дизайна.
Рассмотреть глубину фейслифтинга Mini Cooper S Countryman можно на этом видео.
Кто же додумался провести тест-драйв двух мощных кроссоверов Mini в рамках тотальных запретов? Впрочем... У промежуточных версий, помеченных литерой S, светодиодные секции дневного света, решётка радиатора и 190 сил вместо прежних 184 "лошадок". Трансмиссия и подвеска и вовсе остались нетронутыми — тестировать, по сути, нечего. Прибавку по отдаче мотора в шесть лошадиных сил на практике заметить сложно, хотя по паспорту полноприводный кроссовер, оснащённый шестиступенчатой "механикой", разгоняется до первой трёхзначной отметки спидометра на две десятых быстрее — 7,7 с. Но нам-то что с того? Карму россиян, как всегда, портит некачественное топливо: 190-сильная "турбочетвёрка", отвечающая нормам Евро-6, — прерогатива европейских рынков. Наши же Кантримены сохранят двигатель прежней мощности в стандарте Евро-5.
Оригинальный интерьер Mini остался нетронутым. Зато теперь в базовой комплектации есть климат-контроль, обогревы кресел, а также датчики дождя и света.
Тяговые возможности мотора не изменились — те же 240 Н•м в вилке 1500–5000 об/мин и кратковременные 260 Н•м в режиме Overboost. И этого по-прежнему хватает, чтобы разогнать пятидверку на шестой передаче с холостых оборотов. По эластичности турбомотор 1.6 даст фору иным атмосферным "шестёркам". Переключать передачи часто нет необходимости, но сам рычаг шестиступенчатой "механики" так и просится в руку: ходы коротки, по чёткости механизм не уступает оружейному затвору — работать им одно удовольствие. Нет нареканий и к сцеплению. Ход педали умеренный, информативность привода достаточная, а усилие невелико. Жаль, "механические" Mini россиян не интересуют. Из 2800 проданных в прошлом году Mini всех мастей на версию с механической коробкой пришлось менее двух процентов — 44 штуки (из них 24 в версии JCW).
С переходом на Евро-6 немного улучшилась топливная экономичность. Полноприводный Mini Cooper S Countryman с "механикой" потребляет в смешанном цикле на триста грамм меньше бензина, чем прежде, — 6,4 л/100 км.
Подвеска жестковата даже по европейским меркам. Редкие участки с бракованным асфальтом вынуждают Countryman напрягаться всем телом, и это отчётливо ощущается в салоне. Руль острый. В ответ на отклонение баранки кроссовер реагирует незамедлительно, но крены нарастают с небольшим опозданием, это хорошо заметно как раз на небольших скоростях. Если же войти в поворот побыстрее, то рассогласованность хоть и становится менее очевидной, мешает ещё сильнее. И только выбрав слабину подвесок, Countryman вновь становится монолитным. Странно, но во время московского теста двухлетней давности такой же кроссовер, обутый в мягкие зимние шины, заезжал в повороты без подобных сюрпризов.
Отличительная черта версии John Cooper Works — алая перемычка на радиаторной решётке против хромированной у обычных кроссоверов.
А что же Mini JCW Paceman? Представьте себе, грешит тем же. Но с учётом меньшей высоты кузова и более жёстких упругих элементов подвески ступенчатость в откликах трёхдверки не так заметна. А в целом отличия между версиями S и JCW невелики. У "заряженной" модификации чуть жёстче ход, чуть тяжелее руль (при том же уровне обратной связи) и немногим более тугая педаль сцепления. Иными словами — нюансы. Вот только от кроссовера в боевой раскраске подсознательно ждёшь нечто большее. И пусть по паспорту 218-сильный Paceman в спурте до первой сотни быстрее "эски" более чем на секунду (6,8), на деле именно динамика JCW не оправдывает ожидания.
Ценники выросли в среднем на 100 000 рублей, и теперь базовый Mini Cooper Countryman стоит от 1 149 000, а трёхдверный Cooper Paceman — от 1 199 000 рублей.
Впрочем... когда на горизонте показалась жёлто-синяя Volvo с "люстрой" на крыше, стрелка спидометра моего Спейсмана уже вернулась к законопослушной отметке 60 км/ч. Полицейский проводил взглядом нарядный кроссовер и... проехал мимо. Едва ли по перемычке на радиаторной решётке и светодиодным секциям дневного света он распознал в нём новинку. Я же выдохнул — пронесло!
Паспортные данные
Mini | Mini Cooper S Countryman ALL4 | Mini Cooper JCW Paceman |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | универсал | хэтчбек |
Число дверей/мест | 5/5 | 3/4 |
Длина, мм | 4109 | 4124 |
Ширина, мм | 1789 | 1786 |
Высота, мм | 1561 | 1518 |
Колёсная база, мм | 2595 | 1596 |
Колея передняя/задняя, мм | 1525/1551 | 1527/1554 |
Снаряжённая масса, кг | 1390 | 1400 |
Полная масса, кг | 1900 | 1870 |
Объём багажника, л | 350–1170 | 330–1080 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см | 1598 | 1598 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 190/5500 | 218/6000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 240–260/160–5000 | 280–300/1900–5000 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | механическая, шестиступенчатая | механическая, шестиступенчатая |
Привод | полный | полный |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Шины | 205/55 R17 | 225/45 R18 |
Дорожный просвет, мм | 135 | 128 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 215 | 229 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 7,7 | 6,8 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 8,0 | 9,1 |
— загородный цикл | 5,5 | 6,0 |
— смешанный цикл | 6,4 | 7,1 |
Норма токсичности | Евро-6 | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 47 | 47 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 |
Техника
За основу кроссовера Mini Countryman взят растянутый на 48 мм кузов универсала Clubman (на фото внизу). По сравнению с обычной трёхдверкой Mini второго поколения (вверху) колёсная база пятидверного Кантримена увеличена на 128 мм, а длина автомобиля впервые в истории марки Mini перевалила четырёхметровую отметку (4110 мм). От легковых моделей Countryman унаследовал и переднюю подвеску McPherson. Однако с учётом возросшей массы кроссоверу поставили передние усиленные рычаги, жёстче сделали пружины, повышена податливость амортизаторов, а клиренс по сравнению с менее мощными модификациями уменьшен на 4 мм. Кроме того, вместо резинового сайлент-блока на переднем креплении рычага у Кантримена металлический шарнир. Система полного привода All4 с подключаемой задней осью через многодисковую муфту GKN, закреплённую на подрамнике задней многорычажной подвески, у Кантримена JCW такая же, как и у менее энерговооружённой версии Cooper S. Двухдисковое электромагнитное сцепление по-прежнему способно перекинуть момент на заднюю ось за 0,1 c. Однако геометрическая проходимость такого кроссовера ограничена уменьшенным на 10 мм клиренсом. Подвеска стала жёстче. Это достигнуто путём установки новых пружин и амортизаторов, а также стабилизатора с увеличенным сечением прутка. Улучшить отклики и устойчивость автомобиля призваны колёса размерностью 225/45 R18 (нижнее фото). Кроме того, "горячая" версия Кантримена получила и более мощные тормозные механизмы диаметром 307 мм спереди и 296 мм сзади.
Mini Cooper S Countryman оснащается турбомотором 1.6 совместной разработки BMW и концерна PSA, его мощность при обновлении электронного софта повышена с 184 до 190 л.с (левое фото). Главное отличие этой версии — комбинация непосредственного впрыска и бездроссельной системы смесеобразования Valvetronic, которой ранее оснащались только "атмосферники" того же объёма. При давлении наддува в 0,8 атм крутящий момент в 240 Н•м доступен уже при 1600 об/мин, а в режиме Overboost турбокомпрессор выдувает целую атмосферу, повышая отдачу до 260 Н•м. У версии JCW (правое фото) прибавка в 28 л.с. (ранее 34 силы) достигнута за счёт установки облегчённого коленвала, впускных клапанов увеличенного диаметра и более производительного турбокомпрессора twin scroll. Выпускные клапаны с натриевым покрытием, усиленная поршневая группа... И то и другое обеспечивает форсированному двигателю дополнительную надёжность. Кроме того, у Кантримена John Cooper Works — модернизированная система выхлопа с более высокой пропускной способностью и настроенным голосом.
За кадром
Скандинавы любят американские машины! Даже если в шведской деревушке всего десяток домов, как минимум у одного из них обязательно будет припаркован американский олдтаймер. Причём машин в выставочном состоянии немного, большая часть "американцев" что называется сел и поехал. А ещё организаторы в честь футбольного чемпионата (тест-драйв совпал по датам с полуфинальными матчами) раскрасили один из кроссоверов в цвета бразильского флага. После того как хозяев турнира разгромили немцы, жёлто-зелёный Paceman тут же получил прозвище Mini-один-семь.