В конференц-зал отеля W Barcelona я вошёл спустя десять минут после начала презентации. "…Днём он может работать в офисе, а вечером играть в любительской рок-группе. Она отвозит детей в школу, а после едет в парк, чтобы покататься на велике или скейте…" Даже пропустив начало пресс-конференции, мне был понятен посыл маркетологов компании Suzuki: кроссоверами могут быть не только автомобили, но и люди! Это те, кто ведёт двойной образ жизни, балансируя между работой, семьёй и активным досугом. Возможностей обычной легковушки таким оборотням недостаточно, им нужен многоцелевой автомобиль: компактный, но вместительный. Быстрый, но экономичный. Умеющий ездить как по асфальту, так и вне его. Такой автомобиль уже изобрели, скажете вы, и будете абсолютно правы — это кроссовер. Но кроссовер кроссоверу рознь, утверждают японцы и указывают на Suzuki SX4 S-cross — первый семейный кроссовер, созданный с учётом вышеупомянутых особенностей.
Крупные фары головного света провоцируют лёгкую дисгармонию… Впрочем, оставим внешность "эс-икса" без комментариев.
Только не SX4 S-cross, это имя осталось за европейскими рынками, а Suzuki New SX4 — в России кроссовер будет называться именно так. При этом формально он не является прямой заменой обычному "эс-иксу", выпускаемому с 2006 года, ведь это более крупный автомобиль, стоящий на полступеньки выше. Он на 150 мм длиннее предшественника (4300 мм), но за счёт более широкого применения высокопрочных сталей в конструкции кузова и алюминия в подвеске и тормозах легче его на 60 кг. Колёсная база увеличена на 100 мм (2600 мм). Но единственно возможный мотор для России — бензиновая "четвёрка" — лишь модернизирован. Он выдаёт на пять лошадиных сил больше, что с учётом лучшей аэродинамики (COd = 0,33 против Cd = 0,40 у SX4) позволило повысить как разгонные характеристики, так и максимальную скорость и экономичность.
Дорожный просвет кроссовера более чем достаточный — 180 мм для машин с 16-дюймовыми колёсами. У топ-версий, украшенных литыми дисками, на дюйм больше (на фото), расстояние до земли меньше на пять миллиметров. У европейского "эс-кросса" клиренс 170 и 165 мм соответственно.
Главная фишка нового "эс-икса" — система полного привода AllGrip AWD с четырьмя динамическими режимами: Auto, Sport, Snow и Lock. По принципу работы AllGrip напоминает упрощённый бээмвэшный xDrive, где традиционное "железо" трудится в одной упряжке с электронными системами. Сузучья мехатроника — это электронноуправляемая муфта в приводе задних колёс, способная в предельном значении передать назад до половины крутящего момента и работающая в союзе с системами контроля тяги и ABS. Так, при диагональном вывешивании AllGrip может имитировать межколёсные блокировки, подтормаживая буксующие колёса. Кстати, помня о проблемах перегрева муфты у седана Kizashi, японцы оснащают New SX4 усиленной раздаткой с системой отвода тепла, что, по идее, должно снизить риск перегрева при продолжительной пробуксовке.
В режиме Auto кроссовер — по умолчанию переднеприводный. Момент к задним колёсам осуществляется по требованию. В "Спорте" специальная программа управления двигателем закачивает в цилиндры больше топлива, обостряет отклики акселератора, а также меняет алгоритм работы вариатора, ESP и рулевого усилителя. При принудительной блокировке муфты (режим Lock) момент между осями распределяется в равных пропорциях при условии, что скорость не превышает 60 км/ч.
Вообще провальный седан D-класса — Suzuki Kizashi — многому научил японцев. Теперь они не спешат осваивать новые для себя горизонты, а концентрируют силы на той сфере, где их позиции традиционно сильны, — автомобилях малого и среднего формата. Каждый год компания обещает выводить в свет по одной новой модели, ближайшей из которой как раз и станет более компактный, нежели нынешний "эс-кроссер", кроссовер. Как будет выглядеть новинка, можно понять по концепту Suzuki iV-4, показанному на выставке во Франкфурте. А пока в этой нише останется старая машина. Suzuki SX4 с приставкой Classic продолжит сходить с конвейера венгерского завода до первого квартала 2015 года.
Чтобы разглядеть Suzuki New SX4 в подробностях, посмотрите официальный ролик модели.
Успокоим и тех, кто переживает по поводу Jimny, — в ближайшие два года уникальный мини-внедорожник ждёт наиболее серьёзная за всё время выпуска модернизация. А это значит, что ещё как минимум лет пять-шесть пенсия лупоглазому малышу не грозит (чему я искренне рад). Самые туманные перспективы у Гранд Витары. Понятно, что модель устарела морально. Однако, застряв между пластами продвинутых кроссоверов и полноценных внедорожников, она при фактическом отсутствии конкурентов по-прежнему пользуется устойчивым спросом. По сути, её судьба будет зависеть от того, насколько успешным станет New SX4/SX4 S-сross. То есть появятся у компании свободные средства или нет.
Простенько, но качественно. Все клавиши, включая управление стеклоподъёмниками, с подсветкой. Рулевая колонка регулируется в двух направлениях. Причём в широких диапазонах.
Информация с незатейливой комбинации приборов считывается без проблем. Раздельный климат-контроль будет доступен, начиная с промежуточной комплектации GLX, а навигационная система и двухсекционный панорамный люк — в наиболее дорогой GLX+.
А между тем соперничать новичку придётся с такими корифеями, как Nissan Qashqai и Mitsubishi ASX. Без серьёзных козырей в игре с такими партнёрами не обойтись. Чем будет отбиваться семейный "эс-икс"? Внешностью? Ну это вряд ли. Если к дизайну SX4 приложили руки итальянцы, то New SX4 японцы рисовали своими силами. В итоге внешность у кроссовера вполне заурядная. И салон скомпонован по стандартной схеме: полочки, кармашки, боксы, но мягкие здесь только поперечная вставка на передней панели и куцые подлокотники. Остальное при постукивании гудит, как барабан. Однако те, кто пересядет в New SX4 из старого "эс-икса", порадуются большему простору. Прибавка по длине в передней части салона всего шесть миллиметров, зато сзади аж 44 мм, из них 39 мм — это то, на сколько подушка заднего дивана отодвинулась от спинок передних кресел. Смело закидывайте ногу на ногу! На 160 литров стал ёмче багажник.
Передние кресла вроде бы и похвалить не за что, но и для критики особого повода нет. Уселся удобно, рабочую позу нашёл сразу — это главное! На втором ряду места много во всех направлениях. Хотя назвать сиденье галёрки диваном трудно: и подушка, и спинка слишком плоские.
Багажник 430 л. Под фальшполом небольшой погребок и ниша, где у евроверсий "эс-кроссера" находится комплект первой помощи, а у российских "нью-эс-иксов" будет докатка.
А ещё "эс-икс" подкупает уровнем оснащения. Уже в базовой комплектации есть электропакет, подогрев передних сидений, кондиционер и полный набор систем безопасности, включая ESP и семь воздушных мешков. А наиболее оснащённая версия GLX+ щеголяет двухсекционным люком размерностью 800 х 560 мм. Сдвигаешь ползунковую клавишу, и вместо стеклянных панелей — чистое небо. Класс! Но сколько всё это будет стоить? Точные цены обнародуют в конце октября, а сейчас нам известны лишь приблизительные раскладки. За "базу" попросят чуть более 800 тысяч рублей. Доплата за вариатор — 80 тысяч, а за полный привод — 100 тысяч рублей. New SX4 в топе будет стоить 1 миллион 150 тысяч. И Qashqai, и ASX в начальных уровнях оснащения дешевле, но ни тот, ни другой не могут похвастаться отточенными ездовыми манерами. А New SX4 может!
Механический "эс-икс" не только динамичнее вариаторного (11,0 с от ноля до 100 км/ч против 12,4 с), но и тише. У того постоянно солирует работающий на повышенных оборотах двигатель. Хотя общий шумовой фон невысок у обеих версий.
Знаете, какой автомобиль стал референтным при настройке динамических параметров кроссовера SX4 S-сross? Малыш Suzuki Swift! Я выжимаю лёгкую, но информативную педаль сцепления, замыкаю чётким рычагом пятиступенчатой "механики" первую передачу и с первой попытки безошибочно трогаюсь в небольшой подъём. Пусть бензиновый "атмосферник" 1,6 л не балует мощным разгоном — при ускорениях моторчик приходится выкручивать в ограничитель. Зато он эластичен и позволяет вытягивать третью передачу с самых низов. Руль лёгок, прозрачен и в меру информативен. Подвеска с одинаковым успехом сопротивляется как поперечным кренам кузова, так и продольной раскачке. Она мягко проглатывает среднего размера неровности (иных на испанских дорогах найти не удалось) и работает совершенно бесшумно. Дубеют амортизаторы лишь на тарированных брёвнышках "лежачих полицейских". Но в целом полноприводный "эс-икс" с "механикой" обладает столь ненавязчивым ездовым характером, что в какой-то момент его присутствие просто перестаёшь замечать. Автомобиль-невидимка!
Управляется "эс-икс" легко и точно. А главное, водитель всегда чувствует автомобиль по ненавязчивому усилию обратной связи на руле. Жаль, обеспечить такую же естественную фиксацию баранки в околонулевой зоне инженеры не смогли. "В нуле" руль как будто прикусывает.
Вариаторный "эс-икс" такой непосредственностью похвастаться уже не может. А всё потому, что свои максимальные 156 Н•м тяги "четвёрка" развивает ближе к пятитысячной отметке. Достигнув оптимальных значений, силовой тандем наполняет салон кроссовера привычным монотонным жужжанием. Вариатор, используемый концерном Renault-Nissan, работает лучше. Вдобавок привод акселератора у такой версии менее точен: при подаче топлива ощутима заминка. А у переднеприводных машин своя беда: на неровных дорогах зажатая задняя подвеска начинает отстукивать ямки и бугорки. Плавность хода при этом снижается до уровня ниже среднего.
Российские продажи Suzuki New SX4 начнутся 16 декабря. Маркетологи надеются, что в месяц будет реализовываться 1200–1500 кроссоверов.
Впрочем, поездка на новом "эс-иксе" выдалась слишком короткой, чтобы делать окончательные выводы. Вот и его особенность, о которой японцы говорили на презентации (приспосабливаться к разным жизненным ритмам), я как-то не уловил. Обычный автомобиль для обычного гражданина. Но разве это недостаток? В какой-то момент я вдруг поймал себя на мысли, что будь у моей супруги такой кроссовер… мне было бы спокойнее. Оснащённый не самым мощным мотором, он не спровоцирует её на сомнительные подвиги. Не заставит трястись на неровной дороге и не оставит без защиты, не приведи бог ДТП. Я даже нашёл оправдание для его не самой выразительной внешности — меньше риск, что машину угонят. Только, на мой взгляд, это непременно должна быть версия с полным приводом и механической коробкой передач — самая гармоничная конфигурация кроссовера Suzuki New SX4.
Паспортные данные
Suzuki New SX4
1.6 CVT
1.6 AWD
Кузов
Тип кузова
хэтчбек
хэтчбек
Число дверей/мест
5/5
5/5
Длина, мм
4300
4300
Ширина, мм
1765
1765
Высота, мм
1590
1590
Колёсная база, мм
2600
2600
Колея передняя/задняя, мм
1535/1505
1535/1505
Снаряжённая масса, кг
1125–1185
1170–1240
Полная масса, кг
1740
1740
Объём багажника, л
430
430
Двигатель
Тип
бензиновый
бензиновый
Расположение
спереди, поперечно
спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров
4, в ряд
4, в ряд
Число клапанов
16
16
Рабочий объём, см
1586
1586
Макс. мощность, л.с./об/мин
117/6000
117/6000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин
156/4400
156/4400
Трансмиссия
Коробка передач
вариатор
механическая, пятиступенчатая
Привод
передний
подключаемый полный
Ходовая часть
Передняя подвеска
независимая, пружинная, McPherson
независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска
полунезависимая, пружинная
полунезависимая, пружинная
Передние тормоза
дисковые вентилируемые
дисковые вентилируемые
Задние тормоза
дисковые
дисковые
Шины
205/60 R16
205/60 R16
Дорожный просвет, мм
180
180
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч
170
175
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с
12,4
12,0
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км
5,5
5,7
Норма токсичности
Евро-6
Евро-6
Ёмкость топливного бака, л
47
47
Топливо
АИ-95
АИ-95
Техника
В основе кроссовера New SX4 лежит кардинально переработанная платформа предшественника, от которой осталось не более 5% старых деталей. Так что уместнее говорить о новой "тележке". Кузов кроссовера прибавил в длину 150 мм. Колёсная база выросла на 100 мм. Но при этом по сравнению с прежним "эс-иксом" новый кузов легче на 60 кг благодаря более широкому применению высокопрочных сталей, из которых сделаны стойки и пороги кузова, а также лонжероны и часть внутренних усилителей. Ради снижения шумов и вибраций усилена задняя часть кузова, а для улучшения управляемости — места крепления передних амортизаторов и подрамника.
Бензиновая "четвёрка" M16A от прежнего SX4 модернизирована. У неё облегчённые коленвал, шатуны и поршни. На 1,2 кг стал легче выпускной коллектор, а из навесного оборудования — радиатор и выхлопная система. В целях снижения расхода топлива уменьшена жёсткость пружин привода клапанов, а у масляного насоса появились новые, более узкие подшипники. Программа управления двигателем дополнена режимом повышенной мощности, который активируется переводом контроллера в режим Sport и обеспечивает более интенсивный впрыск топлива в цилиндры. Обновлённый двигатель соответствует нормам Евро-6.
Схемы подвесок не изменились: McPherson спереди, полузависимая балка сзади. Причём вне зависимости от типа привода. Отличия версий 4х4 лишь в иных настройках упругих элементов и в отдельном подрамнике, на котором крепится задний дифференциал. Для снижения массы неподрессоренных деталей плавающие скобы тормозных механизмов отлиты из алюминиевого сплава.
История
Свой первый компактный кроссовер Suzuki разработала совместно с итальянской компанией FIAT. Модель, созданная на удлинённой платформе малолитражки Swift, получила имя Suzuki SX4 — Sport Crossover 4x4 Seasons. Для "эс-икса" было предусмотрено три двигателя: бензиновые 1.5 (99 л.с.) и 1.6 (107 л.с.), а также турбодизель 1,9 л мощностью 120 л.с., который агрегатировался только с шестиступенчатой механической коробкой передач, в то время как владельцы менее мощных версий могли выбрать либо пятиступенчатую "механику", либо четырёхдиапазонный "автомат". Привод мог быть как передним, так и полным. Однако схемы подвесок в зависимости от типа привода оставались неизменными: McPherson спереди и полузависимая балка сзади. Детали от Свифта лишь усилили согласно изменившимся размерам и массе кроссовера.
За кадром
Эта поездка была из той серии, когда перелёт занимает больше времени, чем сам тест-драйв. Три с половиной часа на всё про всё — это как выйти из кинозала через 35 минут после начала фильма: интересно, но нифига не понятно. Вот и видом из окна моего номера, расположенного на 14-м этаже отеля W Barcelona, полюбоваться толком не получилось по той же причине — нехватка времени. Зашёл — ахнул — сделал пару фотографий и убежал...