Выходим в люди с обновленным компактвэном Opel Meriva
Клаудии Шиффер сейчас всего лишь сорок три. Красотка замужем за кинорежиссёром, у неё трое детей: сыну — десять, старшей дочке — девять, младшей — три. Профессия у мамы прежняя, но фантастической моделью Клаудия нынче называет не себя. Фрау Шиффер восторгается компактвэном Opel Meriva. Она с телеэкрана рекомендует его таким же многодетным семьям, как её собственная. Советует не безвозмездно, конечно. С декабря у Клаудии новый статус — European Opel brand ambassador, рекламное лицо Опеля в Европе. Вот так, нежданно-негаданно, столкнулись Шиффер и Meriva лицом к лицу. Причём у Меривы лицо-то новое.
После фейслифтинга на глаза-фары приспустились веки, курносый нос раздался вширь тевтонским щитом, на щёчках не осталось и тени улыбки... В блеске хрома и хладодиодном свете наш колобок забронзовел.
До обновления Мериву хвалили за свежую и узнаваемую влёт внешность, удобство входа/выхода с распашными дверьми, простор для пассажиров, удачную трансформацию сидений и профиль водительского кресла, эргономику в общем, шумоизоляцию и тогдашнюю цену от 589 000 рублей. Ругали однообъёмник за те же "противоходные" двери, слишком высокую посадку водителя, за медлительный "автомат" и дохлый турбодизель в 100 л.с., неинформативный руль и жёсткость, с которой подвеска отрабатывает крупняк, а также за непонятную "мультимедию" с полусотней кнопок. Конечно же, рестайлинг не решил всех проблем, но в свежей конфигурации недостатки и достоинства воспринимаются иначе. Кажется, автомобиль стал гуманнее, а отношение к нему — человечнее. Компактвэн — это ведь всегда семья, люди, много людей. Старики, женщины и дети.
В 2012 году россияне приобрели 3618 Мерив, в 2013-м купили 2752 машины. Однообъёмник в это время не менялся, распашные двери всё ещё были в диковинку, и на тебе — минус 866 единиц. Почти 24-процентное падение спроса на одном из важных рынков — вполне убедительный довод в пользу обновления модели.
Во фронтальной части произошли самые заметные перемены. Увеличилась и заблестела хромом решётка, аналогичным металлом украсились изменившиеся противотуманки. Фары отныне должны напоминать глаз, как у орла. Нюх у опелевцев тоже не пропал: светотехника теперь светодиодная. Ну и бампер поменялся соответственно. Как сказали бы в Римской империи, Meriva заполучила инсигнии — внешние знаки могущества, власти или сана.
У римлян инсигниями были орденские знаки, планки, ленты, медальоны, перстни. У Меривы — это дизайнерские доработки, новая мультимедийная система IntelliLink и дизельный мотор 1.6 CDTI (136 л.с., 320 Н•м), отвечающий экостандарту Евро-6 и прежде доступный только компактвэну Zafira Tourer. Результат модернизации опелевцы обрисовывают двумя словами: стало комфортнее. За счёт новшеств Meriva теперь уподобляется более дорогим и крупным Опелям, а в цене после рестайлинга выросла на 6000 рублей: "база" — от 631 тысячи.
Предмет отдельной гордости создателей Меривы — высокий уровень удовлетворённости владельцев. Компания J.D. Power and Associates провела в Германии интервью с 18 тысячами водителей, задав вопросы о качестве, надёжности, дизайне, стоимости обслуживания и эксплуатации 106 моделей 25 производителей автомобилей. Как выяснилось, 80,6% опрошенных хозяев Меривы довольны своим выбором, так что опелевская модель заняла первое место в своём классе.
Перелицованную в Инсигнию Мериву пресс-релиз характеризует чудаковато: "скульптурный артистизм в сочетании с немецкой точностью". Воображение рисует жонглёра, застывшего в оцепенении с приходом офицеров бундесвера. На деле ситуация не так драматична — живьём Meriva выглядит проще и мягче, чем на фотографиях. После модернизации облик стал основательнее, солиднее, что ли. Впору задаться вопросом "кто это сделал?" А то в премьерном пылу глаза всем затмили суицидальные двери и никто не поинтересовался, кто такой Нильс Лёб.
Несправедливо. Лёбу сорок семь, женат, растит двоих детей. Родился в Австралии, учился в Европах, с сентября 1991 года работает в компании Adam Opel AG, где прошёл путь от рядового креативщика до шеф-дизайнера. За плечами Нильса концепты, шоу-кары и почти все серийные модели Opel/Vauxhall за последние 20 лет. Vectra, Astra, Corsa, Zafira, Adam, Insignia — всё дело рук Лёба, главного дизайнера опелевских экстерьеров. Словом, Нильс — один из тех замечательных людей, которых при встрече надо бы приобнять.
"Знаешь, какой вопрос о Мериве мне задают чаще всего? — озадачивает Лёб. — Ты не поверишь, меня всё время спрашивают, зачем я сделал эту странную подоконную линию! Зачем? Закрой дверь, я тебе покажу. Смотри, обычно эта линия прямая, а я опустил её на пять сантиметров, чтобы улучшить обзорность для задних пассажиров. Кроме того, мне кажется, что на дорогах многовато машин с ровной поясной линией. Согласен?"
Салона рестайлинг не коснулся. Но это не значит, что Штефан Арндт, главный интерьерщик Опеля, плохо справился с работой. Скорее наоборот — убранство внутри уравновешенное. Арндт знает в своём деле толк: в компании он работает с 1986 года и послужной список у него длиннее, чем у Лёба. Для Меривы Штефан придумал особенную архитектуру Opel ErgoFlex. Она включает в себя механизм трансформации задних сидений FlexSpace, ездящий между креслами по рельсам трёхэтажный комплекс FlexRail, которые вместе с распашными дверями FlexDoors и внешним велосипедным багажником FlexFix сделали Мериву, по мнению опелевцев, чемпионом в гибкости и эргономике.
"Проект Meriva я люблю за то, что мы, дизайнеры, работали в по-настоящему тесном сотрудничестве с инженерами. Это было приятно, — признаётся Арндт. — Играя с компонентами, однажды мы спросили себя: почему бы не выкинуть весь этот металлолом между сиденьями и не использовать пространство грамотно? Так мы неожиданно получили гигантскую площадь, где решили построить нечто действительно функциональное. Таким образом состоялась система хранения FlexRail со съёмным подлокотником, местом для всякой всячины и разъёмами для зарядки".
Субъективно говоря, система FlexRail — спорная штука. Хочешь открыть или отодвинуть, а в руках неожиданно оказывается снятый подлокотник. Главная идея — возможность сдвинуть этот самый подлокотник назад, чтобы добраться до подстаканника или втиснуть в образовавшуюся щель дамскую сумку. В реальности же повседневная езда пластиковой трёхэтажки по алюминиевым рельсам видится сомнительной. Скорее владелец выберет оптимальную конфигурацию и остановится на ней. Кстати, опелевцы укоротили направляющие, по которым передвигается FlexRail, — они больше не путаются под ногами центрального пассажира.
Крепление FlexFix прячется за задним бампером и выдвигается, как ящик из стола. Оно позволяет перевозить два велосипеда весом по 20 кило и ставит владельца перед необходимостью обзавестись дополнительным номерным знаком.
Дискуссионных моментов немало. Ты погружаешься в Мериву с мыслью "пусть чемпион прогнётся под нас", а за впрямь удобными распашными дверями особенной гибкости и нет. Водитель длиной 187 см, чтобы "сесть сам за собой", упирается коленями в спинку переднего кресла. Задние тем временем не спешат проявлять эластичность. Утопить центральную секцию сидений, а потом поперечно сблизить два других? Интуитивно непонятно, с первой попытки не удаётся. По вместимости пассажиров и грузов уж очень компактен наш вэн. Ребёнку, сидящему на бустере посреди заднего дивана, не позавидуешь. Очевидно, перед семейной поездкой Клаудии приходится вести с двумя старшими детьми непростые переговоры.
Ограниченный на втором ряду простор — ещё не теснота. Но вольготно в центре заднего дивана почувствует себя разве что Минни, подружка Микки Мауса (на фото в верхнем правом углу).
Водительское место принято критиковать за излишне высокую посадку. Думается, это всё же вопрос настроения. Сев в Мериву тёплым солнечным утром с песенкой под нос, высоту посадки ты можешь просто не заметить и мгновенно привыкнуть, как к данности. А ведь опелевцы очень старались. "Мы изначально хотели, чтобы все технические детали были небольшими и находились так далеко от водителя и пассажиров, насколько это возможно, — объясняет Штефан Арндт. — Например, в случае с передней панелью мы взяли всю начинку, подушки безопасности, бардачок и так далее — и толкнули всё это на 80 мм вперёд и вниз. В результате, находясь в автомобиле, вы взаправду чувствуете, что сидите на высокой точке, а не прячетесь за скалой, как в некоторых машинах у конкурентов".
С "механикой" ты садишься "по педалям", узел кажется тесноватым. При "автомате" всё окей. Кресло — замечательное по контуру и диапазону регулировок. Понятно, почему его с восторгом встретила ассоциация медиков, борющихся за здоровье спины (Aktion Gesunder R?cken e.V.).
Терапевты из AGR точно так же высоко оценили сиденье в Мокке, однако Мерива удостоилась большей похвалы благодаря своим дверям (с ними при входе/выходе меньше нагружаются позвоночник, шея и ноги) и велобагажнику. Подробности смотрите в видеоролике.
В немецкой классификации однообъёмник первого поколения — это Meriva A. Нынешний — Meriva B. На первый тест-драйв "бэшки" летом 2011 года опелевцы выставили модификацию с дефорсированным дизелем, за что поплатились. Обновлённую Мериву представили с двумя другими моторами: можно было выбрать либо вариант со 140-сильной (200 Н•м) бензиновой "турбочетвёркой" и шестиступенчатым "автоматом", либо новый турбодизель 1.6 CDTI с "механикой". Кому-то наверняка интереснее свежий агрегат на тяжёлом топливе, который за тишину работы получил прозвище whisper-diesel. Но "дизель-шёпот" нам уже встречался на Зафире, к тому же в России ждать его в обозримом будущем бессмысленно. У нас и его предшественники 1.3 и 1.7 не предлагаются. Так что от самой мощной Меривы деваться было некуда.
Главными конкурентами Меривы маркетологи Опеля называют шесть моделей: Ford B-Max, Citroen C3 Picasso, Fiat 500 L, Hyundai ix20, VW Golf Plus, Skoda Roomster. Словари между тем сообщают, что название Мерива обозначает воды пререкания или распри. Это место в Синайской пустыне, где израильтяне возроптали на Моисея из-за недостатка воды, а тот с божьей помощью получил воду из камня.
Если "евро-шестой" дизель — шептун, то его бензиновый коллега — ревун. Моторным шумом обозначается любое нажатие на акселератор. Чем сильнее и резче давишь, тем громче. Добротная шумоизоляция Меривы не в силах утихомирить рьяный движок полностью. Впрочем, звучит "четвёрка" приемлемо. Да вот послушайте сами в видеоролике "За кадром", который вас ждёт с реальным звуком (благо iPhone записывает его правдоподобно).
Мериву опелевцы презентовали в окрестностях Висбадена. Среди прочего компактвэн должен был взобраться на высоту 617,9 м над уровнем моря, на легендарную скалу Лорелей. С неё открывается мощнейший вид на Рейн в районе Райнгау-Таунус.
Приемлемо везут и "лошади", но легко поверить, что под капотом их не 140, а 120 или меньше. Для обгонов тяги хватает, да и "автомат" слишком долго ждать не заставляет. Только вот в гору Meriva ползёт с натугой. И ведь пустая была, с одним лишь водителем и воздухом в багажнике. Ох и тяжело же ей будет карабкаться, когда масса со снаряжённой (1486 кило) доберётся до полной в две тонны… Ещё мощнейшая Мерива не любит сверхмалых скоростей, в пробках она дрожит и брюзжит. Ей эластичности всё-таки надо подзанять.
Багажный отсек в 400 л для семьи с тремя детьми — это впритык. При сложенных спинках задних сидений получается 920 л. На тестовых машинах под фальшполом докатки не было, а вообще она там должна быть.
В каждом втором обзоре Мериву ругают за неправильную заднюю подвеску, мол, балка ударно не справляется с крупными неровностями. Возможно, на "восемнадцатых" колёсах ездить больно. Что до размерности 17 дюймов, то в таком Мишлене живётся нормально: толчки под зад весьма ощутимы, но острота ударов старательно скругляется. Кренов при этом почти нет, как и обратной связи по рулю. Расход в смешанном цикле, но преимущественно по трассе и без попытки сэкономить — 9,6 л/100 км. Паспортный "город".
Самый явный признак рестайлинга в профиль — хромированный молдинг, подчеркнувший волнообразную поясную линию, о которой говорил Лёб. Кроме того, появились новые 17- и 18-дюймовые колёсные диски и два цвета кузова: изумрудный (на фото) и жёлтый.
Ещё один традиционный упрёк в адрес Меривы — невнятные информационно-развлекательные системы. Дескать, в дремучем лесу из 50 кнопок чёрт ногу сломит, поэтому разбираться с навигацией и борткомпьютером нужно до поездки, "на берегу". Теперь спецы Опеля предложили выход из положения. Все три системы (CD 600, Navi 650 и Navi 950) нынче оснащаются комплексом IntelliLink, который соединяет воедино автомобиль и iPhone. Интеграция означает не только возможность послушать с телефона музыку, подзаряжая аппарат, но и просмотр фоток на семидюймовом дисплее, а также — голосовое управление навигатором и общение с электронной помощницей Siri. Зажал кнопку на руле, сказал "навигейшн" — и карта перед тобой. Теоретически можно и адрес словами забить, и эсэмэски прослушать.
IntelliLink нового поколения — это навигатор, магнитола, разъёмы AUX и USB, кнопки управления "музыкой" и подачи голосовых команд на руле, интерфейс Bluetooth, автоматически возникающая на экране картинка с камеры заднего обзора. Интеграция с айфоном — вещь прогрессивная. Вместе с тем пространство под мягкой крышкой водительского подлокотника предназначено специально для хранения компакт-дисков — отмирающего музыкального носителя.
Бодрый дуэт 140-сильного бензинового мотора и шестиступенчатого "автомата", пожалуй, можно признать оптимальным для Меривы. Жаль, в России самому мощному агрегату полагается только пятидиапазонная "механика". Ну, хм, опелевским менеджерам виднее. Минувший 2013 год они признали для себя успешным как на европейском, так и на германском рынке, хотя рост исчисляется в десятых и сотых долях процента.
Клаудия Шиффер (180,5 см; 58,7 кг; 94–62–91,5 см) — не только супермодель и киноактриса, но и посол доброй воли ЮНИСЕФ от Великобритании. Пока новое "лицо Опеля" сфотографировалось только с Моккой. И было бы здорово повидать на презентации Шиффер, Лёба и Арндта, но нас встречала троица менеджеров среднего звена.
В Старом Свете доля Опеля (и его "сестры" Vauxhall) выросла с 5,59 до 5,61%, в Германии — с 6,9 до 7,0%. И Meriva вроде занимает первое место в сегменте, тогда как Corsa, Astra и Insignia в своих нишах вторые. Что касается российского рынка, то прошлый год марка Opel завершила у нас без толики роста или падения, по нулям. Мерива среди компактвэнов довольствуется бронзой: серебро у Зафиры, золото у Chevrolet Orlando. Компактвэны-лидеры тоже вышли из GM, у них обычные двери и обыкновенная эргономика. Но они крупнее и мощнее, пусть и дороже. Будет ли услышана в России фантастическая рекомендация от лица фрау Шиффер?
Паспортные данные
Opel Meriva
1.4 turbo
1.6 CDTI
Кузов
Тип кузова
компактвэн
компактвэн
Число дверей/мест
5/5
5/5
Длина, мм
4300
4300
Ширина, мм
1912
1912
Высота, мм
1615
1615
Колёсная база, мм
2644
2644
Колея передняя/задняя, мм
1488/1509
1488/1509
Снаряжённая масса, кг
1486
1518
Полная масса, кг
1995
2040
Объём багажника, л
400–1500
400–1500
Двигатель
Тип
бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом
турбодизель
Расположение
спереди, поперечно
спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров
4, в ряд
4, в ряд
Число клапанов
16
16
Рабочий объём, см
1364
1598
Макс. мощность, л.с./об/мин
140/4900–6000
136/3500–4000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин
200/1850–4900
320/2000
Трансмиссия
Коробка передач
автоматическая шестиступенчатая
механическая шестиступенчатая
Привод
передний
передний
Ходовая часть
Передняя подвеска
независимая, пружинная, McPherson
независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска
полузависимая, пружинная
полузависимая, пружинная
Передние тормоза
дисковые вентилируемые
дисковые вентилируемые
Задние тормоза
дисковые
дисковые
Шины
225/45 R17
225/45 R17
Дорожный просвет, мм
150
150
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч
196
197
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с
11,1
9,9
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл
9,6
4,8
— загородный цикл
5,8
4,2
— смешанный цикл
7,2
4,4
Норма токсичности
Евро-6
Евро-6
Ёмкость топливного бака, л
54
54
Топливо
АИ-95
дизтопливо
Техника
Первое поколение Меривы выросло на платформе Корсы. Второе — на джиэмовской "тележке" Delta, на которой построены "третья" Астра, "вторая" Зафира. Спереди — стойки McPherson, сзади — скручивающаяся балка. Платформа, кстати сказать, не новая, образца 2003 года. Уже вовсю используется Delta II, а в 2016-м мы увидим Опели и Ситроены на Дельте III.
Мотор 1.6 CDTI (136 л.с., 320 Н•м), идущий на смену нынешним дизелям объёмом 1,7 и 2,0 л, с нуля разработали инженеры из Германии, Италии и США. Главными техническими особенностями нового турбодизеля его создатели называют систему аккумуляторного впрыска топлива, регулирование процесса сгорания и турбокомпрессор с изменяемой геометрией. По сравнению с двигателем 2.0 CDTI схожей мощности расход и выбросы CO2 снижены на 10%. Движок 1.6 CDTI — самый чистый дизельный мотор в истории марки Opel. "Евро-шестая" экологичность достигается за счёт впрыска в выхлоп мочевины AdBlue и селективного нейтрализатора отработавших газов, который удаляет оксид азота.
Безопасность
Эксперты Euro NCAP разбили Мериву в 2010 году и поставили ей максимальные пять звёзд. Безопасность взрослых — 89%, детей — 77%, пешеходов — 55%. Действенность электронных помощников была оценена как 86-процентная.
За кадром
Презентация в Германии была краткой, как список нововведений Меривы. Утром из Франкфурта проехали 30 км до Висбадена, послушали брифинг и получили машины на четыре часа. Можно было ехать куда хочешь или принять маршруты организаторов. Я в Мериве оказался один-одинёшенек и рисковать не стал: отправился по забитым в навигаторе точкам: посетил старый замок Burg Crass, проехался по побережью Рейна и забрался посмотреть на скалу Loreley. В итоге опять чуть не опоздал на самолёт!