Однажды коллега (убей бог, не помню кто) признался, что в его издании журналистам не разрешают помногу тест-драйвить китайские машины. Ведь случись что — костей не соберёшь. "У нас в редакции людей принято беречь!" — назидательно взметнулся палец. Реплика прозвучала несколько лет назад, когда организация Euro NCAP насмешливо разбивала "поднебесные седаны" в лепёшку. Сейчас-то многие скептики посрамлены, но всё равно — перспектива преодолеть больше трёхсот километров по нашим дорогам на автомобилях марки Chery вызвала у меня неловкое чувство. Подозрительно как-то: редакция Драйва никогда прежде не брала на тест продукцию Chery, а сейчас повод вдруг появился, и это… QR019CHA?
17 апреля 2010 года — знаменательный день в истории Chery: гендиректор Инь Тунъяо (господин в очках на снимке слева) представил первый вариатор своей фирмы.
Набором из восьми знаков называется бесступенчатая трансмиссия, которую компания Chery изготовила сама себе, используя наработки таких именитых фирм, как Bosch и Continental. Особенностями своего клиноремённого вариатора разработчики считают интегрированный гидротрансформатор, полностью стальной ремень вместо частично полимерного, ручное переключение при имитации семиступенчатой "механики" и наличие зимнего режима ("скользкая дорога"). Кроме того, есть режим L, сужающий диапазон перемещения шкивов, при одновременном ограничении максимальных оборотов коленвала на отметке 6000 об/мин.
Слева — рычаг хэтчбека Chery M11. Орудовать им сподручнее и приятнее, чем топорным селектором у Tiggo.
Коробка не особо новая. Работу над ней китайцы начали в 2003 году, в 2008-м — запатентовали, а в 2011-м оснастили ею кроссовер Tiggo, самый покупаемый продукт Chery на планете. Продажи "вариаторного бестселлера" в России начались в феврале. Немногим раньше, в ноябре 2013-го, на наш рынок с той же трансмиссией вышла модель Chery M11. И вот эта парочка перед нами. У "эмки" и Tiggo одинаковые не только трансмиссии, но и моторы — атмосферные "четвёрки" 1.6 (126 л.с., 160 Н•м). В общем, хоть и нехорошо сравнивать белое с острым, грузовичок с легковушкой, сделать это придётся.
Экстерьер хэтчбека Chery M11 вышел сдержанным и совершенно незапоминающимся. Забываются и хитренькие ручки задних дверей. Сами дверки часто захлопываются только со второго раза.
Первоначальное китайское имя "эм-одиннадцатой" — Chery A3. Она бывает хэтчбеком или седаном. В продажу на внутреннем рынке модель поступила в 2008-м, через два года добралась до России, в 2013-м пережила серьёзное обновление. И нет ничего странного, если вы никогда не встречали Chery M11 на дороге. В прошлом году китайцы реализовали у нас лишь 433 машины, в 2012-м — 1095 штук. Для сравнения, Tiggo за те же периоды разошёлся в количестве 10 396 и 4549 экземпляров. Объяснение простое — пятидверная "эмка" стоит от 514 000 рублей, цены на Tiggo начинаются с 585 900 руб. У начальных модификаций с вариатором разница в цене — 21 900 руб. Неудивительно, что при столь близких суммах наш покупатель просит завернуть ему более крупный и вместительный кроссовер.
Если недостаточно широко распахнуть (правой рукой слева направо) массивную пятую дверь Tiggo, она двинется обратно и затолкнёт тебя в багажник.
При детальном обследовании выбор в пользу Tiggo уже не кажется таким однозначным. Chery M11 производит впечатление современного автомобиля — "китайца" новой волны, для которого характерны подросшие уровни качества и комфорта. "Эмка" относится к тем моделям из Поднебесной, что через некоторое время, проведённое за рулём, позволяют тебе забыть об их происхождении. К тому же родословная, как нынче принято у "китайцев", мудрёная. В какую деталь ни ткни, всякая сделана партнёрами из Европы, США, Японии. Экстерьер вон Pininfarina рисовала. Сборка между тем китайская.
Первое ощущение у севшего в водительское кресло "эм-одиннадцатой" — что ж так высоко-то? Пытаешься опустить сидушку, а нельзя. Другая трудность — руль регулируется только по высоте. Всё остальное, включая красную подсветку приборов, не напрягает. Пресловутого запашка в салоне нет.
Tiggo в прошлом году тоже обновился, но на фоне "эмки" видится старичком, особенно внутри. Вроде и зарубежных партнёров участвовало не меньше, да и лица те же, только вот невербального Китая здесь побольше, чем в хэтчбеке. Решения простецкие, без затей, про такие говорят, что они прошли проверку временем. Просторно, квадратно, дубово, угрюмо, по "сверчку" в каждом углу. У Chery M11 стрекотал лишь один "насекомый" в креплении ремня безопасности.
Руль Tiggo тоже не регулируется по вылету, зато крыша на башку не давит. Здесь обитателя вообще ничто не стесняет, хотя номинально кроссовер по ширине уступает хэтчбеку 27 мм.
Собирают паркетник на двадцати базах по всему миру, и качество не ровное, как попадёшь. На ходу контраст с хэтчбеком разительный. Tiggo шумнее, Tiggo жёстче, Tiggo валкий, Tiggo тряский... Эй, покупатель! Может, "эмку" возьмёшь? Тот нос воротит. Tiggo на 108 мм длиннее, Tiggo на 238 мм выше, снаряжённая масса больше на 50 кило, а до 100 км/ч разгоняется на полсекунды быстрее хэтча — за 15 с. Кстати, точно такой показатель у полноприводника Tiggo с двигателем 2.0 (136 л.с., 180 Н•м), есть и такая версия. У модели M11 привод и силовой агрегат безальтернативные.
Chery M11, как и Tiggo, можно заправлять "девяносто вторым" бензином. Об этом напоминает наклейка на дверке бензобака.
Проехав первые несколько десятков километров, мы немало удивились, обнаружив на остановке, что наша "эм-одиннадцатая" обута в шипованные 16-дюймовые шины Goodyear. Нас-то строжайше предупредили, что шины летние: поаккуратней, ребята. И вдруг шипы. Они на асфальте любят погудеть, а тут не выдали себя ни единым звуком. "Эмка" похвально изолирована от посторонних шумов. Ни мотор, ни ветер не досаждают — разговаривай себе в треть голоса. Было бы о чём.
Кожаным салон быть не может. На заднем ряду "эмки" пассажир ростом выше среднего должен слегка сползти с подушек сиденья, иначе уткнётся макушкой в потолок. Места для ног немного. Передние кресла людей не мучают, со спинами было всё в порядке. Очень не помешал бы поясничный подпор.
Подвеска хэтчбека не пасует на очень плохих дорогах, достойно скругляет крупные и мелкие дефекты, в голове вертелось: "Лучше, чем Mitsubishi". До неприятного удара дошло лишь однажды в совсем хамской яме. Связи "по рулю" вот очень не хватает как "эмке", так и у Tiggo. Лёгенький штурвал информацией о положении колёс не делится совсем.
И это не главная проблема, ведь для описания разгона больше подходит антоним слова "динамика" — статика. Разгон с места до 100 км/ч занимает 15 секунд. Обгон нужно сперва хорошенько спланировать, а после отказаться от него. Или, по крайней мере, ещё обдумать. Ручной режим вариатора особо не поможет. Твою передачу трансмиссия держит недолго и после 5500 об/мин сама переключается на ступеньку выше. Пониженный диапазон, да, выручает немножко. Зато при кикдауне двигатель не повисает на оборотах максимального момента, а набирает обороты линейно, что улучшает впечатление. И вот ещё что. Если газовать на нейтрали, мотор "эм-одиннадцатой" раскручивается в два раза медленней, чем в движении. Непонятно. Возможно, это такая защита от дурака. У Tiggo этой особенности нет.
Сзади у "эм-одиннадцатой" более выразительное лицо, чем спереди. Рыбий ротик, подбородки. Обратите внимание на отсутствие на заднем стекле дворника. Дополнительный стоп-сигнал над пятой дверью — опция. Потрогали мы его, крепление совсем слабенькое, того и гляди отвалится. У соседней машины диоды в таком "стопе" перегорели наполовину. Теперь про выхлопные патрубки. От лёгкого прикосновения они тоже покачиваются угрожающе. Короче, мурлыкать "чери-чери леди" расхотелось. Это точно не вишенка-красотка из песни дуэта Modern Talking.
Трансмиссия Chery шумновата. Если в хэтчбеке воя практически не слышно, в кроссовере он присутствует. А вот мерзенький свист, раздававшийся в одном из автомобилей при нажатии акселератора на скорости от 80 км/ч, можно списать на ушатанный журналистами экземпляр Tiggo, который и обкатку-то не прошёл (1720 км пробега). В целом бесступенчатая трансмиссия Chery — под стать автомобилям марки, которые приспособлены только для спокойных перемещений между пунктами Е и Ё. К Альдебарану мы не летим, мы медитативно плывём в невесомости органов управления. К завтраку опоздаем, постараемся успеть к ужину. Иного не предполагают ни режим L, ни ручное переключение передач.
У Tiggo запаска висит снаружи, а у Chery M11 отъедает пространство и без того небольшого багажника объёмом 350 л. Кроссовер козыряет 520-литровым отсеком.
И, между прочим, рассчитывать, будто вариатор экономичнее "механики", в случае с Tiggo и "эмкой" не стоит — во всех циклах расход с бесступенчатой трансмиссией больше примерно на литр. Объяснить этот факт технический специалист Chery Евгений затруднился. Надо, говорит, у китайцев спросить, и действительно уехал в Поднебесную. На учёбу.
Самое сложное в "эм-одиннадцатой" — найти USB-порт. Если не знаешь точно, где он, ни за что не отыщешь. Подскажут, что в бардачке, поиск не даст результата. Порт вообще не видно, воткнуться проводом можно только вслепую. У Tiggo другая странность. Гнездо прикуривателя находится под левой ногой пассажира, так что снести полуботинком подключённый девайс легче лёгкого.
Внутрисалонное зеркало Tiggo в топовой комплектации перегружено чепухой: показаниями компаса, высотомера, барометра. Триста метров над уровнем моря сменяются на 350. Вау! К счастью, всё это легко отключается.
Если вдруг приспичит выбирать из этих двух продуктов Chery, то, пожалуй, наш будет Tiggo в базовой комплектации с "механикой". Хэтчбек M11 с коробкой QR019CHA неплох, он во многом превзошёл ожидания — увы, и по цене. Думается, "эмка" попала не в то время и не в то пространство. Да, китайские производители нынче уверенно выходят с автоматическими трансмиссиями за отметку в 700 тысяч рублей, только делают они это, по актуальной моде, с кроссоверами (Brilliance V5 — свежий пример). "Поздравьте! Я только что купил себе новенькую Chery M11!" — вот вам начало для фантастического рассказа.
Грустная красная машинка могла бы поведать, что у Chery в России есть раллийная команда и гоночная "эм-одиннадцатая" с двигателем 1.6 (186 л.с., 180 Н•м). Экипаж под руководством Сергея Бакулина соревнуется в классах 2000Н и 4000Н. Недавний успех команды Chery — второе место на ралли "Выборг 2013".
Всё же несвоевременный хэтч Chery M11 можно поблагодарить. Порядка двух сотен километров он провёз наш экипаж по Ивановской и Владимирской областям, нередко по абсолютно разгромленным дорогам. И в пути ни разу не возвращалось неловкое чувство, будто тебя решено не беречь. Подозрения, дорогая редакция, закрадывались только в Tiggo, по чьему лобовому быстро расползалась трещина от пойманного не нами камня. Ну… ещё мы там попали в снегопад на летних шинах.
Паспортные данные
Модель | Chery M11 | Chery Tiggo |
---|
Кузов |
---|
Тип кузова | хэтчбек | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4282 | 4390 |
Ширина, мм | 1792 | 1765 |
Высота, мм | 1467 | 1705 |
Колёсная база, мм | 2550 | 2510 |
Колея передняя/задняя, мм | 1550/1540 | 1524/1519 |
Снаряжённая масса, кг | 1425 | 1475 |
Полная масса, кг | 1800 | 1775 |
Объём багажника, л | 350 | 520 |
Двигатель |
---|
Тип | бензиновый | бензиновый |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см | 1598 | 1598 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 126/6150 | 126/6150 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 160/3900 | 160/3900 |
Трансмиссия |
---|
Коробка передач | вариатор | вариатор |
Привод | передний | передний |
Ходовая часть |
---|
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые |
Шины | 205/55 R16 | 235/60 R16 |
Дорожный просвет, мм | 127 | 190 |
Эксплуатационные характеристики |
---|
Максимальная скорость, км/ч | 180 | 175 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 15,5 | 15 |
Расход топлива, л/100 км |
— городской цикл | 9,6 | 9,9 |
— загородный цикл | 6,3 | 6,3 |
— смешанный цикл | 7,5 | 7,6 |
Норма токсичности | Евро-4 | Евро-4 |
Ёмкость топливного бака, л | 57 | 55 |
Топливо | АИ-92–95 | АИ-92–95 |
Техника
В названии двигателя Acteco 1.6 DVVT VIS заложены двойное изменение фаз газораспределения и впускной коллектор переменной длины. Рядную шестнадцатиклапанную "четвёрку" с кодом SQRE4G16 (126 л.с., 160 Н•м) Chery то величает самостоятельной разработкой, которая вошла в десятку лучших двигателей 2011 года на конкурсе "Сердца Китая", то описывает как детище австрийцев из фирмы AVL и немцев из INA. Видимо, истина где-то посередине.
Бесступенчатая трансмиссия QR019CHA способна переварить до 190 Н•м. Коробка имеет размеры 385 ? 555 ? 405 мм и сухую массу 80 кило. Замена восьми литров рабочей жидкости ATF SP III выполняется при 40 000 пробега или после двух лет использования.
Безопасность
Седан Chery A3 прошёл краш-тесты в 2008 году по китайской методике C-NCAP: выдержал фронтальный удар с перекрытием 40% на скорости 64 км/ч и боковой (100%) при 50 км/ч. Автомобиль заработал вроде как максимальные пять звёзд.
Паркетник Chery Tiggo в 2011 году разбила австралийская организация ANCAP. Результат плачевный — две звезды из пяти возможных.
За кадром
Двухдневное, очень насыщенное путешествие называлось "Новый взгляд на знакомые вещи". Если вы неравнодушны к старинным русским городам, возможно, вам захочется его повторить. Поэтому — небольшой, но подробный экскурс. Утренний "Сапсан" привёз нас в город Владимир. На вокзале мы расселись по машинам, поехали в деревню Нефёдово (поселение Южа) — посетить гостевой дом "Южские сказки". Хозяйка дома Эльвира Бокова, называющая себя Царицей ста озёр, провела мастер-класс по изготовлению оберега. Осмотрели экстравагантную экспозицию кукол и пугал ручной работы. Впечатление от визита осталось тяжеловатое: современные поделки не идут ни в какое сравнение с изделиями старинных мастеров по части фантазии, вкуса, качества исполнения. Да и сама деревня показалась той ещё дырой. Впрочем, летом тут наверняка красиво. Как и во многих других местах.
Наша следующая остановка по маршруту тест-драйва — крошечный посёлок Палех (от слова "палить"), знаменитый миниатюрной росписью шкатулок. Народный промысел ещё жив. В местной библиотеке мы застали выставку работ Александра Бурдакова, который руководит семейной мастерской. Здесь пишут и реставрируют иконы, делают сувенирку. Александр Александрович — мощный дядька, да, видно, болеет... Он вкратце рассказал и показал, как создают миниатюры палехские художники. Во время мастер-класса в читальный зал заглянул улыбающийся бородач, пожал Бурдакову руку: "Поздравляю, Саша!" Позже выяснилось, это был местный мэр. Поводом для радости стали итоги референдума в Крыму. Сан Саныч — крымчанин.
В начале этого ролика можно послушать мотор хэтчбека Chery M11. Мы записали его в городе Шуя. Одна из его достопримечательностей — двухэтажный особняк XIX века, принадлежавший фабриканту Михаилу Павлову (в фамилии ударение на "о"). Здание также называют Павловским дворцом, сейчас это культурный центр: здесь проходят праздники, выставки, концерты. Для нас тут устроили мастер-класс по мыловарению, ведь Шуя славится этим промыслом с XVIII века: в 1781 году по указу Екатерины II на городском гербе были изображены леопард и брусок мыла. Сейчас леопарда с герба убрали, мыло осталось в одиночестве на красном фоне.
В Суздальском кремле мы побывали дважды: вечером поужинали в тамошней трапезной под аккомпанемент фольклорного ансамбля "Золотое яблоко", на следующий день прошлись короткой экскурсией. Причём утром в Суздале и окрестностях ударил мороз, всё завалило снегом. К такому повороту оказались не готовы и люди, и машины — те и те уже надели летнюю обувку. Так что выбираться из городка пришлось очень аккуратно и с промокшими ногами. Под занавес нашего автопробега удалось-таки немного посмотреть Владимир, ставший нашей и отправной, и конечной точкой. Правда, iPhone разрядился и видео не снял. Вообще город впечатлил своим вроде и компактным, но чрезвычайно богатым на памятники историческим центром. Одни Золотые ворота с крепостным валом чего стоят! А вокруг соборы, соборы… Прекрасный исторический музей работает в бывшей водонапорной башне. Короче говоря, в виш-листах туристов Владимир обосновался заслуженно.