Еще не так давно сеть узкоколейных железных дорог в нашей стране была очень развитой — миниатюрные поезда колесили по всем ее областям, включая Московскую. Но сейчас их почти не осталось. Например, в Подмосковье сегодня их можно увидеть разве что в специальном музее в Переславле-Залесском. Туда мы отправились на компактном кроссовере Mitsubishi ASX.

Представители старшего поколения наверняка еще помнят, что до некоторых отдаленных подмосковных деревень можно было добраться только на узкоколейном поезде. А летом снующие по проложенным прямо через леса и болота линиям пожарные дрезины были практически основным инструментом в борьбе с торфяными и лесными пожарами. Но все меняется — развалился СССР, появилось больше автомобильных дорог, а железные перевели на стандартную колею — 1435 мм (ширина "узкой" колеи — 750 мм). В таких условиях старенькие паровозы, мотовозы и дрезины оказались попросту ненужными. Предприимчивый народ начал растаскивать рельсы на металлолом, а подвижной состав потихоньку ржавел на забытых полустанках и в заросших бурьяном тупиках. К счастью, такая участь постигла не всю технику. Энтузиасты частного музея, расположенного под Переславлем-Залесским, старательно собирают по всей стране уцелевшие локомотивы и вагоны и восстанавливают их. Только благодаря им у жителей Подмосковья все еще есть возможность полюбоваться на "кукушки" — так в былые времена ласково называли любые паровозы (тендерные и танки) узкоколейных железных дорог.

Размер имеет значение
Если вам хоть раз доводилось поездить по крупному городу на большом автомобиле, то вы наверняка согласитесь: такое сочетание чревато определенными трудностями. Конечно, по прямой тяжелый экипаж ездит, как правило, отлично. А вот в переполненном дворе, в узком переулке, на забитой парковке водителю предстоит решать довольно сложные геометрические задачи. Эту тенденцию давно заметили европейцы, поэтому там жители мегаполисов все чаще отдают предпочтение компактным авто. А ведь такая закономерность справедлива и для нашей страны.

Вот, к примеру, компактный кроссовер Mitsubishi ASX. Он относится к горячо любимому у нас (что вполне понятно) классу. Но наружные габариты у него весьма скромные, что позволяет ему без проблем маневрировать там, где не могут пробраться его более крупные собратья. При этом внутреннее пространство у "японца" вполне внушительное. За рулем без затруднений устроится водитель почти любой комплекции — разве что двухметровому "рулевому" может не хватить продольной регулировки сиденья. Достаточно просторно и сзади. Ногу на ногу там, конечно, не закинешь, но и на тесноту жаловаться не придется. Увы, но за такую вольготную посадку пассажиров приходится чем-то платить. В нашем случае — объемом багажника. Нет, маленьким его назвать нельзя, для обычной поездки в супермаркет его вместительности должно хватить. А вот перед выездом на природу придется плотно упаковывать походный скарб. Да и при попытке перевезти крупногабаритную поклажу владелец может столкнуться с определенными проблемами.
Зато с эргономикой у ASX полный порядок. Особенно хороши основные органы управления. Небольшая "баранка" с толстым ободом приятно ложится в руки, подрулевые рычажки перещелкиваются с очень правильным и интуитивно понятным усилием. Отдельный восторг вызвал автоматический климат-контроль. Для его настройки предусмотрели не модные ныне кнопки или сенсорные панельки, а классическую комбинацию из трех крупных "крутилок". При всей продвинутости современных технологий такое решение все равно остается самым удобным — отрегулировать температуру на ходу можно, абсолютно не отвлекаясь от наблюдения за дорогой. Заслуживает похвалы и обзорность, которая играет очень важную роль при маневрировании в тесноте городских закоулков. Правда, тут стоит оговориться: в салонное зеркало многого не увидишь. Зато огромные боковые "лопухи" дают великолепный, почти панорамный обзор, практически исключающий возникновение "мертвых зон".

На ходу же компактный Mitsubishi ASX демонстрирует покладистый универсальный характер. В "трассовом" режиме 2-литровый 150-сильный бензиновый мотор разгоняет легкую машину настолько мощно и напористо, что многие соседи по потоку кажутся тихоходами. Неплохо настроена и трансмиссия — бесступенчатый вариатор практически полностью лишен фамильных недостатков. Передаточное отношение он меняет своевременно и плавно, да и обороты мотора он регулирует, усердно имитируя работу классического "автомата". Правда, шумит двигатель все равно чуть громче, чем ожидаешь. Зато характер этого шума нельзя назвать неприятным — это не противный высокочастотный визг, а довольно благородное глухое ворчание.

Особого внимания достойна плавность хода. По гладкому асфальту ASX едет отлично, порой даже чуть жестковато. Эта особенность и заставляет немного напрячься: как же машина поведет себя на разбитом асфальте или ухабистой грунтовке? Ответ нашелся очень скоро. Промелькнули за окнами улицы Переславля — значит пришло время свернуть на довольно сильно разбитую дорожку, по которой до музея паровозов нужно проехать около 15 километров. И тут компактный Mitsubishi преподнес очень приятный сюрприз: трещины, выбоины и кочки оказались ему не страшны. Более того, он позволил ехать на 10-15 км/ч быстрее других автомобилей, двигавшихся в том же направлении. До деревни Талицы мы добрались быстро и незаметно.

И вот тут-то ASX наконец показал свой норов. Дело в том, что остаток пути (чуть больше двух километров) предстояло одолеть по грунтовке. Похоже, что еще несколько месяцев назад по ней прошел грейдер, оставив после себя характерную гребенку. Вот тут-то "японец" и продемонстрировала свою "городскую" настройку: седоков начало заметно потряхивать. Конечно, такие дороги с мелкой "насечкой" не любят все автомобили. Но все же хотелось бы, чтобы в будущем инженеры сделали подвеску немного мягче. Хотя бы в порядке адаптации к российским дорогам.

N 56° 47" 42.0642", E 38° 36" 51.339"
Во всем Подмосковье Переславль-Залесский — один из самых интересных городов. Дело не только в его древности, но и в обилии самых разных и весьма необычных музеев. Любителям "классической" программы стоит посетить, например, комплекс "Ботик Петра I", посвященный первым экспериментам по созданию русского военного флота, которые царь-реформатор проводил на Плещеевом озере. Но куда любопытнее многочисленные частные музеи. К примеру, где еще вы найдете выставки, посвященные чайнику и утюгу, радио или находкам?

Однако не будем отвлекаться, все эти достопримечательности оставим на другой раз. Пока же отправляемся осматривать техническую экспозицию — небольшой автомобильный гараж и собственно железнодорожное депо. Первоначально старое депо узкоколейки в Талицах было просто хранилищем частной коллекции, принадлежавшей предпринимателю Вадиму Миронову. Причем попасть туда можно было только по личному приглашению владельца. А в 1998 г. ее превратили в музей и открыли для всеобщего посещения. В 2011 г. помимо прочих работ провели реконструкцию путей — теперь полностью действующим является участок пути около километра. При желании (и доплатив 150 рублей) по нему можно даже прокатиться на ручной дрезине.
Ну а некоторые главные экспонаты и вовсе уникальные. К примеру, тут есть четыре восстановленных до рабочего состояния паровоза, выпущенные в 1928-1955 г. Есть также несколько самоходных электростанций, грузовые, пассажирские и пожарные автодрезины. Венчает эту коллекцию настоящий раритет: поставленный на железнодорожную тележку ЗИМ. Когда-то эта необычная машина принадлежала одному из железнодорожных начальников. Разумеется, тут есть и самые разные вагоны — пассажирские, товарные, цистерны и даже плужные снегоочистители.
Будьте готовы, что сперва музей произведет на вас довольно гнетущее впечатление — большая часть местной техники находится в плачевном состоянии. Некоторые экспонаты и вовсе выглядят страшновато — покосившиеся ржавые остовы мало напоминают некогда востребованные транспортные средства. Но не спешите с выводами, причина не в плохом к ним отношении, а совсем наоборот! Дело в том, что здесь не только показывают людям последние сохранившиеся экземпляры, тут их реставрируют. Найденные заброшенными паровозы и вагоны пригоняют в мастерскую, где их постепенно приводят в божеский вид. К примеру, сейчас реставраторы трудятся над паровозом 157-469 типа 0-4-0, построенным на Коломенском заводе аж в 1928 г. До 1978 г. он работал в Чернораменском транспортном управлении, затем его водрузили на постамент в качестве памятника в Балахне. Лишь в 1998 г. его сняли и отправили в музей.

К слову, познакомиться с Переславским музеем можно, даже не выходя из дома. Ведь здешнюю территорию по достоинству оценили киношники. Тут, к примеру, снимали некоторые эпизоды фильма Петра Тодоровского "Анкор, еще анкор", часть сюжетов сериалов "Диверсант" и "Диверсант. Конец войны". Не смотрели?
Даже если смотрели — все равно вам стоит съездить в Переславль и полюбоваться на уцелевшие маленькие паровозы и вагоны собственными глазами. Только не забудьте, что отправляться в путь лучше всего на компактном, но вместительном и максимально приспособленном для нашей страны автомобиле. Таком как Mitsubishi ASX! Если это так, то поверьте — короткий, но приятный и познавательный вояж запомнится вам очень надолго!
Текст и фото Роман Кудрявцев