Время летит... Вроде бы совсем недавно я забирал в представительстве Highlander с пробегом 9300 км. Глядь, а уж пора возвращать — минуло ровно сто дней длительного теста. За три с половиной месяца сотрудники редакции докрутили одометр до 22 000 км. Немного, но для большинства россиян это средний годовой пробег. Достаточно, чтобы разобраться в особенностях эксплуатации кроссовера. Побывали мы и на плановом ТО, хотя его провели в образцово-показательных условиях, поэтому мы немного нового узнали о работе "официалов". Но обо всём по порядку...
Драйвовцы обеспечили Хайлендеру нескучную жизнь. Сразу же после получения кроссовер отправился за полярный круг, на полуостров Рыбачий. После были поездки в Тамбов и в богом забытую деревню Черноусово, что находится в самом сердце Тульской области. Но основной пробег пришёлся на задушенные транспортными заторами Москву и область. И тут уже правильнее отсчитывать не пройденные километры, а мотор-часы при вынужденных простоях.
Мы остановили свой выбор на полноприводном кроссовере с мотором V6. Это наиболее популярная модификация в России. Из 12 172 Хайлендеров, реализованных за десять месяцев этого года, только 1802 были переднеприводными.
Ресурсный отрезок Highlander бодро отпахал без единой поломки. Даже мелочами не доставал. Мы ни разу не меняли перегоревшие лампочки, не доливали масло в двигатель или антифриз в систему охлаждения. Зато в среднем раз в три дня заправляли 72-литровый бак "девяносто пятым" бензином. Нескромный аппетит кроссовера поначалу воспринимался как главный недостаток. Причём разброс значений с трудом укладывался в голове: от 7,3 л/100 км, при подчёркнуто экономичной езде, до 19 литров на сотню и более в динамике и пробках. Но по мере притирки к автомобилю стало понятно, что паника по большому счёту ложная и связана с манерой езды разных водителей. Оказавшись на длительное время в одних руках, Highlander умерил аппетит до вполне приемлемых 10,5–15,5 л/100 км.
На дисплей комбинации приборов кроме среднего или мгновенного расхода топлива можно вывести графический эконометр, который, впрочем, почти всегда зашкаливает. Предлагается и подробный отчёт о поездке, но едва ли, покупая кроссовер с двигателем V6, вы будете углубляться в изучение этих графиков.
Вылетающие в трубу литры — плата за убедительную динамику. Highlander V6 готов к мощному ускорению с любых оборотов, но по-настоящему "шестёрка" раскрывается в верхнем секторе тахометра. Под такой-то мотор да соответствующие бы тормоза... однако с этим у "японца" туго. На первичное касание педали кроссовер реагирует интенсивным клевком, что только дезориентирует водителя. Впоследствии давить на тормоз нужно твёрдо и мощно. Неудачная настройка привода более всего досаждает в дальней дороге, когда из-за тихоходов приходится осаживать машину с высоких скоростей. При этом за три месяца я так и не приспособился замедляться равномерно.
У Хайлендера 249 облагаемых налогом сил. Зато по ощущениям — все 280! Тем неприятней прокол с тормозами.
Ещё один раздражитель — штатная навигационная система, которую по ходу коллективного теста не ругал только ленивый. Костя Болотов даже посвятил ей целую оду! Список претензий: неудобный интерфейс и зависимость маршрута от многочисленных опций. Руководствуясь поставленными в подменю галочками, стрелка на экране может увести вас в сторону на сотню километров от цели. Причём попытка вправить системе мозг по ходу движения ситуацию не исправляет — для вступления поправок на нашей машине чаще всего требовалась перезагрузка системы.
Добротный интерьер без излишеств. У климат-контроля удобные поворотные шайбы соседствуют с крупными кнопками. Клавиша sync в одно нажатие синхронизирует параметры трёх климатических зон. Удобно! Но сенсорные кнопки потребуют внимания, что в пути совсем некстати.
В отличие от обновлённого седана Camry дикторских ляпов навигация Хайлендера не допускает. Однако единственный её плюс — подробнейшая картография, где прорисованы даже едва различимые тропинки. Отказаться от навигационной системы можно, лишь выбрав менее оснащённую версию Элеганс от 1 741 000 рублей (топовый Престиж стоит от 1 921 000 рублей). А вот альтернативы семиместному салону нет вовсе.
Есть у меня вопросы и к багажному отсеку Хайлендера. Точнее, к наличию третьего ряда кресел, что складывается в подполье. За всё время навязанным бонусом я не воспользовался ни разу. Зато, собираясь в отпуск, полдня играл в тетрис в попытке равномерно распределить поклажу так, чтобы та уместилась под шторкой. Уверен, многие владельцы довольны семиместностью кроссовера, но немало найдётся и тех, кто предпочёл бы лишние пятьдесят литров к объёму багажника взамен складного дивана. Но что толку, если выбора нет, — автомобиль спроектирован согласно пристрастиям американцев.
При сложенных сиденьях второго и третьего рядов образуется ровная площадка объёмом 2370 л! Однако пол имеет наклон в сторону пятой двери, что придаёт грузу дополнительную подвижность во время движения. В отсеке есть скобы для крепления эластичной сетки, но саму сетку придётся докупать отдельно.
И всё же перечисленные ложки дёгтя растворяются в бочке хайлендерского мёда почти без неприятной горчинки — очень вкусный автомобиль! Я долго не мог понять природу собственных симпатий к Хайлендеру, но на деле варианты ответов можно подытожить всего одним словом — удобен. Это касается вместимости, передних кресел, регулируемого заднего дивана, работы подвески, "автомата", эффективности света фар и многого другого. Если бы автомобильным конструкторам давали золотые медали за разработку отдельных компонентов, я бы вручил японцам сразу две. Одну — за бездонный бокс между передними креслами, другую — за полку, растянутую на три четверти передней панели. Телефоны, планшет, сигареты, салфетки, бананы, орешки, жвачка, документы, фотокамера... для всего найдётся место.
Удобство Хайлендера в том числе и в изобилии мест под мелкую поклажу. Правда, из-за отсутствия в перчаточном ящике обивки его содержимое побрякивает. Объёмные кармашки в дверях поделены на отсеки для напитков. В таких можно хранить даже открытые бутылки.
Впечатлённые удобством Хайлендера, сотрудники редакции так увлеклись его эксплуатацией, что сначала крепко опоздали со сменой летних шин на зимние, а потом едва не проморгали плановое техобслуживание. На ТО-2 я пригнал машину с перепробегом почти в семьсот километров. Думал, придётся оправдываться, но приёмщики техцентра Toyota-Алтуфьево даже бровью не повели. Оказывается, на подобные нарушения гарантийных условий здесь закрывают глаза.
Забавная сценка: автомобиль уже вымыт и просушен, а работы ещё не начаты. Представитель от Тойоты настаивает, чтобы мастера перед фотосъёмкой переодели в новую спецовку, а тот, судя по всему, не совсем понимает — чем плоха старая? Но тойотовская структура чем-то напоминает армейскую — здесь сначала выполняют приказы и только потом обсуждают их.
Скажу честно, мой визит на сервис проходил по особому сценарию. По условиям договорённости, мне было разрешено находиться в ремзоне, а тойотовцы, в свою очередь, приставили сопровождающего. Девушка Олеся выполнила обязанности бескомпромиссно: по её просьбе сервисмена, занимавшегося нашим Хайлендером, переодели в новый комбинезон, а на саму машину навесили свежие защитные чехлы — в кадре всё должно быть чисто! А я будто вновь вернулся в советские времена. Подобная показуха тогда была нормой. Но на самом деле присутствие сопровождающего означает, что тойотовские службы очень внимательно отслеживают происходящее вокруг своих автомобилей. И для владельцев это скорее плюс.
Задние брызговики — в зоне повышенного риска. Даже будучи аккуратными при съездах с асфальта, мы всё же сломали один. Пластиковая защита днища расположена на одном уровне с выхлопной системой и при контакте с грунтом принимает на себя основные удары. Как видно, не без последствий. На деталях выхлопа появилась ржавчина, которую мастер признал несущественной. Однако напомним, что наш Highlander ещё не нюхал зимнего пороха.
Переодетый мастер трудился без суеты: сменил масло в двигателе, поменял фильтры и смазал подвижные части кузова. Всего в списке ТО-2 для полноприводного Хайлендера 25 позиций. Итоговый вердикт: все системы работают как надо, износ трущихся пар минимален. Единственное но — маленькая дырочка в пыльнике верхнего цилиндра правого переднего тормозного суппорта. Рекомендована замена. Мастер говорит, что такое случается, когда колодки меняют "неофициалы": там утапливают цилиндр в нарушение технологии, повреждая манжету. Только на нашем-то Хайлендере тормозные колодки ещё с завода. В общем, заменили резиночку.
К двадцатитысячному пробегу передние и задние тормозные диски истёрлись менее чем на миллиметр — при допустимом износе в три. Колодки похудели ровно на половину своей толщины: с 12 миллиметров до шести. Статистику подпортила лишь маленькая дырочка в пыльнике цилиндра. Барабанный механизм на фото — стояночный тормоз.
Гладко как в сказке — скажет читатель. И непременно напомнит о главном недостатке тойотовского сервиса: приезжать сюда необходимо раз в десять тысяч километров. И это особенно раздражает на фоне других марок, установивших интервалы между ТО в пятнадцать или даже 20 000 км. А недостаток ли это? С человеком всё понятно, ему приезжать так часто в сервис расточительно и неудобно из-за напряжённого графика или лени. В идеале, ему бы вообще туда не ездить или, на крайний случай, бывать как можно реже. Пятнадцатитысячный межсервисный интервал — компромисс, который вроде бы устраивает всех. Но если руководствоваться лишь техническим состоянием автомобиля, абстрагировавшись от иных факторов, то в наших далеко не идеальных условиях ТО необходимо делать чаще.
К концу десятитысячного интервала между ТО моторный и особенно салонный фильтры сильно загрязнены. На фото — разница между новыми и старыми.
На нашем Хайлендере уже к концу десятитысячного интервала двигатель начал работать с небольшой натугой. Прыти под педалью газа поубавилось, средний расход топлива немного вырос, а в сырую погоду начали быстро запотевать стёкла. Причина — загрязнение фильтрующих элементов двигателя и салона, а также выработка смазочных материалов. Наверное, на подобные мелочи можно закрыть глаза и спокойно наездить ещё 5000 км, чтобы было как у всех. Но стоит ли? На мой взгляд, делая полную ревизию автомобиля каждые 10 000 км, Toyota просто не идёт на компромисс. А может, в частом техобслуживании и кроется залог легендарной тойотовской надёжности?
На ТО-2 отводится полтора часа. Но с учётом внеплановой замены манжеты тормозного цилиндра было затрачено более двух. Итоговый счёт за техобслуживание составил 26 422 рубля, из которых 3925 рублей (за ремкомплект) и 1800 рублей (за работу) потрачены на устранение неисправности тормозов.
В нашем случае своевременная замена пыльника тормозного цилиндра помогла избежать более значительных затрат в будущем. Влага внутри механизма могла бы привести к сбоям. А с тормозами, напомним, у Хайлендера и так не всё гладко. Для справки, стоимость тормозного цилиндра с работами по его замене обойдётся без малого в двадцать тысяч рублей. Поменять пыльник — всего 5725 рублей. Кстати, после устранения неполадки и смазки тормозной привод стал работать мягче, а интенсивность замедления повысилась. Да и общее самочувствие автомобиля при пробеге в 22 000 км не вызывало опасений ни у сотрудников редакции, ни у сервисменов — пациент полностью здоров.
Паспортные данные
Toyota | Highlander 3.5 |
---|
* семь мест/пять мест/со сложенными сиденьями второго и третьего ряда. |
Кузов |
---|
Тип кузова | универсал |
Число дверей/мест | 5/7 |
Длина, мм | 4865 |
Ширина, мм | 1925 |
Высота, мм | 1730 |
Колёсная база, мм | 2790 |
Колея передняя/задняя, мм | 1650/1635 |
Снаряжённая масса, кг | 2040 |
Полная масса, кг | 2740 |
Объём багажника, л | 391/813/2370* |
Двигатель |
---|
Тип | бензиновый |
Расположение | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 6, V-образно |
Число клапанов | 24 |
Рабочий объём, см | 3456 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 249/6200 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 337/4700 |
Трансмиссия |
---|
Коробка передач | автоматическая, шестиступенчатая |
Привод | подключаемый полный |
Ходовая часть |
---|
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые |
Шины | 245/55 R19 |
Дорожный просвет, мм | 200 |
Эксплуатационные характеристики |
---|
Максимальная скорость, км/ч | 180 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 8,7 |
Расход топлива, л/100 км |
— городской цикл | 14,4 |
— загородный цикл | 8,4 |
— смешанный цикл | 10,6 |
Норма токсичности | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 72 |
Топливо | АИ-95 |
Комплектация
Базовое оборудование версии Элеганс | Highlander 3.5 |
---|
Фронтальные подушки безопасности |
Боковые подушки безопасности |
Надувные "занавески" |
Крепление детского кресла Isofix |
Коленная подушка безопасности водителя |
Подушка безопасности в кресле переднего пассажира |
Ксеноновые фонари дневного света |
АБС |
Система динамической стабилизации |
Трекшн-контроль |
Автоматическая коробка передач |
Система start/stop |
Рулевой механизм с усилителем |
Противотуманные фары |
Датчик дождя |
Датчик света |
Стеклоочиститель пятой двери |
Датчики парковки задние |
Бортовой компьютер |
Круиз-контроль |
Трёхзонный климат-контроль |
Система доступа в салон без ключа |
Мультифункциональное рулевое колесо |
Подогрев рулевого колеса |
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету |
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом |
Электрорегулировка кресла водителя |
Раздельные кресла второго ряда |
Третий ряд сидений |
Подогрев сидений первого и второго ряда |
CD-магнитола с поддержкой MP3 |
Интегрированная Bluetooth-система hands free |
Камера заднего вида |
Сервопривод крышки багажника |
Иммобилайзер |
Отделка салона кожей |
Легкосплавные колёсные диски |
Цвет "металлик" |
Дополнительное оснащение тестового автомобиля версии Престиж |
---|
Светодиодные фары ближнего света |
Датчики парковки передние |
Электрорегулировка кресла переднего пассажира |
Память положений кресла водителя |
Вентиляция передних сидений |
Навигационная система |
Солнцезащитные "шторки" на задних боковых стёклах |
Отделка салона деревом |
Пакет "Люкс", рубли | 47 000 |
Цена базовой комплектации, рубли | 1 952 000 |
---|
Цена протестированного автомобиля, рубли | 2 179 000 |
---|
Техника
В основе Хайлендера — слегка растянутая платформа от седана Camry, но вместо задних стоек McPherson — многорычажка от Лексуса RX последнего поколения. От "эр-икса" на Хайлендере установлена и многодисковая муфта JTEKT с электронным управлением, подключающая заднюю ось при пробуксовке передней и передающая до 50% тяги.
Highlander третьего поколения длиннее на 70 мм и шире на 15,2 мм предшественника, а модернизированная конструкция кузова стала жёстче при кручении. Японцы применили высокопрочную сталь в передних и центральной стойках, порогах и поперечинах под панелью крыши. Кроме того, была проведена серьёзная работа по уменьшению вибраций и шума в салоне. Например, 86% пола в салоне отделано шумопоглощающим материалом (было 56%).
Двигатель V6 2GR-FE с 60-градусным углом развала блока, фазовращателями на впуске и выпуске, а также впускным коллектором переменной длины хорошо знаком нам по Хайлендеру предыдущего поколения. Если раньше на нашем рынке Highlander с V6 выдавал 273 силы, то у машины нынешней генерации отдачу снизили до 249 л.с. при неизменном крутящем моменте 337 Н•м, что в разы уменьшило налоговое бремя в таких регионах, как Москва и Питер.
За кадром
Конечно, самые яркие впечатления от владения Хайлендером мы привезли из дальних поездок. Бывало, багажник трещал по швам, но потом всё как-то раскладывалось, и Toyota уносила нас к самым незабываемым местам и мгновениям. Мы опасались за сохранность днища на бездорожье из-за невысокого клиренса, однако слабым местом оказались... номерные рамки: передняя оторвалась где-то под Мурманском... В сервисе мы попросили их заменить. Но по большому счёту Highlander оказался настолько беспроблемным, что приходилось хоть что-то выдумывать ради оживления совместного быта. Например, мы закачали в шины азот за 300 рублей — и на собственном опыте убедились, что в обычной жизни вне гоночного трека это ничего не даёт. Что ж, говорят, отсутствие результатов — тоже результат.