Ритейл почувствует изменение условий на рынке - Алексей Невструев
По материалам: IFX.ruМосква. 3 декабря. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - Сложившаяся непростая экономическая ситуация приводит к тому, что большинство компаний рынка торговой недвижимости активно ищут возможности для развития, считает президент компании "БинВест" Алексей Невструев. Эксперт отмечает, что при этом они стараются выбрать самые лучшие проекты, принять самые верные решения.
"Конечно, ритейлеры осторожничают, некоторые все-таки ждут стабилизации ситуации с нефтью и курсом валют. Многие пока еще до конца не понимают, как формировать закупочную политику на следующий год - большинство ритейлеров работает с продукцией западных компаний, соответственно, они в той или иной степени привязаны к курсу валюты. Тем не менее, упаднических настроений не наблюдается. Все понимают, что кризис - это не только время сложностей, но и время возможностей.
В целом, мы не видим потери интереса к России со стороны зарубежных партнеров. Разумеется, они вносят некоторые корректировки в свои проекты, особенно это касается первой половины следующего года, однако кардинальным образом планы не поменялись.
Стоит отметить некоторое ухудшение финансовых условий во взаимоотношениях с новыми арендаторами. Зарубежные партнеры стараются максимально перестраховаться и поэтому закладывают возможные риски в условия своих контрактов.
Однако еще раз подчеркну, что в бизнес-сообществе нет паники и ужаса. Есть понимание того, что условия игры меняются, что необходимо оптимизировать свои действия, быть более эффективными и внимательно рассматривать риски конкретных проектов и сделок.
Совершенно очевидно, что, так или иначе, ритейл почувствует изменение условий на рынке. Особенно это касается мелких ритейлеров, а также ритейлеров, которые работают с большими оборотами и небольшой наценкой - прежде всего, это операторы электроники и бытовой техники, операторы крупных форматов, которые имеют дело только с заграничными продуктами. Соответственно, им придется индексировать цены непосредственно по валюте.
Однако большинство ритейлеров работает с достаточно высокими наценками, превышающими 100%. Поэтому, если останутся неизменными или незначительно проиндексируются другие затратные статьи, этим игрокам будет проще пережить кризис.
Вместе с тем ближайшие 2-3 года несколько уменьшится количество девелоперских проектов, выходящих на рынок коммерческой недвижимости.
Но, повторюсь, кризис - это не только опасность, но и время возможностей. Для ритейлеров, например, это возможность, увеличить свою долю рынка.
Недаром в японском языке иероглиф, означающий слово "кризис", состоит из двух иероглифов - "проблема" и "возможности".
Что касается торговой недвижимости, то мы предпочитаем придерживаться следующей позиции: основными партнерами торгового центра являются его арендаторы. Поэтому, чтобы оставаться на плаву, надо очень внимательно с ними работать. Необходимо понимать настроения и потребности арендаторов, создавать для них максимально комфортные условия. Особенно это касается ритейлеров, которые жизненно важны торговому центру, при замене которых проект значительно потеряет в концепции.
Кризис рано или поздно пройдет, но в этот период для торгового центра очень важно сохранить концепцию. Если сохранение концепции невозможно, значит, необходимо изменить позиционирование. Это может стать выходом для торговых центров, которые еще до кризиса испытывали ухудшение финансовых показателей.