Дороги, которые нас выбирают

Эксперты, составляющие ежегодный доклад Давосского форума, оценили качество дорог в 144 странах мира. Исследования проводились по семибалльной шкале. Мы получили 2,3 балла, наилучший показатель — у Франции, кто бывал на Лазурном Берегу, поймет, о чем речь…
Российские дороги сами по себе нелегкое испытание, кроме того, от плохого их качества вырастают издержки любого предприятия. Поэтому дороги и интересуют составителей доклада для Мирового экономического форума. А нас с вами интересует то, что в конечном итоге за плохие дороги платит рядовой житель страны.

А ведь писалось еще в объяснительных записках к финансовым отчетам за 1913 год: «Из приведенных данных усматривается совершенно недостаточное оборудование нашего отечества шоссейными путями, каковое обстоятельство весьма неблагоприятно отражается главным образом на сельском хозяйстве. Достаточно упомянуть, что при существующей железнодорожной сети русский промышленник и земледелец для доставления своих продуктов до ближайшей железной дороги должен сделать в среднем до 45 верст по грунтовому пути, причем доставка каждого пуда груза до ближайшей станции железной дороги у нас в среднем обходится до 22 1/2 коп. При этом необходимо отметить, что нашими грунтовыми дорогами можно пользоваться не всегда, т. к. в осеннее и весеннее время многие из них делаются совершенно непроезжими».

О качестве дорог на днях говорил и президент России Владимир Путин. Выступая на заседании президиума Госсовета, глава государства выразил недовольство соотношением цены и качества при строительстве магистралей и назвал эту проблему главной в дорожном строительстве.

«Необходимо принять меры, направленные на повышение достоверности и точности сметной стоимости дорожных работ», – указал Путин. По его словам, «многие методики здесь явно устарели, в итоге сохраняются так называемые черные дыры, где исчезают выделенные средства». «Из года в год ремонтируются одни и те же дороги вместо того, чтобы поступательно наращивать объемы качественного дорожного строительства», – привел пример президент.

«Главгосэкспертиза должна также стать активным проводником технического прогресса в дорожном хозяйстве», — поставил задачу Путин. По его оценке, «внедрение инновационных решений пока упирается в бюрократические стены, что абсолютно не стимулирует проектировщиков и подрядчиков на использование новых, экономически целесообразных, долговечных материалов и строительных технологий».

А такие решения, впрочем, есть. С каждым годом дорожное строительство становится все более конкурентной отраслью, и многие компании готовы предложить свои идеи для решения вечных отечественных проблем. В рамках диверсификации монопрофильного производства в городе Асбесте наладили производство щебня. Этот материал для градообразующего комбината побочный — сотни тонн руды ранее просто отправлялись в отвал. Сегодня же асбестовский щебень становиться надежный фундаментом сотен километров уральских дорог.

Другой пример относится комбинату «Оренбургские минералы», на базе которого создан и успешно функционирует целый научно-исследовательский кластер. В результате хризотилдобывающее предприятие обзавелось собственными мощностями по ремонты вагонов и техники, собственным заводом взрывчатых веществ, является разработчиком уникальных минеральных примесей на основе хризотила, позволяющих повысить прочность асфальта, снизить вероятность образования колеи и удешевить стоимость строительства (хризотил — натуральный волокнистый минерал, широко используемый в строительстве и обладающий уникальными химико-физическими характеристиками).

Есть основания полагать, что предложения без внимания не останутся: на завершившейся накануне конференции по развитию монопрофильных городов представители Министерства строительства РФ пообещали помочь в продвижении инновационных продуктов из хризотила на рынок строительных материалов.
12:59 24.10.14