Первый показ после реставрации Церковного корпуса Большого Меншиковского дворца
Когда и где: 15 июня, Санкт-Петербург.15 июня 2017 года в 12.00 Государственный музей-заповедник "Петергоф" приглашает все заинтересованные СМИ в дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум" на первый показ Церковного корпуса Большого Меншиковского дворца, который впервые с конца XIX прошел комплексную реставрацию интерьеров.
Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая западный башенный павильон Большого Меншиковского дворца, была построена первым владельцем Ораниенбаума князем А.Д. Меншиковым и освящена 3 сентября 1727 г. За долгую историю ораниенбаумской резиденции внутреннее убранство Церковного павильона менялось несколько раз.
Первоначальная отделка интерьера включала хоры с резными балюстрадами в ризалитах, богатую утварь и роскошное хрустальное паникадило. Главным украшением интерьера был великолепный золочёный и серебрёный иконостас, созданный в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей.
На рубеже 1740-х - 1750-х при великом князе Петре Федоровиче началась реконструкция дворцовой церкви под надзором обер-архитектора императорского двора Ф.Б. Растрелли: хоры в ризалитах превращены в закрытые ложи с входом из верхних галерей дворца, а в северо-западном ризалите устроена колокольня. С конца 1750-х стенные росписи меншиковского времени меняются на живописные иконы на холстах. Работу над иконографической программой стенной живописи начал Александр Алмазников и продолжил Иван Вишняков, сын знаменитого художника эпохи елизаветинского рококо.
К концу XVIII в. окончательно сложился облик интерьера придворной церкви. В соответствии с проектом Антонио Ринальди, на стенах разместились 39 картин в обрамлении лепного декора. По своим стилистическим и иконографическим особенностям стенная живопись ораниенбаумского храма находилась в одном ряду с крупнейшими иконописными ансамблями второй половины XVIII века, такими, как иконостасы Троицкого и Никольского соборов в Петербурге.
В 1930-х гг. Большой Меншиковский дворец передан Гидрографическому отделу Балтийского флота, бывшая дворцовая церковь переоборудована под мастерские. При этом живописные образа разобранного иконостаса перевезены в Петергоф, где все они погибли во время Великой Отечественной войны.
Комплексная реставрация Церковного павильона, включая уникальную реконструкцию резного иконостаса, началась в 2000-х гг. В настоящее время интерьеру храма возвращен его исторический облик конца XIX века. С 2015 г. продолжаются масштабные работы по воссозданию живописного убранства храма. К октябрю 2016 г. были помещены на свои исторические места 13 воссозданных живописных образов иконостаса, включая запрестольный образ. В июне 2017 г. закончено воссоздание 8 стенных образов первого яруса интерьера храма. В дальнейшем планируется полностью воссоздать утраченное живописное убранство интерьера Церковного павильона из 39 стенных полотен.
Научные материалы к воссозданию подготовлены ведущим специалистом по изучению объектов культурного наследия ГМЗ "Петергоф" М.А. Павловой и хранителем музейных предметов И.Л. Федотовой. Работы по воссозданию живописи ведутся художниками Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина под руководством профессора, академика Российской академии художеств, доктора искусствоведения, проректора по научной работе, заведующего кафедрой реставрации живописи Ю.Г. Боброва.
Для комментариев к первому показу Церковного корпуса после реставрации приглашены: Бобров Юрий Григорьевич, профессор, академик РАХ, Павлов Сергей Анатольевич, главный архитектор ГМЗ "Петергоф", Кальницкая Елена Яковлевна, генеральный директор ГМЗ "Петергоф".
ПРОСЬБА ПОДТВЕРДИТЬ АККРЕДИТАЦИЮ И НЕОБХОДИМОСТЬ В ТРАНСФЕРЕ ДО 15:00 14 ИЮНЯ.
Пресс-служба ГМЗ "Петергоф"
,