«Время собирать камни…». Выставка произведений Дмитрия Белюкина
Когда и где: c 15 ноября по 3 декабря, Москва.15 ноября 2017 года Российская академия художеств по адресу: Пречистенка, 21 представляет юбилейную выставку произведений известного московского живописца, Народного художника Российской Федерации, академика Российской академии художеств Дмитрия Белюкина, - "Время собирать камни…", приуроченную к 55-летию мастера.
В экспозиции представлено около 200 живописных работ, большая часть которых создана за последние 5 лет, причем некоторые из них будут показаны впервые.
Творческий диапазон одного из наиболее успешных современных живописцев, убежденного приверженца классической школы живописи Дмитрия Белюкина очень широк: он работает практически во всех жанрах - исторической картины, портрета, пейзажа, книжной иллюстрации. На этой выставке зрители увидят исторические полотна, работы серии "Святые места Православия", а также многочисленные пейзажи, созданные по материалам частых поездок художника как по России, так и по Европе. Центральными произведениями экспозиции, по всей вероятности, станут триптих "Иерусалим. Рассвет" (2017), "Панорама восточного побережья Афона с монастырем Ставроникита и кельями" (2016) и "Раннее утро на озере" (2017), написанная на Валдае, одном из любимых мест живописца.
"Время собирать камни..." – библейская цитата, взятая в название выставки, предвещает погружение зрителя в пейзажи городов Святой Земли, реки Иордан, Галилейского моря. Посетители экспозиции также пройдут по тропам недоступного для многих Афона, удела Пресвятой Богородицы, посетят редкие северные монастыри России. Но у названия есть и другой, глубинный смысл, заложенный автором. Это деликатный совет начать "собирать камни" во всех сферах общественной и духовной жизни. Это касается и целой страны, и каждой семьи, и отдельного человека. "Нужно "собрать камни" и в душе, внутри себя, иногда остановиться и подумать, не упускаем ли мы в ежедневной суете что-то более важное", - говорит художник.
Пейзажи Дмитрия Белюкина - не просто "изображение природы" среднего или более крупного размера, а осмысленный философский образ, картина-размышление. Особенно это относится к серии "Святые места Православия". В работах 2016-2017 годов художник использует крупный формат полотна, но немногие знают, что обязательный метод работы мастера над большой картиной - натурный этюд, сделанный иногда за один-два часа. Натурные работы под общим названием " Впечатления православного паломника", представляющие интерес для знатоков живописи, будут также представлены в экспозиции.
Несмотря на то, что Дмитрий Белюкин по праву считается родоначальником белогвардейской темы в российском искусстве (его полотно "Белая Россия. Исход." (1992-1994) стало хрестоматийным), на этой выставке, чтобы не отойти от темы, мастер сознательно показывает только одну работу о трагических событиях столетней давности. Это картина "Осколки" (1996). На ней изображен сидящий рядом с развалинами дворянской усадьбы крестьянский мальчик, который пытается сложить из осколков разбитую тарелочку. Написанная больше 20 лет назад, эта картина не потеряла актуальности и сегодня.
Дмитрий Белюкин является также одним из ведущих живописцев "Студии военных художников имени М.Б. Грекова". В созданных работах на военную и историческую тематику батальные сцены ему удается подать в неожиданном, даже лирическом ракурсе с индивидуально найденным колоритом. Это работы "Гибель императорской гвардии", "Утро Бородинской битвы" (Война 1812 года) и "Последний подвиг эскадры" (Крымская война).
Каждая работа связана с теми или иными воспоминаниями, которыми художник готов поделиться со зрителями в дни работы выставки, предполагается проведение встреч с посетителями в выходные дни. Например, пейзаж "Свято-Пантелеимонов монастырь утром" ассоциируется с опрометчивым решением художника, впервые попавшего на Афон, нарушить Устав Святой Горы и искупаться в море. Там на него напал огромный осьминог, наш герой с грехом пополам его одолел, после чего к трапезе монахов и паломников были поданы свежие "морепродукты". Все следующие 7 поездок на Афон прошли без нарушения Устава.
Помимо гармонии, света и прекрасной живописи экспозиция характерна ощущением радости и гармонии.
Выставка открыта по 3 декабря.
Управление информации Российской академии художеств