В Музее Победы школьники изучили Кронштадтский блокадный словарь
Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, в Музее Победы 17 января на площадке совместной выставки школьных музеев Москвы и Санкт-Петербурга «Слава героям, тебя, Ленинград, отстоявшим!» прошел урок-беседа об особом статусе Кронштадта в годы Великой Отечественной.
В рамках урока школьники Москвы и Санкт-Петербурга в игровой форме узнали о словах из Кронштадтского блокадного словаря. Урок провели активисты школьного музея школы № 425 имени академика П.Л. Капицы Кронштадтского района.
«Кронштадт — это особая территория на карте Санкт-Петербурга, которая в годы Великой Отечественной войны оказалась в двойном кольце блокады. Обособленность Кронштадта привела к появлению особых лексических оборотов, характерных для кронштадтцев в годы блокады. Эти диалектизмы легли в основу нашего музейного урока», — пояснила руководитель школьного музея Ольга Стрельцова.
«Среди них, например, слово «колюшка». Эта маленькая рыбка длиной в семь сантиметров спасла тысячи жизней в блокадном Кронштадте. До войны ею кормили только кошек. А во время блокады из колюшки, перемолотой в фарш, делали котлеты, которые обжаривали на рыбьем жире, получаемом из нее же. Кронштадт выжил благодаря колюшке. Этой рыбке в Кронштадте установили памятник, ей посвящали стихи», — рассказала руководитель школьного музея.
Кроме того, на уроке школьники изучили такие выражения, как «однопечники», «зимовщики», «витаминС» и другие.
«Однопечниками» называли ребят разного возраста, которые ходили в одну школу и грелись в классе вокруг одной печки в холодные блокадные зимы. «Зимовщиками» в блокадном Кронштадте именовали школьников, которые пережили страшную блокадную зиму 1941-1942 годов и продолжали ходить в школу всю зиму.
В годы блокады в Кронштадте производили так называемый «витаминС». Его получали из веток хвои. Концентрат этого «продукта» использовался для борьбы с цингой и авитаминозом в тяжелые блокадные годы.
В выставку «Слава героям, тебя, Ленинград, отстоявшим!» вошли личные вещи жителей Кронштадта и Ленинграда, награды, документы, фотографии и письма ветеранов-блокадников, а также символ блокады — хлебные карточки. Экспозиция подготовлена участниками программы «Школьный музей Победы» — музеями школы № 1374 города Москвы, школы № 425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района и школы № 235 им. Д. Д. Шостаковича города Санкт-Петербурга.