
От шока до восторга: как спектакль Няганского ТЮЗа заставил зрителей спорить
Спектакль «Калечина-Малечина» няганского ТЮЗа, судя по отзывам, стал настоящим эмоциональным ураганом, который разделил зрителей на два непримиримых лагеря. Одни кричат о том, что хотят стереть увиденное из памяти, другие — восхищаются смелостью и глубиной постановки. И, знаете, это ли не показатель настоящего искусства? Когда оно не оставляет равнодушным, когда задевает за живое, пусть даже через боль и недоумение.
Те, кто остался в шоке, говорят о «фантасмагории с дичайшими костюмами», о сценах насилия и педофилии, которые, по их мнению, не должны быть доступны подросткам. Они требуют ответа: чему учит этот спектакль? Где милосердие? Где свет? Они также указывают на противоречие традиционным ценностям, закрепленным в указах президента. Разве искусство обязано быть только светлым и удобным? Разве оно не должно иногда бить по нервам, заставлять думать, пусть даже через дискомфорт?
А с другой стороны — те, кто увидел в этом спектакле глоток свежего воздуха. Они восхищаются смелостью театра, который не боится поднимать острые темы, говорить о том, о чем многие предпочитают молчать. Актерская игра, декорации, сама атмосфера — все это, по их словам, переворачивает сознание. И, возможно, именно это и нужно современному театру — не просто развлекать, а заставлять зрителя выйти из зоны комфорта.
Спектакль, поставленный Сойжин Жамбаловой, режиссером, известной по работам в московском театре «Шалом», стал настоящим событием. В её режиссуре переплетаются мистика и романтика, сказка и драма, а в «Калечине-Малечине» все элементы сошлись наилучшим образом. Основой постановки стал одноименный роман-бестселлер Евгении Некрасовой, обладательницы нескольких литературных премий. Героиня — третьеклассница Катя, которую окружающий мир не балует любовью. Девочка называет себя и всех детей «невыросшими», подчеркивая неполноценность, несостоятельность ребенка в современном обществе. «Катя катится-колошматится» — такую скороговорку сочинила она для того, чтобы лучше перетерпеть болезненные вещи, которые с ней приключаются. От расчесывания волос до травли в школе.
Катю играет талантливая актриса Маша Васильева, естественно существующая в образе ребенка (в том числе благодаря природной комплекции подростка). Однако её героиня — не забитая горемыка, а бойкая, активная девочка с огоньками в глазах, отчаянно сопротивляющаяся обстоятельствам. Внутреннюю боль она выплескивает, прыгая через скакалку и проговаривая мысли в произвольном стендапе — тоже в скакалку вместо микрофона. Такая Катя вызывает не жалость, а щемящее желание заключить её в объятья, поддержать, защитить. Подружка Кикимора (Юля Баранова), напротив, молчаливая и неуклюжая, не говорит ни слова, но зато поет и играет на скрипке «Похороны куклы» Чайковского. Под эту музыку Катя ложится на стол, репетируя собственные похороны.
Музыка — один из краеугольных камней постановок Сойжин Жамбаловой: как и в «Лавине», за нее отвечал брат-композитор Дахалэ Жамбалов. Здесь рэп (на стихи постановщицы) оборачивается инструментальным рефреном «Трудно быть невыросшим, бестолковым нытиком», а тот, в свою очередь, переходит в древнерусское пение, звенящее, ясноголосое. Будто заговор Кикиморы вызывает на подмогу Кате другие фольклорные образы: сцену наполняют фигуры в фантастических кокошниках-масках, совершающие некий танец, обряд — быть может, похороны детства. Или самой Кати — как посмотреть. У Некрасовой девочка (временно) превращается в Кикимору и начинает говорить нечленораздельно. В спектакле Нянганского ТЮЗа все немного иначе, он более гуманен и спешит одарить надеждой на счастливый финал.
«Калечина-Малечина» — напоминание о том, что ребенком быть адски сложно, об этом спектакль рассказывает, не только бережно следуя тексту первоисточника. По ходу действия актеры по очереди выходят из образов и обращаются к зрителям, представляясь настоящими именами. Обычно в театре мы видим развоплотившегося актера только на поклонах, а тут, снимая маску, артисты становятся на пару минут самими собой, чтобы рассказать истории, детские воспоминания, пришедшие им в голову во время работы над ролью — разные грустные, травматичные случаи о взаимоотношении с родителями, бабушками, сверстниками и учителями. А затем они снова на глазах превращаются в своих героев — довольно любопытно ощутить магию мгновенной трансформации, к примеру, комичной злой учительницы Вероники Евгеньевны в Настю Исайчик и обратно и по достоинству оценить ее игру, как и весь остальной замечательный актерский ансамбль «Калечины». Зрителям при этом тоже предлагается разбередить свою память, вспомнить детские годы, подумать о счастье собственных домашних невыросших, а заодно на всякий случай проверить, как там поживает внутренний ребенок. Тоже ведь важно, здоров ли он, весел, не намерен ли покликать Калечину погадать о вечере.
Да, спектакль «Калечина-Малечина» — это не легкий вечер в театре. Это вызов. Вызов обществу, зрителю, самому себе. И, возможно, именно поэтому он вызывает такие бурные эмоции. Кто-то его ненавидит, кто-то обожает, но никто не остается равнодушным. А разве не в этом сила настоящего искусства?
Так что, если вы готовы к эксперименту, если хотите испытать эмоции, которые заставят вас думать и спорить, — этот спектакль для вас. Но будьте готовы: он может оставить след в вашей памяти, который не так просто стереть.