«Объем изображения». Выставка произведений Игоря ПчельниковаКогда и где: c 12 по 31 июля, Москва.12 июля 2016 г. в залах Российской академии художеств (ул. Пречистенка, 21) открывается выставка произведений народного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Игоря Пчельникова "Объем изображения". И.В.Пчельников (род 1931 г.) принадлежит к плеяде крупнейших мастеров отечественного монументального искусства. В 1956 году он окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И.Мухиной. В составе творческой группы молодых художников участвовал в художественном оформлении Дворца пионеров на Ленинских горах. В 1970-е годы создал такие яркие и значительные произведения как цветные рельефы в Посольстве СССР в Париже и в интерьерах санатория "Южный Форос" в Крыму, объемно-пространственную композицию в ресторане гостиницы "Москва" (в соавторстве с И.Лавровой) и др. Своей изобретательной фантазией и элементами игры художники преображали интерьеры общественных зданий. Среди известных монументальных работ И.Пчельникова – витраж в фойе театра "Модернъ", пространственная композиция из металла на фасаде Центра Мейерхольда. В 2007 г. в соавторстве с М.Красильниковой выполнил фонтан на площади у Рижского вокзала в Москве. В станковом творчестве, представленном в экспозиции, художник поражает глубиной и силой создаваемых образов, искренностью, обостренным чувством цвета и пространства. С конца 1980-х годов Пчельников обращается к евангельской теме. Его полотна, исполненные драматизма, истового сопереживания, передают накал страстей современного мира. Художник трактует их в философском контексте, видит в них возможность более глубоко и остро поднять темы человеческого бытия. В своих станковых работах Пчельников продолжает оставаться монументалистом. Для него важны конструкция произведения, рельефность живописной формы, столкновение контрастных цветовых масс, стремление к трехмерности самого произведения как предмета. Искусство И.Пчельникова требует от зрителя ответной работы, заставляет размышлять, анализировать. Художник драматически переживает значительные или только ему заметные события, "дающие толчки для пластических рассуждений", в которых он выходит за рамки сугубо личных взаимоотношений с действительностью, поднимаясь на метафизические уровни. Как пишет искусствовед Т.Нечаева, "для него компромиссы неприемлемы, всякая искусственность – непереносима, как ложь, он бежит от нее к простоте, натуральной огрубленности, шершавости, ломкости, о которую можно пораниться, занозить душу". Мотивы "повседневной" живописи И.Пчельникова просты – сад, деревня, калитка, пес возле будки, крыши домов ("Сумерки", "Ночная терраса", "Старые деревья", "Сад зимой", "Тени на снегу"). Кажется, в них ничего не происходит, но они вызывают ощущение событийной значимости. Он пишет сущностные признаки предметов и состояний, сводя к минимуму и концентрируя средства выражения - "земля, пространство, человек, проходящий в нем свой путь". Напряженный нерв живописно-пластических и пространственных взаимодействий, конфликт противоположных начал задевает зрителя за живое. В творчестве художника постоянно возникает емкий образ дороги, несущий в себе много смыслов. "Дороги" Пчельникова дают образ живой земли, родины, образ пространства, в котором человек ощущает свой масштаб. В ретроспективную экспозицию вошли произведения живописи и графики, созданные в 1970-е – 2016 годы. Выставка открыта по 31 июля 2016 года. Управление информации РАХ
22:00 29.06.16
|