Михаил Гробман: 4 выставки

Когда и где: c 12 декабря 2013 по 26 января 2014, Москва.
Михаил Гробман. Все вижу, 2009 Масло, ледерин, 23,4х14,7Михаил Гробман. Ангел смерти, 1978. Фотография, 50х67Михаил Гробман. Черное небо, 1981. Гуашь, картон, 71х111Михаил Гробман. Лилит, 2008 Холст, масло 140х100Михаил Гробман. Кадиш, 1977.Московский музей современного искусства (MMOMA) впервые представит в полном объеме творчество Михаила Гробмана (р. 1939), известного израильского художника, а до своей эмиграции в 1971 году – одного из главных представителей московского художественного и поэтического авангарда 1960-х годов. Выставка проходит в рамках празднования 65-летия провозглашения Независимости Израиля.

Проект "Гробман: 4 выставки" будет состоять из четырех отдельных экспозиций, каждая из которых займет один этаж в ММОМА на Ермолаевском переулке 17. Каждая из выставок расскажет зрителю историю, к которой нужен свой интеллектуальный ключ, введет в атмосферу, связанную с другим временем и местом; в совокупности же они образуют единую художественную и биографическую траекторию, персональный и идейный сюжет, который зрители смогут выстроить и осмыслить сами. Для московского зрителя знакомство с творчеством Гробмана представляет особенный интерес, так как его работы 1960-х годов позволяют заполнить существенный пробел в сегодняшних представлениях о раннем периоде истории московского авангарда. В то время Гробман был центром притяжения того особого круга художников, которых Илья Кабаков в своей "Апологии персонализма в искусстве 60-х годов" описал как стихийных экзистенциалистов.

Живопись и графика на первой их четырех выставок, "Москва, 1960-е" отражает весь спектр идей Гробмана московского периода и его путь от абстрактных и символических до прото-концептуальных работ. Гробман быстро пришел к выработке собственного языка, в котором прослеживается связь с западным модернизмом, а также с художественным наследием русского авангарда, иконописью и теоретическими работами Малевича и футуристов. "Московский период" длился всего десять лет, но это было важное для художника время выработки своей собственной философии и индивидуальных поэтических кодов, время образования среды единомышленников и друзей. В это время у него появилась необычная идея, в конечном счете ставшая одной из причин его отъезда – он предложил новую стратегию развития еврейского искусства. Гробман считал, что оно может встать в авангарде современного художественного процесса, но для этого оно должно возникнуть не на этнографически-бытовой основе, как у Шагала, а на основе еврейской философии, в которой есть глубокие абстрактные принципы. Главной философской темой Гробмана стала тема энергии творения, главным визуальным символом – Левиафан, мистическое чудовище еврейской традиции. В работах Гробмана этого времени ("Фарфоровый человек", "Крылатая чаша", "Левиафан") появляется целый мир форм и символов, связанных с его представлениями о принципах творения. В то же время, Гробман одним из первых стал вводить в свои произведения коллажные фрагменты, тексты, а также политические образы.

Вторая выставка "Левиафан" посвящена "новому еврейскому искусству" Гробмана и его попытке превратить свой подход в школу. В 1971 году, с намерением стать основателем нового еврейского искусства, Гробман переехал в Израиль, и поселился в Иерусалиме, где он реализовал свою идею с помощью созданной им группы и осуществил ряд перформансов и акций в пустыне в районе Мертвого моря и на улицах израильских городов. В этот же период художник сделал целый ряд острых концептуальных работ, среди которых есть произведения, сделанные в жанрах, который Гробман придумал сам. В экспозиции будут представлены фотографии действий в Иудейской пустыне, сделанные на месте, живопись, графика, трехмерные объекты и проекты неосуществленных акций и инсталляций.

Третья экспозиция "Картина = символ + концепт" состоит целиком из живописных работ 1980-90х годов. В это время Гробман заново переосмыслил свою философскую и эстетическую программу. От мифологии творения он перешел к исследованию его результата, очевидное несовершенство которого осмысляется им в саркастическом ключе. Художник предпочитает взгляд "снизу" на природу и человека; место мистического Левиафана в его картинах занял низколобый и длинноносый профиль "дурака", который представляет собой собирательный образ третьего лица, по-своему судящего о мироздании, природе, и социальном порядке. Прибытие в Израиль огромного количества людей из России сделало этот социальный фон особенно гетерогенным и комичным: мир сионизма, большой и малой политики Ближнего Востока заговорил суконным языком бывших жителей Советского Союза, которые надеялись обрети в Израиле свой рай – визуальным символом этого социального гибрида стала картина "Мавзолей Ленина в Тель-Авиве".

Заключительная выставка "Гробман: после искусства" словно задает вопрос, являются ли выставленные в этой четвертой части произведения искусством? Многое из того, что мы увидим здесь, в особенности работы последнего времени, в которых поражает неожиданное сочетание эротики и политики, мистики и злобного хохота, обсценности и серьезности - заставляет переформулировать этот вопрос по-другому: достойна ли, по мнению художника, сегодняшняя аудитория искусства и красоты, или для нее хватит прямого и грубого высказывания?

Работы, показанные на выставке, предоставлены Музеем Людвига в Кельне, Тель-Авивским Художественным Музеем, Государственным Русским Музеем, Государственной Третьяковской Галереей, Галереей Минотавр в Тель-Авиве и частными коллекционерами. Совместно с издательством "Новое Литературное Обозрение" к выставке будет выпущена книга. Также пройдет серия вечеров и лекций Михаила Гробмана и куратора Лели Кантор-Казовской, показ фильмов о Гробмане и "втором русском авангарде" в MMOMA и в Еврейском музее и центре толерантности.

О художнике: Михаил Гробман (1939, Москва) - художник и поэт. Участник Второго русского авангарда. Основатель группы "Левиафан" и издатель одно именной газеты. С 1993 г. Вместе с Ириной Врубель-Голубкиной издает журнал "Зеркало". Автор книг "Военные тетради" (Тель-Авив, 1992), "Левиафан" (НЛО, М., 2002), "В черной, черной стране" (Кармель, 2005), Последнее небо (НЛО, М., 2006), "Левиафан" (Кармель, 2009). Персональные выставки: Тель-Авивский художественный музей (1971), Художественный музей Бохума (Германия, 1988), Государственный Русский музей (СПб, 1999) и др. Жил в Москве, в Израиле с 1971 г. Живет в Тель-Авиве.

О кураторе: Лёля Кантор-Казовская (р. в Москве) - специалист в области истории европейского искусства и архитектуры, автор книги "Пиранези и античность" (Флоренция, 2006). В прошлом - научный сотрудник отдела Западной живописи ГМИИ им. Пушкина в Москве; в настоящее время преподает историю искусства в Иерусалимском университете. Одновременно занимается исследованием истории и художественных проблем Второго русского авангарда, со-куратор выставки "Второй авангард" в Париже (2007). Живет в Иерусалиме.

Дата проведения: 12 декабря, 2013 – 26 января, 2014

Адрес: Ермолаевский, 17

Дмитрий Архипов, по материалам портала "Культура России"
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
21:07 24.11.13