Эксперт РАНХиГС о стратегии развития производства органической продукции до 2030 года
Корреспондент Информационного агентства МАНГАЗЕЯ пообщался с профессором Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Людмилой Проняевой о перспективах развития производства органической продукции до 2030 г.Как считает профессор Людмила Проняева, в современных условиях органическое сельское хозяйство является особой формой производства продуктов питания, основанной на ресурсосбережении и экологической безопасности. Его развитие обусловлено возрастающими в мировом масштабе потребностями в экологически чистой сельскохозяйственной продукции, потребление которой воспринимается как здоровое питание. Однако, эти потребности не в полном объеме удовлетворяются ее предложением на рынке. Развитие органического сельского хозяйства сдерживается целым рядом проблем, среди которых следует отметить высокую себестоимость производства органической продукции, не широкий ее ассортимент, разрозненность производителей, сложности в продвижении к потребителю, не достаточный уровень государственной поддержки и др.
Основным местом покупок органической продукции в мире являются супермаркеты, далее идут специализированные магазины и затем уже прямые поставки от производителей. Такая же структура каналов продаж экотоваров присуща и России. В настоящее время активно развивается интернет-торговля органическими продуктами по заказам, что обусловлено небольшим сроком хранения таких продуктов и их свежесть для потребителя обеспечивается более коротким путем доставки от производителя, минуя торговую сеть.
Необходимо отметить, что в количественном выражении в России очень мало торговых точек, которые продают органическую продукцию и линейка ассортимента товаров в них не велика. Большую долю ассортимента экотоваров в розничных магазинах составляют продукты с длительным сроком хранения (мед, крупы, растительное масло, сухофрукты и пр.). Цены на них гораздо выше, чем на продукцию произведенную с использованием традиционных аграрных технологий.
Снижению цен на органическую продукцию может способствовать взаимодействие ее производителей для развития перерабатывающих производств и собственной торговой инфраструктуры, в том числе логистики и интернет-торговли. Такая тактика будет способствовать формированию совместных цепочек по созданию ценности и повышению устойчивости функционирования органического сельского хозяйства.
Особое значение при этом следует обратить на построение региональных и межрегиональных продовольственных цепочек, что позволит сформировать возможности географической диверсификации экспорта органической продукции.
Нерешенность вопроса продвижения брендов органической продукции не способствует развитию ее торговых сетей, так как сложившиеся в стране традиции самообеспечения продуктами, выращиваемыми в хозяйствах населения, поддерживают стереотип, что только «домашние деревенские продукты» являются органическими.
Указанные проблемы, существующие вызовы и ограничения, требуют серьезного переосмысления принципов функционирования сферы органического сельского хозяйства и могли бы найти решение при усилении интеграции между участниками рынка органической продукции.