Почему в регионах выросли цены на услуги такси?
Цены в утренние и вечерние поездки в такси выросли почти в два раза, 20-25 минут в пути раньше обходились по 250 рублей в Орле, теперь - 460-470р. Поднялись цены и в других регионах.Например, в Мурманске - на 70%, Петербурге и Екатеринбурге - на 100%, Перми - на 50-70%, в Самарской области - на 40-50%, в Калининградской - на 40%. Такие данные были опубликованы в Российской газете от 8 октября.
Сразу скажем, что вступивший в силу 01. 09.2023 г. Федеральный закон № 580-ФЗ от 29.12.2022 "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ", который ввёл жесткие правила работы на этом рынке, не решающий, а скорее сопутствующий фактор. Цены подогрел тройной дефицит.
А он начал созревать задолго до этих перемен.
Пока водители оформляют свои документы по новым правилам, такси стоят, а цены растут.
Водители упирают на то, что цена вызова может быть очень разной. На её рост влияет плохая погода, праздничные дни и ночное время. Но это "временные явления", которое не имеет отношения к основному тарифу.
"Часто стоимость периода "повышенного спроса" становится постоянной," - рассказала корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ доцент кафедры административного, конституционного и уголовного права Среднерусского института управления - РАНХиГС Галина Степанян.
К основным причинам, о которых уже говорилось, она добавила «нехватку водителей». Что дальше?
По мнению Галины Степанян, тарифы будут расти с расчетом на инфляцию.
Частично новый закон может простимулировать это за счёт того, что отрасль становится легальной.
Одно из главных требований вступившего в силу месяц назад закона - у водителей должно быть разрешение на работу в такси.
Закон касается как небольших компаний, которые напрямую оказывают услуги такси, так и крупных агрегаторов, которые лишь предоставляют сервис для заказа автомобиля, например «Яндекс Go».
Так же, если разрешение получено до 1 сентября 2023 года, оно действует до окончания указанного в нем срока, но не более 5 лет.
До конца года цены на поездки в такси, по прогнозу доцента Галина Степанян, вырастут на 10%. Вообще, очень многое зависит от ситуации на местах.
Закон передает на региональный уровень немало полномочий.
Служба заказа такси обязана иметь филиал в регионе, где работает, - но только если количество заказов превышает 4 тысячи в сутки. Если заказов меньше, создавать филиал не обязательно.
Законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливаются:
-порядок предоставления разрешения,
-порядок внесения изменений в региональный реестр перевозчиков легковым такси,
-порядок приостановления, аннулирования и возобновления действия разрешения,
- порядок внесения сведений в региональный реестр легковых такси, их изменения и исключения из указанного реестра, порядок внесения изменений в региональный реестр служб заказа легкового такси.
Законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные требования к экологическому классу транспортного средства, используемого в качестве легкового такси.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут быть установлены требования к перевозчику о передаче им сведений о перевозках пассажиров и багажа легковыми такси в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в региональную информационную систему легковых такси, а также требования к перевозчику по обеспечению безопасности пассажиров в случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
А еще регионы получили право господдержки отрасли - они вправе субсидировать лизинг автомобилей.
«Как следствие, - отмечает Галина Степанян,- не смотря на то, что выдачу по новому закону разрешений на работу в такси компаниям и водителям можно ускорить, если всё грамотно организовать, так как электронный документ как самозанятые, и индивидуальные предприниматели - таксисты могут получить через сайт "Госуслуги" или МФЦ, к тому же выдача разрешений – бесплатная, однако, есть ряд правовых нововведений, которые неизбежно повлекут дальнейшее повышение цен на услуги такси, а именно:
• Водителям будет сложно «побомбить» пару часов после работы: сначала придется получить разрешение.
• В такси не смогут работать судимые, лишенные прав и те, кто не платит штрафы за нарушение ПДД.
• МВД и ФСБ смогут отслеживать маршруты - преступлений с участием водителей такси должно стать меньше. А такси станет более безопасным для пассажиров видом транспорта.
• Пассажир, пострадавший в ДТП, сможет предъявить претензии не только к водителю, но и к перевозчику».