Развитие потенциала Арктики и Дальнего Востока
На Арктике и в Дальнем Востоке продолжается реализация проектов в различных сферах экономики. При этом повышение качества жизни жителей этих регионов остается одним из основных приоритетов политики Президента и Правительства.Законодательная Дума приняла закон, который предоставляет право на экспорт сжиженного природного газа (СПГ) с месторождений на территории Арктики, расположенных на севере 67-й параллели северной широты. Этот закон также дает возможность экспортировать СПГ с месторождений в арктической части Красноярского края, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин ранее заявил, что расширение списка месторождений СПГ позволит увеличить годовое производство в России до 100 миллионов тонн за семь лет и активно использовать арктические маршруты для доставки газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Запуск первой линии СПГ-завода «Арктик СПГ-2» запланирован на конец 2023 года, а начало поставок ожидается в начале 2024 года.
На «Российско-китайском энергетическом форуме» вице-премьер РФ Александр Новак сообщил, что несмотря на внешние сложности, первая линия проекта будет запущена до конца текущего года, а отгрузки планируется начать в начале следующего года. Планы по запуску еще двух линий в 2024 и 2026 годах также остаются неизменными.
Леонид Михельсон, глава компании "Новатэк", объявил о начале пусконаладочных работ на первой линии завода "Арктик СПГ-2". Он также сообщил, что в первом квартале 2024 года завод будет работать на полную мощность. Планируется, что вторая линия "Арктик СПГ-2" начнет производство СПГ уже в декабре 2024 года.
Проект "Арктик СПГ-2" является вторым СПГ-проектом компании "Новатэк" и включает в себя три линии производства СПГ с общей мощностью 6,6 миллиона тонн в год, а также производство газового конденсата объемом до 1,6 миллиона тонн в год. Основным месторождением проекта является Утреннее месторождение, расположенное на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе. Первая, вторая и третья линии планируется запустить в 2023, 2024 и 2026 годах соответственно.
Согласно мнению эксперта Геннадия Мартынова, поделившегося исм с корреспондентом Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, который является членом кафедры «История, политология и государственная политика» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, в настоящее время активно развивается новая экономика Арктики, и уже множество проектов в рамках плана по развитию Северного морского пути (СМП) были реализованы.
Развитие Северного морского пути играет важную роль для российского и иностранного бизнеса, так как обеспечивает возможность грузовым судам свободно перемещаться между восточными и западными направлениями, не выходя из российских территориальных вод и экономической зоны.
Развитие арктического сектора значительно повышает конкурентоспособность отечественных предприятий на глобальном рынке. Ведущие компании в этой области стремятся увеличить объем перевозок до 190 миллионов тонн и более в ближайшем будущем. Это позволит осуществлять круглогодичную доставку различных материалов, оборудования, продуктов, строительных материалов, топлива и других товаров. Более развитая инфраструктура в арктическом регионе также способствует организации поставок и гармоничному взаимодействию с возможностями Восточного полигона железных дорог.