В КБГУ обсудили возможность разработки средств здорового долголетия в рамках проектно-образовательного конвейера
Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, как запустить проектно-образовательный конвейер (ПОК) по разработке инновационных лекарств для долголетия в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х. М. Бербекова, объяснил доктор химических наук, профессор МФТИ и РУДН, главный научный сотрудник Института проблем химической физики и медицинской химии Российской академии наук, ведущий сотрудник Казанского федерального университета, руководитель направления разработки инновационных лекарств НИИ ХимРар Константин Балакин.
Ученый рассказал о превентивной медицине как ключевом подходе к здоровому долголетию и концептуальном кризисе современной фармацевтической терапии; о правильных лекарствах для достижения здорового долголетия, а заодно и лечения тяжелых болезней, о некоторых аспектах технологии разработки лекарств, а также о проектно-образовательном конвейере (ПОК) как современной концепции реализации прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в университете.
Проектно-образовательный конвейер – это передовая форма университетского образования: ее суть состоит в создании полезного инновационного продукта в ходе учебного процесса при помощи синхронизации проектного и образовательного треков. В итоге решается двуединая задача: выпускник получает целостное понимание и опыт реализации современной прикладной задачи; а университет – полезный инновационный продукт,
– уверен Константин Балакин.
Он привел примеры возможных базовых технологий для проектно-образовательного конвейера КБГУ. Можно заняться разработкой методов (технологий) синтеза активных фармацевтических субстанций или выделения из природных источников; получением новых формуляций для улучшения фармакологического профиля фитопрепаратов; составлением синергетических лекарственных комбинаций для оптимизации эффектов (в сфере геропротекции особенно актуально) и комбинированных схем (например, фармацевтик + нутрицевтик; фармацевтик + физиотерапия) и т.д.
Для запуска в вузе проектно-образовательного конвейера по разработке средств здорового долголетия, подчеркнул Константин Балакин, необходимо определиться с основными направлениями, базовой технологией ПОК с учетом имеющихся заделов, технологических ресурсов и иных факторов; а также с форматом реализации ПОК: например, студия дизайна лекарств, специализированная магистратура, межфакультетские проектные группы, курс ДПО и т.д. Кроме того, преподавателям нужно пройти курсы повышения квалификации, разработать соответствующие проектно-образовательные программы, определить недостающие ресурсы и т.д.
Подводя итоги, профессор Балакин сказал, что поиск здорового долголетия – непростая, но вполне решаемая задача, когда лечить нужно не отдельные органы или заболевания, а человека в целом с учетом его взаимосвязей с окружающим миром. Здравоохранение будущего – это преимущественно превентивная модель (когда мероприятия направлены на предотвращение, а не лечение болезней); ориентация на холистические научные решения, рассматривающие организм человека как очень сложную систему, взаимодействующую с внешней средой; комплексные подходы к больному: общемедицинские, диагностические, фаркологические, нутрицевтические, образовательные, социальные, экономические, экологические и пр.; привитие людям культуры долголетия.
Кавказ – лучшее место для инициации подобных процессов. Ключевой формой решения могут стать проектно-образовательные конвейеры университетов, в которых проектная и образовательная компоненты синхронизированы и гармонизированы,
– резюмировал Константин Балакин.
По окончании лекции ученый ответил на многочисленные вопросы преподавателей и студентов вуза.