Цены на топливо: возможен дальнейший ростРост цен на нефтепродукты, в том числе на бензин, наблюдавшийся в течение последних трех месяцев, был беспрецедентным за последние несколько лет: стоимость светлых нефтепродуктов в России прибавила за этот период в среднем 25%. О факторах, которые определили эту динамику, рассуждает Александр Сидоров, ведущий аналитик по нефтегазовому сектору ИК "Велес Капитал".Первопричиной является рост цен на нефть на мировых рынках. Стоимость Urals выросла с 65 долл. за баррель в начале марта до текущих 75 долл. за баррель. Этому способствовала Саудовская Аравия, объем добычи которой сейчас минимален со времен начала действия соглашения ОПЕК+, и крупномасштабный кризис в Венесуэле, который привел к незапланированному снижению добычи в стране. На фоне сильного спроса на рынке нефти сформировался дефицит. Торговое противостояние США и Китая, которые угрожают друг другу наложением санкций на товары на сумму от 50 до 150 млрд долл., и планы США наложить санкции на Иран, привели к тому, что стоимость нефти достигала 80 долл. за баррель в середине мая. Мировые цены на нефтепродукты чувствительно реагируют на изменение нефтяных котировок, поэтому они выросли так же сильно: если цена на нефть за последние 3 месяца увеличилась на 17%, то, к примеру, стоимость высокооктанового бензина с поставкой в европейские порты прибавила за этот период 27%. Цены на нефтепродукты в России стремятся к экспортному паритету, в противном случае на внутреннем рынке образуется дефицит, так как нефтегазовые компании увеличивают поставки за рубеж и сокращают их внутри страны ввиду более высокой рентабельности экспортных продаж. Этим фактором объясняется рост цен на нефтепродукты, который мы наблюдали в течение последних месяцев. Вторым по важности катализатором роста цен стал слабый рубль. Зависимость между курсом рубля к доллару и ценой на нефть такова, что курс рубля к доллару растет с ростом цен на нефть и падает вместе с ее снижением. Это позволяет бюджету России не проседать в доходах, выраженных в рублях. В период с начала марта по конец мая эта закономерность была нарушена: несмотря на резкий рост цен на нефть, рубль снизился после расширения антироссийских санкций со стороны США в начале апреля. Таким образом, рублевая стоимость экспортных поставок сочетала в себе как высокую стоимость нефти, так и слабый рубль, и для того чтобы создать эквивалент на внутреннем рынке, ценам в России нужно было вырасти очень сильно, что и произошло. Аналогичным образом эта зависимость работает и в случае снижения цен на нефть. Как следствие на экспортных рынках происходит снижение цен на нефтепродукты, выраженные в долларах, однако из-за падения рубля их рублевый эквивалент снижается в значительно меньшей мере, не оказывая почти никакого влияния на внутренние цены исходя из экспортного паритета. Если добавить постоянное повышение акцизов, инфляцию и олигополистическую структуру рынка (рынок разделен между небольшим числом крупных игроков) нефтепродуктов в РФ, то получаем, что возможностей для падения цен на нефтепродукты практически нет. По моим оценкам, цена 95-го бензина в России, оцененная исходя из экспортного паритета, составляет 46 руб. за литр при оптовых продажах и 53 руб. за литр в розницу, что существенно выше сегодняшних значений (около 40 руб. за литр в опт и 45 в розницу). Правительство РФ обеспокоилось ситуацией и сообщило о намерении с 1 июля снизить акцизы на бензин и дизельное топливо на 3000 и 2000 руб. на тонну (2,3 руб. и 1,6 руб. на литр) соответственно, тогда как ранее был запланирован их рост на 700 и 600 руб. за тонну соответственно. Правительство с осторожностью оценивает эффект от снижения акцизов, прогнозируя не снижение цен, а остановку роста. Я считаю, что эти меры не приведут к снижению цен, так как, во-первых, они все еще далеки от экспортного паритета, и во-вторых, после снижения акцизов НПЗ и АЗС могут повысить свою маржу, оставив цены как минимум на прежнем уровне. Потребление бензина и дизельного топлива в России в 2017 г. составило 36 и 32 млн тонн, таким образом, недополученные доходы бюджета от снижения акцизов вместо их ранее запланированного роста составят 108 млрд руб. за полгода. Эта сумма может быть компенсирована населением (как бы парадоксально это ни звучало), в том числе, через обсуждаемый последнее время рост НДС на 2 п.п. до 20% (2 трлн руб. доходов за 6 лет или 330 млрд руб. за полгода) и нефтегазовыми компаниями, налоговые поступления от которых вырастут в результате завершения налогового маневра (1,3 трлн руб. доходов за 6 лет или 210 млрд руб. за полгода). Резюмируя, я считаю, что в ближайшее время наиболее вероятным сценарием является дальнейший рост цен на нефтепродукты внутри страны. На мой взгляд, меры, принимаемые правительством по сдерживанию цен, недостаточны для остановки их роста.
01:05 31.05.18
|