![]() НОВАТЭК все-таки планирует сам строить СПГ-ледоколы для Портофлота. Чтобы не платить Атомфлоту?Москва, 13 июн - ИА Neftegaz.RU. Атомфлот, дочка Росатома, до 10 октября 2018 г должен получить проект ледокола на сжиженном природном газе (СПГ) мощностью 40 МВт, заказанный у финской Aker Arctic Technology еще в сентябре 2017 г Об этом 13 июня 2018 г интернет всполошился вестью о том, что НОВАТЭК изучает вопрос самостоятельного строительства и эксплуатации ледоколов на СПГ. Почему бы и нет, проект соответствует стратегии развития в части наращивания компетенций транспортировки продукции в арктическом регионе. О планах по строительству ледоколов говорил на ПМЭФ-2018 Л. Михельсон, а в мае 2018 г совет директоров НОВАТЭКа одобрил создание компании Морской арктический транспорт (МАТ), которая будет владеть и управлять флотом для вывоза СПГ по Северному Морскому пути (СМП). НОВАТЭКе не опровергает эту информацию. Акционер компании - Г. Тимченко, входит в ближайшее окружение В. Путина, так что комментарии излишни. Пока не ясны функции МАТ. Если решение будет принято, будет ли оно самостоятельно строить СПГ-ледоколы и оперировать ими, или как? Ясно одно, количество ледоколов в Арктике будет возрастать, поэтому нужно срочно готовить плавсостав. Любопытно, что строительство ледоколов в рамках проекта Портофлот для обеспечения отгрузки из порта Сабетта Ямал СПГ пока предполагается на деньги Росатома и заемные средства, возвращать которые планировалось с сервисного контракта с НОВАТЭКом. Без поддержки НОВАТЭКа Атомфлоту строить СПГ-ледоколы нет резона. Рентабельность проекта, как минимум, существенно снизиться. Имея мощную поддержку власти, НОВАТЭК, похоже, мало волнуется по поводу специализации деятельности. С другой стороны, почему Росатом должен строить СПГ-ледокол, если там нет ядерного реактора? В феврале 2018 г Росатомфлот активизировал переговоры с финнами не только по ледоколу на СПГ, но и танкеру - газовозу на СПГ. Действия НОВАТЭКа, теоретически могут распространиться и на этот проект. Компетенции НОВАТЭК может получить от Совкомфлота, снохой директора которого была дочь Г.Тимченко, по мужу К.Франк. Стоимость СПГ-ледокола может составлять порядка 250 млн долл США. Атомфлот может их получить от Росатом с привлечением кредитов. Цена контракта на разработку тендерного проекта линейного ледокола на СПГ мощностью 40 МВт составляет 28,3 млн руб, или 354 тыс евро. Не позднее 10 октября 2018 г Атомфлот получит документацию, и вопрос встанет ребром. Строить или не строить? Преимущества СПГ-ледоколов: - активно нарабатываемая в последнее время технология использования газотурбинных двигателей на СПГ; - строят нефтеналивные танкеры на СПГ, суда - бункеровщики и тд; - это экологично. Но и атомные ледоколы имеют не меньше преимуществ: - у РФ гигантский опыт строительства атомных ледоколов; - атомные ледоколы доказали свою эффективность и технологичность; - экологичны. Спору нет, в России много газа, но имея опыт использования атомных ледоколов, возвращаться в высокоуглеродные времена - просто не комильфо. Пока предполагается, что после получения Проект от финнов, будет тендер на строительство СПГ- ледокола. Глава Атомфлота В. Рукша сообщил, что вопросы, связанные с проектом, в т.ч структура финансирования, прорабатываются, решение может быть принято через 2-3 месяца. О том, что Атомфлот изучает возможность строительства 4х ледоколов на СПГ для НОВАТЭКа, стало известно в 2017 г. Тогда прорабатывалась конструкция ледоколов, рассматривался и вариант атомных. В марте 2018 г замглавы Атомфлота М. Кашка упоминал возможность строительства 4х СПГ-ледоколов для западной части СМП и Обской губы. Закладка головного ледокола планируется на весну 2020 г. Срок строительства ледокола, в зависимости от верфи составит 3-4 года. Основным претендентом на заказ является Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) в кооперации с Arctech Helsinki Shipyard- дочкой ОСК, в г Хельсинки. Правда из-за санкций ОСК продает долю участия в финской верфи. В ОСК подтвердили, что заинтересованы возможностью строительства такого ледокола, в проекте могут быть задействованы ВСЗ, Адмиралтейские верфи и Балтзавод, все зависит от загрузки стапелей. Ямал СПГ стал 1м проектом НОВАТЭКа по производству СПГ. Проект реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения, 1я технологическая линия завода (train) была запущена в декабре 2017 г. Мощность каждой из 3 линий Ямал СПГ составляет 5,5 млн т/год СПГ, таким образом общая мощность Ямал СПГ - 16,5 млн т/год СПГ. Планируется и 4я линия мощностью 1 млн т/год, которая будет построена как опытная, для отработки российской технологии производства СПГ. НОВАТЭК является контролирующим акционером (50,1%), его партнерами выступают Total и китайская CNPC (по 20%), еще 9,9% - у китайского Фонда Шелкового пути. Обсудить на Форуме
18:15 13.06.18
|