
В Адыгее набирает популярность исламский радикализм
Из г.Адыгейска в Общественную палату России поступила просьба помочь в розыске сына. Юрий Нехай считает, что его отпрыск с женой и ребенком направились в Турцию, а оттуда к боевикам ИГ. Виновником бегства родных.Нехай считает виновным имама мечети, неверно истолковывавшего ислам на проповедях. Оказалось, что за последнее время уже 5 семей из Адыгейска, поддавшись радикальным идеям, покинули родину.
В письме Нехай поведал, что 24-летний Мурат с 2008 г. регулярно ходил в мечеть. Даже совершил хадж в Саудовскую Аравию. Поначалу религия шла ему на пользу он был скромен и уважителен, почитал не спутниковое телевидение, а Коран. Но с 2012 г., когда имамом в Адыгейске стал Юсуф Шеуджен, получивший распределение после Карачаево-Черкесского исламского института, сын Нехая сильно изменился: стал грубым и замкнутым.
С января 2015 г. четыре исламские семьи по очереди покинули Адыгейск, перебравшись за границу. Мурат с семьей 4 июля отправился якобы на пару дней в Сочи, но вскоре перестал выходить на связь. Тогда родственники обратились в ФСБ.
Мать жены Мурата говорит, что не замечала в дочери перемен. После долгого молчания та позвонила и заверила, что они с мужем учатся в Египте, все у них хорошо. После этого телефон все время выключен. Женщина на спешит обвинять имама, считая, что надо найти молодых людей, а уж потом кого-то обвинять.
Родители Мурата узнали через Интерпол, что сын улетел в Турцию. Для них это было неожиданностью, т.к. ранее он никогда им не врал. Позже позвонил и просил мать не поднимать шум.
Имам Шеуджен перебрался в Турцию за несколько месяцев до побега Мурата. В региональном правительстве говорят: не из-за радикализма, а по причине разногласия с мусульманским духовным управлением. В экстремизме имам не был замечен. Он вел спортивный образ жизни, даже открыл секцию борьбы и тренировал желающих, причем не только мусульман. А в побеге сына руководство региона винит самих родителей: не уделяли якобы должного внимания его делам. Когда тот отрастил бороду и стал вести себя иначе, надо было сразу принимать меры.
Муфтий Адыгеи и Краснодарского края Аскарбий Карданов заверяет, что ни в одной мечети имамы не призывают к экстремизму. На Шеуджена никто из прихожан не жаловался. Муфтий также винит родителей за недосмотр.
А вот руководитель местного общественно-политического движения Адам Богус считает, что в Адыгейске целенаправленно обрабатывают молодежь, которая не имеет ни бизнеса, ни работы. В качестве альтернативы им предлагают иные ценности. Радикалы-исламисты способны увлекать и заражать своими идеями. В Адыгее ранее не было подобных явлений. Все изменилось после истории с московской студенткой Карауловой. Молодежь стала собираться группами и шептаться.
Глава института Ближнего Востока Е.Сатановский считает необходимым создание теологических факультетов в российских вузах. Абитуриенты должны понимать пагубность терроризма. Хорошо подготовленные выпускники тоже смогут зажечь молодежь, но направить энергию в доброе русло.