Опросы. Big Data в социологии: дань моде или вызов времени?
Насколько необходимы "большие данные" большой социологии обсудили в Москве участники
Vмеждународной социологической Грушинской конференции "Большая социология: расширение пространства данных".
МОСКВА, 16 марта 2015 г. В дискуссиях и десятках мероприятий ежегодной международной конференции, прошедшей 12-13 марта, организованной ВЦИОМом, Фондом ВЦИОМ и РАНХиГС, приняли участие генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, президент ФОМ Александр Ослон, генеральный директор GfK Russia Александр Демидов, руководитель Росстата Александр Суринов, руководитель Группы ЦИРКОН Игорь Задорин, директор компании OMI Александр Шашкин, заведующий кафедрой теории и истории социологии социологического факультета РГГУ Жан Тощенко, директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин, заведующий лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ Эдуард Понарин, директор Программы опросной методологии Мичиганского университета Фредерик Конрад и другие эксперты.
Vмеждународная социологическая Грушинская конференция стала самой многочисленной за все годы проведения. География и масштаб крупнейшего события года в области прикладной социологии: к первому дню на конференцию зарегистрировалось более 1300 человек (в два раза больше, чем в прошлом году) из 70 городов, 400 организаций, с докладами выступили 150 экспертов.
Лейтмотивом конференции стала тема расширения пространства данных в социологии. Открылось мероприятие пленарным заседанием на тему "Большая социология: интеграция новых данных и экспансия в междисциплинарность", ключевой вопрос повестки: как интегрировать "большие данные" (BigData) в социологию. В своем вступительном слове В.Федоров сформулировал его так: "как социология может ответить на вызов последних 5-7 лет, когда данные превратились в обильные и полноводные, вышли из берегов?".
Интересный факт: до начала конференции 37% опрошенных участников сообщили, что плохо себе представляют или вовсе не знают, что такое "большие данные", а в своей работе их уже использовали только 13%. "Когда появляется новое слово – появляется надежда на чудо", - философски заметил А.Ослон. Так что же такое "большие данные"? Как сказал В.Федоров: "BigData" - это соблазн, фейк, ложный путь или огромная возможность?". Интерес к BigData все более очевиден не только в исследовательском секторе, но и в коммерческих проектах. По словам А.Демидова: "большие данные – это большие перспективы, они могут определить судьбу маркетинговых исследований в ближайшем будущем".
Сегодня скопился огромный массив данных, который успешно могут использовать социологи, маркетологи, консалтеры, госслужащие и др. Big Data уже активно используется в панелях OMI, IBM, Яндекс и т.п. К примеру, по результатам применения панели OMI выяснилось, что по онлайн-поведению пользователей Интернета можно (не задавая вопросов!) узнать их пол, возраст, место проживания, жизненные события, интересы и т.д. и даже предугадать некоторую последовательность действий в оффлайне. И.Задорин назвал Big Data "вызовом для социологического профсообщества". Ведь, "вполне может встать вопрос о том, зачем продолжать спрашивать у людей об их поведении, если можно получить эту информацию изучая большие данные", - поясняет эксперт.
Старые форматы опросных технологий устаревают, новым трендом и одним из приоритетных направлений развития крупных исследовательских компаний становится "планшетизация" опросов. Еженедельное исследование "Омнибус ВЦИОМ" уже проводится на планшетах, и благодаря этому процесс обработки данных стал более быстрым, качественным и т.д. Глава Росстата заявил, что ближайшая микроперепись населения (1-31 октября 2015 г.) пройдет с применением планшетов. А.Суринов пояснил, что видя большую бумажную анкету, респондент теряется и чаще отказывает от участия в опросе, а переход на новые технологии позволяет минимизировать эти риски.
На уникальном мастер-классе на тему "СМС-интервью vs. голосовое интервью: результаты экспериментов" американский социологФ.Конрад отметил: "У этих технологий определенно есть большое будущее. И есть существенное преимущество перед голосовым интервью - у респондентов есть время подумать, они могут ответить спустя какое-то время, а это позволяет получить более качественные ответы".
Является ли этика барьером внедрения новых технологий? Этот вопрос также активно дискутировался на профильных круглых столов и секциях. Кстати, сами они в большинстве своем ответили на него отрицательно: 77% опрошенных участников конференции считают, что этика помогает, а не препятствует развитию науки.
Какие задачи стоят перед социологическими ассоциациями; существует ли в профессиональной среде запрос на создание новой структуры, формирующей стандарты и лоббирующей интересы представителей исследовательской отрасли (о необходимости создания подобной ассоциации заявили 40% участников конференции); каким должен быть профессиональный стандарт социолога – эти и другие темы обсуждались в рамках двух круглых столов.
По мнению И.Задорина, большая социология – это прежде всего не большие данные, а большое профессиональное сообщество, мультидисциплинарность и многометодичность". В ходе конференции были озвучены последние результаты сравнительных исследований стран евразийского континента (с использованием данных различной природы).
На одной из секций докладчики рассказывали о реализации таких приоритетных направлений развития российской политики, как информационная открытость власти, работа механизмов электронной демократии и правительства и др. На другой – представили статистические данные как самостоятельные источники смыслов и пониманий в обществе.
Не были забыты и актуальные социальные темы: эксперты представили доклады и подискутировали с аудиторией о проблемах старения и особенностях изучения социального поведения детей и подростков в современном обществе.
Подробнее с докладами конференции можно ознакомиться здесь