Опросы. Учитель – любящий наставник или строгий педагог?
По мнению россиян, учителя должны не только обладать навыками и знаниями профессиональных педагогов, но, прежде всего, относиться к детям с любовью.
МОСКВА, 3 октября 2014 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, каков уровень осведомленности среди россиян о празднике День учителя и конкурсе "Учитель года", когда учили лучше – раньше или сейчас, каковы главные качества хорошего педагога.
О том, что 5 октября в России празднуют День учителя известно более чем половине наших сограждан (59%). Женщины (67%) иобучавшиеся в ВУЗе (66%) знакомы с этим праздником значительно лучше, нежели мужчины (49%) и не получившие среднее образование (48%). Выбирая из предложенных вариантов празднеств, неверные ответы дали лишь 5% респондентов. Четверть опрошенных (28%) не стала гадать и честно сказала, что не знает, с чем связана эта дата.
Главным качеством хорошего учителя 40% россиян считают любовь к детям. Каждый четвертый (28%) убежден, что преподаватель обязан обладать педагогическими знаниями и опытом. Пятая доля опрошенных (20%) полагает, что педагог должен быть интеллектуально развит. Другие же называют неотъемлемыми качествами школьных учителей терпение (17%) и справедливость (15%). В целом образованного и грамотного преподавателя хотели бы видеть 11%. Понимание учителем детской психологии считают необходимым 10% респондентов. Кроме того, учитель должен быть ответственен, строг, вежлив (по 4%), трудолюбив, внимателен, коммуникабелен и инициативен (по 2%). Среди прочего также звучали такие требования к педагогам, как современность, нравственность, бескорыстность, оптимистичность (по 1%) и др.
По мнению половины россиян (48%), нынешний уровень преподавания в общеобразовательных учреждениях существенно проигрывает тому, что был во времена их учебы (респонденты старше 60 лет, давно окончившие школу, соглашаются с этим в два раза чаще опрошенных в возрасте 18-24 лет, сидевших за партами совсем недавно: 56% и 31%, соответственно). Напротив, пятая доля опрошенных (20%) уверена, что в целом сегодня учат гораздо лучше, чем тогда, когда они сами ходили в школу. О том, что особой разницы в преподавании "вчера" и "сегодня" не существует, сказал 21% респондентов (среди опрошенных от 18 до 24 лет – 35%, среди участников опроса старше 60 лет – 12%).
Повышению мотивации к профессиональному развитию преподавателей может способствовать конкурс "Учитель года в России" - считают 82% респондентов, знающих об этом "состязании". Примечательно, что уровень информированности о данном конкурсе среди россиян крайне высок – о нем слышал 81% опрошенных, в том числе 28% владеют подробной информацией и 53% - знают о мероприятии, но не в курсе деталей.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 27-28 сентября 2014 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Скажите, знаете Вы или не знаете, какой праздник в России отмечается 5 октября? (закрытый вопрос, один ответ) | |||
Все опрошенные | Мужчины | Женщины | |
День Интернета в России | 1 | 1 | 1 |
День народного единства | 3 | 4 | 2 |
День железнодорожника | 1 | 1 | 1 |
День учителя | 59 | 49 | 67 |
Не знаю какой праздник | 28 | 34 | 22 |
Затрудняюсь ответить | 8 | 10 | 7 |
На Ваш взгляд, какими главными качествами должен обладать хороший школьный учитель? Назовите 3-4 качества (открытый вопрос, не более 5-ти ответов, представлены ответы, названные не менее чем 1% респондентов) | |
Все опрошенные | |
Любовь к детям | 40 |
Профессионализм (знание педагогики, опыт) | 28 |
Ум, интеллектуальность | 20 |
Терпеливость | 17 |
Справедливость | 15 |
Образованность, грамотность | 11 |
Понимание психологии детей | 10 |
Ответственность | 4 |
Строгость | 4 |
Вежливость | 4 |
Трудолюбие | 2 |
Внимательность | 2 |
Коммуникабельность | 2 |
Инициативность | 2 |
Интеллигентность | 1 |
Современность | 1 |
Авторитетность | 1 |
Бескорыстность | 1 |
Нравственность | 1 |
Толерантность | 1 |
Оптимистичность | 1 |
Другое | 4 |
Затрудняюсь ответить | 16 |
Как Вы считаете, современные школьные учителя учат детей лучше, хуже или так же, как Вас учили Ваши школьные учителя? (закрытый вопрос, один ответ) | ||||||
Все опрошенные | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | |
Скорее современные учителя учат лучше, чем в мое время | 20 | 21 | 21 | 20 | 19 | 19 |
Скорее современные учителя учат хуже, чем в мое время | 48 | 31 | 41 | 51 | 53 | 56 |
Скорее современные учителя учат так же, как в мое время | 21 | 35 | 27 | 18 | 19 | 12 |
Затрудняюсь ответить | 11 | 13 | 10 | 10 | 9 | 13 |
Скажите, знаете ли Вы что-либо или слышите сейчас впервые о ежегодном конкурсе "Учитель года в России"? (закрытый вопрос, один ответ) | |||||
Все опрошенные | Образование начальное или ниже, неполное среднее образование | Среднее образование (школа или ПТУ) | Среднее специальное образование (техникум) | Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов ВУЗа), высшее | |
Мне хорошо известно об этом | 28 | 19 | 26 | 27 | 33 |
Кое-что слышал об этом, но не знаю никаких подробностей | 53 | 40 | 50 | 56 | 55 |
Впервые слышу об этом | 15 | 31 | 19 | 14 | 10 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 9 | 5 | 3 | 1 |
Как Вы считаете, способствует или не способствует проведение конкурса "Учитель года в России" повышению мотивации школьных учителей в стране в целом к профессиональному развитию? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто слышал о конкурсе) | |||||
Все опрошенные | Образование начальное или ниже, неполное среднее образование | Среднее образование (школа или ПТУ) | Среднее специальное образование (техникум) | Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов ВУЗа), высшее | |
Однозначно способствует | 32 | 35 | 32 | 32 | 32 |
Скорее способствует | 50 | 55 | 51 | 48 | 49 |
Скорее не способствует | 11 | 5 | 10 | 13 | 10 |
Однозначно не способствует | 3 | 5 | 2 | 3 | 5 |
Затрудняюсь ответить | 4 | ‹1 | 5 | 4 | 4 |
Обращаем Ваше внимание: при использовании материалов сайта www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна!