Опросы. Как работает наша школа: ожидания и результаты
Родители учеников называют главными задачами школы передачу знаний и воспитание в детях моральных качеств, и считают, что учебные заведения в целом с этим справляются.
МОСКВА, 5 декабря 2014 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, какие функции, по мнению россиян, современная школа должна выполнять в первую очередь, и насколько эффективно она с ними справляется.
Школа должна, прежде всего, давать знания и воспитывать – считают три четверти опрошенных, имеющих детей или внуков школьного возраста (79% и 74%, соответственно). С выполнением образовательной функции, по мнению родителей, современные учебные заведения справляются лучше всего – индекс* составляет 69 пунктов (35% уверенно ставят преподавателям за их работу высокую оценку, а 45% - "средний балл"). А вот работу учителей по развитию в детях моральных качеств оценивают существенно ниже (55 п.).
Родители также отмечают важность эффективной организации взаимодействия учителей и учеников (52%), и в целом положительно отзываются о реализации данной задачи (значение индекса – 65 п.). Учителя должны мотивировать детей на самообучение – убеждены 47%, при этом работу в этом направлении 44% оценивают "средне" - показатель, измеряющий оценку родителями данной функции школы, составляет 47 п.
Чуть менее половины опрошенных (44%) говорят о необходимости предоставить учащимся возможность разнообразить свой досуг (в спортивных секциях, кружках и т.д.). Две трети респондентов(69%) полагают, что в той или иной степени школа с этим справляется (индекс – 50 п.). Еще 44% отмечают обязанность школы по обеспечению детей необходимыми учебниками, материалами и инвентарем. Показатель, отражающий мнение родителей о том, насколько хорошо школа выполняет данную задачу, равен 54 п. (только 17% родителей полагают, что действия в этом направлении не эффективны).
От учебного заведения также ждут оказания дополнительной помощи и поддержки детям из неблагополучных семей (41%), однако, по мнению респондентов, реализована данная задача, пока не слишком удачно – среди всех обязанностей школы выполнение данной функции оценивают ниже всего – индекс 44 п. Наконец, прямую функцию школы – по оценке знаний учеников, считает значимой 41% опрошенных, при этом оценивают уровень ее реализации выше многих других – индекс 67 п.
Индекс* показывает, насколько хорошо школа выполняет каждую из своих функций, по мнению родителей учеников. Показатель рассчитывается на основе вопроса "Оцените, как школа, в которой учатся Ваши дети/внуки, выполняет каждую из этих функций?" как разность между суммой ответов "хорошо выполняет", "средне выполняет" и ответом "плохо выполняет". Индекс может принимать значение от -100 до 100 пунктов. Чем выше значение индекса, тем лучше мнение родителей о том, как школа выполняет соответствующую функцию.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 1-2 ноября 2014 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
На ваш взгляд, какие функции должна выполнять современная школа? (закрытый вопрос, любое число ответов по каждой строке, % от тех, у кого есть дети/внуки школьного возраста) |
| Все опрошенные | Образование начальное или ниже, неполное среднее образование | Среднее образование (школа или ПТУ) | Среднее специальное образование (техникум) | Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов ВУЗа), высшее |
Образовательная – передавать ученикам знания | 79 | 68 | 83 | 77 | 82 |
Воспитательная – воспитывать в учениках моральные качества | 74 | 73 | 72 | 71 | 81 |
Организационная – организовать работу учителей с учениками в эффективной и удобной форме | 52 | 32 | 53 | 50 | 60 |
Мотивационная – побуждать учеников самостоятельно получать новые знания | 47 | 36 | 44 | 50 | 48 |
Административно-хозяйственная - обеспечить учебный процесс учебниками и другими материалами | 44 | 27 | 46 | 47 | 44 |
Досуговая – обеспечить ученикам доступ к спортивным секциям, библиотеке, внеклассным кружкам и другим видам развивающей внеклассной деятельности | 44 | 32 | 48 | 44 | 45 |
Попечительская – помощь и забота о детях, у которых проблемы в семье | 41 | 32 | 43 | 41 | 44 |
Аттестационная – оценить итоговый уровень знаний у учеников | 41 | 27 | 40 | 38 | 50 |
Другое | ‹1 | ‹1 | ‹1 | 1 | 1 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 18 | 4 | 3 | 1 |
Оцените, как школа, в которой учатся Ваши дети/внуки, выполняет каждую из этих функций? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, % от тех, у кого есть дети/внуки школьного возраста) |
| Плохо выполняет | Средне выполняет | Хорошо выполняет | Затрудняюсь ответить | Индекс* |
Образовательная – передавать ученикам знания | 11 | 45 | 35 | 9 | 69 |
Аттестационная – оценить итоговый уровень знаний у учеников | 9 | 44 | 32 | 14 | 67 |
Организационная – организовать работу учителей с учениками в эффективной и удобной форме | 12 | 50 | 27 | 11 | 65 |
Воспитательная – воспитывать в учениках моральные качества | 18 | 44 | 28 | 10 | 55 |
Административно-хозяйственная - обеспечить учебный процесс учебниками и другими материалами | 17 | 42 | 29 | 12 | 54 |
Досуговая – обеспечить ученикам доступ к спортивным секциям, библиотеке, внеклассным кружкам и другим видам развивающей внеклассной деятельности | 19 | 38 | 31 | 12 | 50 |
Мотивационная – побуждать учеников самостоятельно получать новые знания | 19 | 44 | 22 | 14 | 47 |
Попечительская – помощь и забота о детях, у которых проблемы в семье | 18 | 40 | 21 | 21 | 44 |
Обращаем Ваше внимание: при использовании материалов сайта www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна!