Опросы. Россияне о мерах по усовершенствованию системы ЕГЭ: за и против
Нововведения в системе ЕГЭ, принятые для повышения объективности оценки знаний учащихся, в целом получили высокую поддержку среди студентов, преподавателей и родителей выпускников.
МОСКВА, 21 января 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, что россияне думают о системе ЕГЭ в целом и как оценивают ряд нововведений, направленных на усовершенствование процедуры сдачи единого госэкзамена.
Подавляющему большинству россиян (96%) знакомо словосочетание "единый государственный экзамен" (ЕГЭ): в том числе 49% осведомлены о нем подробно и 47% - в общих чертах. Наиболее высокий уровень информированности демонстрирует молодежь: среди 18-24-летних о ЕГЭ хорошо знают 89% (среди людей пенсионного возраста – только 28%) и родители студентов (75%).
При поступлении в ВУЗ ключевую роль играют результаты ЕГЭ, а не прочие факторы – убеждено большинство родителей выпускников (58%) и представителей студенчества (66%). Этой позиции придерживаются также около половины учителей (46%) и преподавателей высших учебных заведений (52%).
Согласно данным общероссийского опроса, 43% наших сограждан считают, что объединение выпускных школьных и вступительных университетских экзаменов в систему ЕГЭ позволило облегчить поступление в высшие учебные заведения. При исследовании целевых аудиторий выяснилось, что среди учителей (60%) и преподавателей ВУЗов (64%) согласных с этим мнением существенно больше, нежели среди самих студентов (45%). В целом, единый госэкзамен сегодня воспринимается как привычный механизм перехода из школы в ВУЗ.
Из нововведений Рособрнадзора, призванных усовершенствовать процедуру ЕГЭ, наибольшую поддержку получили следующие: возможность пройти аттестацию сразу после завершения курса по предмету (среди учителей – 83%, среди преподавателей ВУЗов – 82%, среди родителей учеников – 79%, среди студентов – 78%); возможность круглогодичной пересдачи госэкзаменов (среди родителей выпускников – 83%, среди студентов – 82%, среди преподавателей ВУЗов – 73%, среди учителей – 67%); введение двух уровней сложности ЕГЭ по математике – базового и профильного (среди учителей – 75%, среди преподавателей ВУЗов – 74%, среди студентов и родителей выпускников – по 71%).
Более двух третей россиян (70%) считают, что предложенные меры помогут повысить уровень объективности оценки знаний школьников. ВУЗовские преподаватели выражают подобную уверенность несколько чаще, нежели студенты (71% и 64%, соответственно). Кроме того, нововведения улучшат качество образования – уверены 64%. А половина всех опрошенных в ходе всероссийского исследования (55%) полагает, что благодаря новшествам в системе ЕГЭ высшее образование станет более доступным.
Исследование ВЦИОМ проведено в несколько этапов: 1) Всероссийский опрос 4-9 декабря 2014 года. Опрошено 1600 человек в 46 субъектах страны в 130 населенных пунктах в 9 Федеральных округах. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.; 2) Опрос целевых аудиторий (преподаватели ВУЗов, студенты, учителя, родители выпускников) 4-12 декабря 2014 года. Опрошено 2000 человек в 20 субъектов страны; 3) 10 фокус-групповых дискуссий, 24 экспертных интервью с представителями целевых аудиторий 4-14 декабря 2014 года в Москве, Новосибирске, Калининграде, Краснодаре.
Скажите, известно ли Вам что-либо или Вы слышите сейчас впервые о едином государственном экзамене (ЕГЭ)? (закрытый вопрос, один ответ) |
| Всероссийский опрос |
Все опрошенные | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше |
Мне хорошо об этом известно | 49 | 89 | 56 | 54 | 42 | 28 |
Кое-что слышал, только в общих чертах | 47 | 10 | 42 | 44 | 54 | 60 |
Впервые слышу об этом | 3 | 1 | ‹1 | 1 | 2 | 9 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 |
Как Вы считаете, из-за того, что ЕГЭ одновременно является и выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в ВУЗ, большинству российских выпускников стало легче или сложнее поступать в высшие учебные заведения? (закрытый вопрос, один ответ) |
Всероссийский опрос | Опрос целевых аудиторий |
Все опрошенные | Преподаватели ВУЗов | Студенты ВУЗов | Учителя | Родители выпускников |
Поступать в ВУЗ стало легче | 43 | 64 | 45 | 60 | 41 |
Поступить в ВУЗ стало сложнее | 27 | 17 | 33 | 22 | 41 |
ЕГЭ никак не повлиял на это | 17 | 13 | 13 | 12 | 8 |
Затрудняюсь ответить | 13 | 7 | 9 | 6 | 11 |
Для повышения объективности оценки знаний выпускников формат единого государственного экзамена продолжает совершенствоваться. В 2015 году для ЕГЭ запланирован сразу ряд нововведений. Скажите, какие из них Вы лично поддерживаете, а какие не поддерживаете? Включение в экзамен обязательного устного ответа по гуманитарным предметам (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке) |
| Опрос целевых аудиторий |
| Преподаватели ВУЗов | Студенты ВУЗов | Учителя | Родители выпускников |
Скорее поддерживаю | 73 | 44 | 75 | 58 |
Скорее НЕ поддерживаю | 21 | 50 | 22 | 36 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 5 | 3 | 6 |
Для повышения объективности оценки знаний выпускников формат единого государственного экзамена продолжает совершенствоваться. В 2015 году для ЕГЭ запланирован сразу ряд нововведений. Скажите, какие из них Вы лично поддерживаете, а какие не поддерживаете? Разделение экзамена по математике на два уровня сложности – базовый и профильный (для поступления в ВУЗы на технические специальности) (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке) |
| Опрос целевых аудиторий |
| Преподаватели ВУЗов | Студенты ВУЗов | Учителя | Родители выпускников |
Скорее поддерживаю | 74 | 71 | 75 | 71 |
Скорее НЕ поддерживаю | 19 | 24 | 19 | 24 |
Затрудняюсь ответить | 7 | 5 | 5 | 5 |
Для повышения объективности оценки знаний выпускников формат единого государственного экзамена продолжает совершенствоваться. В 2015 году для ЕГЭ запланирован сразу ряд нововведений. Скажите, какие из них Вы лично поддерживаете, а какие не поддерживаете? Сокращение числа вопросов в тесте, которые содержат готовые варианты ответов (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке) |
| Опрос целевых аудиторий |
| Преподаватели ВУЗов | Студенты ВУЗов | Учителя | Родители выпускников |
Скорее поддерживаю | 63 | 43 | 69 | 56 |
Скорее НЕ поддерживаю | 28 | 51 | 26 | 35 |
Затрудняюсь ответить | 8 | 6 | 5 | 9 |
Для повышения объективности оценки знаний выпускников формат единого государственного экзамена продолжает совершенствоваться. В 2015 году для ЕГЭ запланирован сразу ряд нововведений. Скажите, какие из них Вы лично поддерживаете, а какие не поддерживаете? Возможность сдать ЕГЭ по предмету сразу после окончания курса (например, экзамен по географии в 10 классе) (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке) |
| Опрос целевых аудиторий |
| Преподаватели ВУЗов | Студенты ВУЗов | Учителя | Родители выпускников |
Скорее поддерживаю | 82 | 78 | 83 | 79 |
Скорее НЕ поддерживаю | 12 | 17 | 13 | 16 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 5 | 4 | 5 |
Для повышения объективности оценки знаний выпускников формат единого государственного экзамена продолжает совершенствоваться. В 2015 году для ЕГЭ запланирован сразу ряд нововведений. Скажите, какие из них Вы лично поддерживаете, а какие не поддерживаете? Круглогодичная возможность пересдачи неудовлетворительного результата по любому предмету в независимых центрах проведения ЕГЭ (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке) |
| Опрос целевых аудиторий |
| Преподаватели ВУЗов | Студенты ВУЗов | Учителя | Родители выпускников |
Скорее поддерживаю | 73 | 82 | 67 | 83 |
Скорее НЕ поддерживаю | 20 | 13 | 27 | 13 |
Затрудняюсь ответить | 7 | 5 | 6 | 5 |
Как Вы считаете, внедрение предложенных нововведений будет или не будет способствовать повышению объективности оценки знаний выпускников? (закрытый вопрос, один ответ) |
Всероссийский опрос | Опрос целевых аудиторий |
Все опрошенные | Преподаватели ВУЗов | Студенты ВУЗов | Учителя | Родители выпускников |
Однозначно будет способствовать | 26 | 24 | 19 | 28 | 25 |
Скорее будет способствовать | 44 | 47 | 45 | 47 | 45 |
Скорее НЕ будет способствовать | 11 | 18 | 18 | 18 | 21 |
Однозначно НЕ будет способствовать | 4 | 4 | 5 | 4 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 15 | 7 | 13 | 4 | 7 |
Как Вы считаете, внедрение предложенных нововведений будет или не будет способствовать повышению качества школьного образования? (закрытый вопрос, один ответ) |
Всероссийский опрос | Опрос целевых аудиторий |
Все опрошенные | Преподаватели ВУЗов | Студенты ВУЗов | Учителя | Родители выпускников |
Однозначно будет способствовать | 21 | 16 | 15 | 22 | 21 |
Скорее будет способствовать | 43 | 47 | 38 | 47 | 45 |
Скорее НЕ будет способствовать | 15 | 19 | 29 | 23 | 25 |
Однозначно НЕ будет способствовать | 6 | 9 | 8 | 4 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 15 | 9 | 10 | 4 | 6 |
Как Вы считаете, внедрение предложенных нововведений будет или не будет способствовать повышению доступности высшего образования? (закрытый вопрос, один ответ) |
Всероссийский опрос | Опрос целевых аудиторий |
Все опрошенные | Преподаватели ВУЗов | Студенты ВУЗов | Учителя | Родители выпускников |
Однозначно будет способствовать | 17 | 16 | 15 | 16 | 17 |
Скорее будет способствовать | 38 | 44 | 40 | 43 | 44 |
Скорее НЕ будет способствовать | 16 | 25 | 23 | 25 | 25 |
Однозначно НЕ будет способствовать | 6 | 5 | 7 | 8 | 5 |
Затрудняюсь ответить | 22 | 10 | 15 | 9 | 9 |
Обращаем Ваше внимание: при использовании материалов сайта www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна!