Любовь Кононова: «Помню, как впервые принимала участие в родах…»
На пересечении двух старейших улиц города, Ленина и Нефтяников,возвышается знакомое всем горожанам строение. Для большинства людей этоTerra Incognita: отсюда все мы впервые выходим в мир, ещё не осознаваяважности происходящего. Вернуться обратно, как правило, сложнее. Этодоступно лишь избранным, решившим дать жизнь новым людям. Людям, которыепоявятся на свет в Нижневартовском родильном доме.
Место, где теперь рождаются маленькие вартовчане, отнюдь не первое вистории Нижневартовска. И даже не второе. История родильного доманачиналась в старой части города. Настойчивые крики первых вартовчаноглашали большую избу, окружённую глубокими сугробами и высокимкедрачом, в самом начале семидесятых годов. Этот более чем скромныйроддом состоял всего из восьми родильных коек. Больше для нуждноворожденного северного города не требовалось. Нескольких палат хваталои на жителей отдалённых поселений Нижневартовского района, которыхдоставляли в роддом вертолётом.
Но уже в 1972 году растущему Нижневартовску в первом роддоме сталотесно. Так что вскоре немногочисленный штат акушерок и врачей перебралсяв деревянный дом на берегу Оби. То, как выглядело здание, которого уженет на городской карте, помнят немногие. Врач акушер-гинеколог отделенияпатологии беременных Любовь Кононова - одна из них:
- Это был двухэтажный дом, недалеко от магазина «Кедр». Второй этажделился на две части: гинекологическое отделение и собственно роддом. Напервом работали хирурги. Две палаты для новорожденных, две или три длярожениц - вот и всё, что у нас было. В каждой палате по четыре человека.Тесновато, конечно. Поскольку я приехала в Нижневартовск работать послеТюменского клинического родильного дома, поначалу мне было не по себе отувиденного. Мы вели одновременно и роды в качестве акушерок, игинекологических пациенток. Кроме того, в родильном зале тогда не былопедиатров. Так что здоровье малышей тоже оказывалось целиком в нашихруках. Многие премудрости приходилось осваивать в процессе работы.
Просто ли это было? Акушеры и врачи, как и остальное населениеНижневартовска, были очень молодыми. Всё учреждение держалось на опытенескольких маститых коллег. Среди них Любовь Алексеевна с особеннойтеплотой вспоминает Нелли Михайловну и Валерия Николаевича Бурановых.Эти врачи-гинекологи не только щедро делились профессиональнымисекретами, но и поддерживали своих коллег в непростые минуты. О, сколькоих было на памяти нижневартовской акушерки!
- Помню, как впервые принимала участие в родах. Это была женщина ввозрасте, которая ждала первого ребёнка. К тому же плод лежалнеправильно. Ну и натерпелись мы страха. После многочасовых мучений мы«родили» девочку с огромными синими глазами. Она так смотрела на нас,как будто радовалась вместе с нами, что, наконец, появилась на свет.Стоит только один раз взять в руки такой комочек, чтобы навсегдазапомнить это поразительное чувство и окончательно влюбиться в своюпрофессию, - с ностальгией вспоминает Любовь Кононова.
В середине семидесятых работать в родильном доме стало гораздо труднее.Нижневартовские женщины, чей средний возраст составлял 26 лет, охотнозаводили детей. Их рождалось так много, что работа всё больше напоминаланескончаемый младенческий конвейер, кричащий на все лады. Старожилыроддома с сожалением признают, что тогда хотя и меньше говорилось опланировании семьи, детей всё-таки ждали с большей радостью. Так, до1979 года городские врачи вообще не знали, что такое отказные дети.
В 1975 году родильный дом расположился в роскошном по тем временамтрёхэтажном здании. Оно стало первым, специально разработаннымсоветскими архитекторами для родильного дома. В нём было уже 60 коек, попять-шесть в каждой палате, которые никогда не пустовали. А на одном изэтажей находились кабинеты женской консультации.
В то же самое время стала развиваться педиатрическая служба. Её созданиюспособствовали и трагические обстоятельства, о которых до сих пор сболью вспоминают местные жители. В 1977 году родильный дом оказался вплену страшной инфекции. Побороть её оказалось делом невозможным. Всёчаще раздавались в роддоме совсем не те крики, каких ждут от места, гдерождаются дети. Десятки новорожденных в тот год так и не уехали с мамамии папами домой.
В этой ситуации было принято единственно правильное решение - срочнопокинуть родильный дом. Было уничтожено всё, что могло нести в себеновый риск заражения: мебель, бельё. Медицинский коллектив с роженицамии малышами временно разместился в детском саду шестого микрорайона.
Там врачи ютились до 1978 года, пока в центре Нижневартовска на улицеЛенина не выросло четырёхэтажное здание. С этого момента в роддоменачался аншлаг. Каждые сутки население города увеличивалось в среднем натридцать человек. Такими темпами рождаемости могли похвастать толькогорода Средней Азии. Вся нагрузка, связанная с появлением новых жителей,нередко ложилась на плечи одного дежурного врача. Работа выматывала,испытывала на прочность. Но кто в те годы жил иначе?
Любовь Кононова рассказывает:
- Так уж складывалось, что, охраняя семейное счастье других людей,многие мои коллеги теряли своё собственное. Среди акушеров частослучались разводы. Ненормированный рабочий день, постоянные ночныедежурства - не все врачи выдерживали, лишь те, кто был действительносоздан для профессии. Чтобы работать в родильном отделении, нужно бытьвыносливым физически, устойчивым психологически. Стресс мог подстерегатьповсюду. Сейчас могло быть всё нормально, а через час уже необходимобыло срочно разворачивать операционную. Даже сегодня, вспоминая ночныедежурства в 1979 году, кажется, что это был настоящий ад.
Теперь врач может говорить об этом спокойно. Много лет прошло. Условиятруда очень изменились:
- Я считаю, что одно из самых больших достижений в организации трудароддома - это создание бригад из врачей с разным опытом подготовки: отврача высшей категории до новичков в профессии. Таким образом, мы и опытпередаём, и роженицы с новорожденными всегда находятся под надёжнымприсмотром квалифицированного медперсонала.
Другим достижением современной родовспомогательной медицины можносчитать признание важности естественных родов. Сейчас трудно поверить вслова бывшей заведующей родильным отделением о соцобязательстве повыситьпроцент кесаревых сечений. Это было частью государственного плана борьбыс высокой младенческой смертностью и травматизмом. На местах врачипонимали, что такое требование абсурдно, но борьба против ошибок далёкихот практики чиновников нередко оказывалась безрезультатной.
Многие женщины, чей визит в родильный дом пришёлся на семидесятые, поройс обидой вспоминают о том, как долго не приносили на первое кормлениедетей. Этому тоже было объяснение. Женщин в послеродовом зале и палатаходновременно лежало много. Приходилось делать выбор между первойвстречей ребёнка с мамой и риском для его совсем слабого здоровья впервые часы и дни.
Следующим переломным этапом для нижневартовских врачей-акушеров сталпереезд в пятиэтажный роддом, действующийи сегодня. Внешний его обликизменился с 1988 года, когда он был только построен, до неузнаваемости.Но ещё важнее было признание родильного дома Всемирной организациейздравоохранения ЮНЕСКО как «Больницы доброжелательной к ребёнку». Этопроизошло в 2000 году. Событию предшествовало создание уникальнойсистемы, аналога которой не нашлось во всей России: объединились детскиемедицинские учреждения и учреждения акушерско-гинекологической помощи.Новую службу, названную «Мать и дитя», возглавлял известный своимипередовыми взглядами Борис Ефимович Шварцбурд. Это он убедил коллег, чтопедиатрию нельзя отделять от акушерства и гинекологии. Спустя двадцатьлет его идеи победно шествуют по всей России.
Сегодня рождению каждого нижневартовского малыша предшествуетвсесторонне обследование: его и матери. И в самых критических ситуацияхврачи заранее готовятся к появлению такого младенца. Шанс на жизньполучает каждый. За новорожденного весом в 500 граммов борьба будет неменее упорной, чем за четырёхкилограммового богатыря. Для врачасовременного перинатального центра, так теперь называется учреждение,где оказываются родовспомогательные услуги, каждый комочек с ручками иножками - человек, гражданин. Ведь здесь, как нигде, понимают, никому недано знать заранее, кем станет один из четырёх тысяч ежегоднопоявляющихся в Нижневартовске детей в будущем: известным футболистом,модным композитором или просто порядочным, отзывчивым акушером, которыйперехватит, может быть, самую важную в жизни людей эстафету.
С 2012 года в родильных домах всех регионов страны будут выхаживатьмладенцев с экстремально низким весом - от 500 граммов. Это - очереднойэтап госпрограммы по увеличению рождаемости, снижению младенческойсмертности, улучшению здоровья детей. Регистрировать новорожденныхтеперь будут по международным критериям ВОЗ.