Рейтинг@Mail.ru
Авторизация
Логин:
Пароль: забыли пароль?




Мародеры против классики

Тимофей Кулябин, режиссер скандальной постановки вагнеровского "Тангейзера" в  Новосибирском государственном академическом театре оперы и  балета, ответит в  суде за оскорбление чувств верующих. Либеральная общественность пытается представить дело как чисто политическое, обвиняя РПЦ и  власти в  "сговоре против талантливого художника". Но так ли это?

… Под фальшивое сипение труб ехали медведи на велосипеде, сменяли друг друга коровы на роликах и  самодвижущиеся пылесосы, вышагивали кубические верблюды и  сферические крокодилы. Я сидел в  недоумении на величественной римской арене Вероны и  в  бессильной жалости проклинал самого себя и  "современное искусство". В  год двухсотлетия Джузеппе Верди хотелось услышать "Аиду" в  таком месте, чтобы роскошь постановки суммировалась с  роскошью древнего театра. А  попал я на безжизненную пошлую пародию.

Чуть раньше, в  Москве, решив послушать "Князя Игоря", я обнаружил, что хор "Князю нашему слава" исполняется с  неизвестно откуда взявшимися омоновскими дубинками. Великая русская опера превратилась в  плоскую фигу в  кармане.

Опера  — дорогое и  сложное искусство, требующее и  исполнительского мастерства, и  огромных затрат на декорации, костюмы, продуманную постановку. Однако в  последнее десятилетие точно кто-то издал указ (невольно поверишь в  существование "мирового правительства"): классическую оперу не ставить, осовременивать любой ценой, вносить непременный элемент вульгарности, гнусности, порнографии, примитивной политической агитации, богохульства. Или хотя бы просто вызывать у  слушателей отвращение.

"Современная интерпретация"  — это почти всегда убийство оперы, так же как убийством балета будет танцевать под музыку Чайковского дабстеп. И  в том и  в  другом случае происходит не обновление, а  расщепление художественной формы, растопка дровишек для шашлыка старинными манускриптами…

Мне представляется, что скандал вокруг новосибирской постановки "Тангейзера"  — это конфликт не между верующими и  художником, а  между расщепляющими искусство мародерами и  теми, кто не хотел бы, чтобы новомодные "инсталляции" создавались из разбитых окон в  их доме.

Новосибирский скандал, сопровождающийся протестами и  митингами, в  заголовках СМИ обычно представляется так: "РПЦ против Вагнера", "Православные требуют запретить оперу "Тангейзер". Рихард Вагнер  — величайший оперный композитор XIX  века (тут раздается неистовый свист и  топот поклонников Джузеппе Верди)  — и  без того фигура "неблагонадежная". "Любимый композитор Гитлера". До сих пор не исполняется в  Израиле. Почему бы, полагает слабо знакомый с  классикой обыватель, не оказаться Вагнеру еще и  подозрительным по христианской линии?

Но истина состоит в  том, что никаких претензий к  опере "Тангейзер" ни у  РПЦ, ни у  отдельных православных активистов нет. Мало того, я с  большим трудом могу себе представить хотя бы одного христианина, который с  неприязнью отнесется к  этому замечательному христианскому произведению о  любви, искуплении и  прощении грехов.

Рискну отнять время читателя, напомнив сюжет. Меннезингер Тангейзер проводит время в  чувственных удовольствиях в  гроте Венеры (каковая, напомню, с  точки зрения средневековых христиан, очень даже существовала, но считалась ужасным демоном). Однако певцу все наскучило, и  он решает уйти обратно в  царство смертных, Венера пытается ему воспрепятствовать, но тот отгоняет ее именем Девы Марии. Вернувшись к  людям Тангейзер приходит в  Варбург, где живет пламенно его любящая принцесса Елизавета, и  принимает участие в  поэтическом состязании. Знаменитый Вольфрам фон Эшенбах и  другие прославляют возвышенную духовную любовь, но Тангейзер противопоставляет им гимн плотской любви и  признается, что бывал в  гроте Венеры. Богохульника и  демонопоклонника едва не убивают, но его спасает Елизавета, чья любовь оскорблена, сердце разбито, но она готова принести себя в  жертву ради спасения души Тангейзера. Тот отправляется в  Рим, где папа говорит ему, что за такой грех не может быть прощения, как не может расцвести посох в  его руках. Разочарованный грешник возвращается и  снова пытается вернуться в  Венерин грот, ибо спасения для него уже нет. Но тут появляется похоронная процессия Елизаветы, умершей в  ожидании Тангейзера с  молитвой к  Богу на устах простить нечестивца. Увидев жертву Елизаветы, Тангейзер испытывает истинное раскаяние, отвергает Венеру, он прощен и  умирает примиренный. Пилигримы приносят из Рима весть, что посох расцвел в  руках папы…

Рожденный в  протестантской семье, Рихард Вагнер, хотя и  порвав со всеми церквями, неизменно оставался человеком христианского сознания. В  центре его мировоззрения  — Иисус Христос. Ключевой мотив многих его опер  — победа христианской веры и  чуда над мрачной магией  — этот мотив пронесен им от "Тангейзера" до "Парсифаля". Главная идея "Тангейзера"  — жертвенная любовь Елизаветы, которая спасает главного героя от помраченной чувственности. Ангельский подвиг девы побеждает и  людской гнев на богохульника, и  чары Венеры.

Хотите вы, борцы за веру, 
забыть святой любви закон? 
Вы грешный дух сгубить хотите,  — 
но вам самим что сделал он?

Вот я пред вами: цвет мой юный 
одним ударом он сломил… 
Он, мной любимый так глубоко,  — 
ликуя, сердце мне разбил!

Но за него я слезы лью в  молитве, 
чтоб он, раскаясь, к  небу путь искал! 
Пусть грешник падший снова твердо верит, 
что сам Христос и  за него страдал!

Понятно, что оригинальным сюжетом "Тангейзера" возможно оскорбить религиозные чувства разве что сатаниста. Воодушевляющий хор пилигримов, входящих в  начале III акта с  огромным крестом,  — это, пожалуй, одно из сильнейших произведений христианской культуры XIX  века.

Тем не менее одна из самых отвратительных игр постмодерна состоит в  том, чтобы не оставить необгаженным ни одного светлого образа, ни одного возвышенного классического сюжета. Представьте себе "Библиотеку всемирной литературы в  порнороликах". Не должно остаться в  классике ничего, ведущего к  нормальным человеческим чувствам  — между мужчиной и  женщиной, гражданином и  Родиной, человеком и  Богом.

Именно такая "современная интерпретация" и  дается Вагнеру Тимофеем Кулябиным. Тангейзер превращается в  модного кинорежиссера, представляющего публике фильм вроде "Последнего искушения Христа" и  за это отвергнутый и  изгнанный (хотя понятно, что в  нынешнем мире только за такое и  дают премии). А  спасение Тангейзера превращается в  посмертное признание очередного фильма. Никакой любящей девы Елизаветы нет и  в  помине, остается только строгая одесская мама.

Извращение сюжета Вагнера и  конкретные особенности постановки, как видим, действительно богохульны. Оскорбляют и  эстетическое чувство, и  чувства верующих, и,  пожалуй, все, кроме чувства креативности  — в  умении кинуть бяку постановщику и  в  самом деле не откажешь. Превратив христианскую оперу в  "клубничку", он одновременно попал и  в  Христа, и  в  верующих, и  в  Вагнера. Причем в  последнем случае жертва была выбрана безошибочно, в  расчете на невежество обывателя. Единственное, что осядет у  него в  голове после скандала: "Опера Вагнера "Тангейзер" осуждена Церковью". Что в  любом случае нелестно говорит  — либо о  Церкви, либо о  самом композиторе.

Подобной креативной попытке столкнуть лбами Веру и  Культуру нам нужно противостоять прежде всего. 90 % классической мировой культуры сформировано людьми с  нормальным христианским или, на худой конец, предхристианским взглядом на мир. Даже фривольные новеллы Боккаччо, и  те сегодняшнего читателя способны удивить, скорее, не сексуальными вольностями, а  здоровым нравственным ядром. Никакого принципиального конфликта между Церковью и  Классикой нет и  быть не может. Если мы где-то о  нем слышим, значит, речь идет о  конфликте не с  классикой, а  с  очередной извращенной интерпретацией.

И не ждите от меня какого-то примирительного резюме вроде: "В любом случае с  художником нельзя судиться, время расставит все по местам, надо шире смотреть на вещи, Бог ему судья". Такого резюме не будет. В  каждом крупном российском городе есть оперные театры (тут, кстати, уместно вспомнить героическую Донецкую оперу, продолжающую давать представления под артобстрелами). Опера и  балет стоят больших денег. И  цена, которую принимает государство, платится именно за поддержание классического оперного и  балетного искусства. За то, чтобы балерина могла танцевать па-де-де, а  бесконечная война в  операх Верди хорошего тенора с  коварным баритоном развивалась в  полагающихся им дорогих декорациях. Без коров на роликах.

Можно тысячу раз называть классическую оперу несовременной и  немодной. Пусть так,  — считайте наши театры оперы и  балета музеями старинных, но от того лишь более прекрасных культурных форм. Местами, где можно увидеть настоящее представление в  старом добром духе. А  для всего остального есть ютуб.

В бешенстве вы посмотрите на того, кто придет в  Эрмитаж и,  загрунтовав "Данаю" Рембрандта (пусть не самый благочестивый сюжет), нарисует на ее месте распятого Рональда Макдоналда. Точно такой же гнев должны вызывать и  попытки искажающей, обессмысливающей и  опоганивающей интерпретации классических опер. Причем не только у  верующих, а  у  всех ценителей искусства и  в  конечном счете у  бюджетных органов, которым предлагают платить за дворец, на деле превращая его в  мусорную свалку.

От праведного гнева Тимофея Кулябина сможет спасти только жертва чистой девы. Ксению Собчак не предлагать.

Культура"

Егор Холмогоров

Людмила Пономарева, по материалам Саратовская епархия
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий
Коммментариев: (2)
Начать надо с А.С. Пушкина!
11:19 09.03.15
Богу богово -кесарю кесарево. Значит придется ставить на афишах +18 и верующим вход запрещен., А вообще то скатываемся во времена инквизиции средневековой.
12:22 09.03.15

Добавить комментарий

 

10.09.24 в 10:44
1554
Репетиторы по химии в Красногорске

Подробнее, о заливка полов цена в Москве

Все о бизнесе и визах в Великобританию на UKBusiness.ru

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц