Поспать в кабачке счастливой Эльзы
— Я все понял, пан Зюзя. В Вашей пиесе недостает грузчиков!
— Это почему, пан Гималайский, в моей пьесе нужны грузчики?
— Только они смогут донести Вашу мысль до зрителя.
Во Владимирской области прошло уже два скандальных спектакля, поставленных к юбилею Победы. Один из них — "Молодая гвардия" областного театра драмы, другой — Кабачок счастливой Эльзы" Александровского муниципального театра драмы. По-настоящему скандальной была, конечно, "Молодая гвардия", которая настолько откровенно провела исторические параллели, что вызвала обвинения в разжигании межнациональной розни. Об этом писали даже федеральные СМИ.
У нас и город поменьше, и театр попроще, и бюджет его маленький. Поэтому даже до скандала не поднялись, но некий резонанс в театральной среде.
Обрадованная возможностью наконец-то увидеть хоть что-то нашего театра, кроме новогодних утренников, начитавшись обсуждений в Интернете, я оправилась на ближайший спектакль, 20 апреля. Было очень приятно, что он давался не в тесном зале театра, а в ДК "Юбилейный".
Главный режиссер театра Алексей Чернобай, чтобы никто не подумал чего-то другого, вышел и сказал, что спектакль необыкновенный, написала его гениальный драматург. И завязка состоит в том, что в польский кабачок через 20 лет после войны приходит бывший немецкий офицер. И дальше — что из этого получилось.
Недобитый фашист и евреи 20 лет спустяНу, думаю, интересно — недобитый фриц в польском городе, сейчас будет боевик и триллер. Ему будут наливать кофе со стрихнином, давать котлетку с пургеном, и, напившись до нужного состояния, набьют морду. И все под какую-нибудь игру музыкантов, а помирать он будет под зажигательную польку.
Мои ожидания оправдались только в части музыкантов и танцовщиц. Они играли и пели вполне на уровне любой забегаловки в любой стране мира. Правда, вот пианист… Каково было мое потрясение, когда оказалось, что он играл пару своих элементарных этюдов под фонограмму! Вот жаль, что настоящих музыкантов запихали куда-то в угол. Они были единственные за эти два часа, на кого можно было потратить время.
Конферансье по ходу спектакля оказался оперным певцом из Мариинки. Фронтовая бригада попала в плен, концлагерь, где ему просто чудом удалось убедить истинных арийцев, что он не еврей, а итальянец. Его пытали, сломали пальцы на руках. Все это было так трагично произнесено, что я подумала было, что он музыкант, и тогда, конечно, это было бы непоправимо. Но потом выяснилось, что он — певец, учился в Италии и голосовые связки остались целы!
Но как оказалось, все не так просто. Несмотря на то, что война кончилась 20 лет назад, он до сих пор боится того, что он — еврей. Или что он и его подруга, тоже солистка Мариинки, не вернулись в СССР? А не вернулись они, по официальной версии, потому, что всех бывших пленных арестовывали и ссылали. В этом шкафу оказался еще один скелет. У конферансье в СССР была жена. А тут — другая подруга. А к той жене возвращаться не хотелось, поэтому никуда не поехали.
Бывший солист Мариинки за 20 лет стал шутом в кабачке, в который никто не ходит. Кстати, да, в кабачке реально не было посетителей, кроме недобитого фрица и его малолетней подружки. По тому, как он интересовался хозяйкой этого кабачка, сразу стало понятно, что там своя история. Ну, думаю, наверное, это поклонник, искал ее много лет, что делать, даже бывшим ССовцам не чуждо что-то человеческое. А все было вообще не так. ССовцы расстреляли еврейскую семью, и только одна девочка осталась цела, поскольку она тоже прикинулась не еврейкой, а полькой.
Фашисты посмеялись и сказали: теперь это кафе — твое, и ушли. Девочка закопала своих родных в подвале и повесила на дверь табличку "Кабачок счастливой Эльзы", как и рекомендовали ей фашисты. А трое фашистов приходили к ней регулярно и насиловали ее в ее же доме. Ее жених, который, кстати, тут же в кафе метрдотелем работает, все это видел.
Потом у Эльзы родился сын. Она никогда не говорила ему, что она — его мать, а говорила, что тетка. А где его мать — так она умерла, отвечала ему его мать. Сын, надо сказать, получился раздолбаем. Он играет в карты, ворует из кассы деньги, а из шкатулки "тети" — драгоценности. То, что это — сын фашиста, понятно в первых сценах, где он избивает своего приятеля по карточной игре. В принципе, что ожидать от человека, который вырос не в любви, а в ненависти. Лучше бы его мать сделала аборт.
Песни, танцы и неразделенная любовьКогда все это становится понятным, что происходит в первые 15 минут спектакля, то думаешь — а что же они будут дальше показывать, оставшиеся полтора часа. Все понятно и так, остается только дождаться, пока они встретятся, все выяснится и чем-то закончится. Ждать пришлось долго. Единственно скрашивали это ожидание песни Вероники Романовой. Лучше бы вместо всего спектакля послушать ее авторскую программу в сопровождении музыкантов, которые сидели в углу.
Танцы — так себе, под водочку в ресторане сойдет. Но мы-то, зрители, были трезвые!
А еще там была Барбара. Она любила этого сына фашиста. А он ее, само собой, не любил. Она развлекала весь персонал кабачка звонками в бордели, в которых искала своего любимого. А его там все равно не было, поскольку он все деньги в карты проиграл, и проституткам было нечем платить.
Вы еще не утомились, уважаемые друзья? Честное слово, "Физрук" был, и правда, лучше. Час спектакля, антракт, а действие еще не началось, а только ходят все по сцене и типа шутят.
Как вы относитесь к ремейкам?В перерыве я думала о том, что в детстве любила смотреть "Кабачок 13 стульев" в постановке Театра эстрады. Очень похожее название. А потом поняла. Автор пьесы — Татьяна Титова, актриса Театра эстрады. Роль уборщицы, бывшей солистки Мариинки, играет Валентина Шарыкина, которая в том кабачке играла официантку пани Зосю, тоже из Театра эстрады. Такой своеобразный ремейк на старую тему.
Придя домой, посмотрела в Интернете несколько выпусков "Кабачка 13 стульев". Не передать, насколько это небо и земля от того, что я видела на сцене нашего театра… Ну неужели, если нет худсовета, внутренний цензор не работает вообще никак? Нет в тебе чувства юмора, ну, обратись к авторам КВН. А лучше просто не берись за перо. А еще автор играла роль хозяйки кабачка. Но Эльза получилась ходячим истуканом. Правда… она там где-то говорила, что умерла. Может, у нее роль зомби? Ну, тогда нормально получилось
Финал. Ничего не произошло
Если говорить о драматургии, то по ее законам в пьесе должно произойти изменение героя. Изменение претерпел только пианист. Он, наконец, поборол военные страхи своего детства и сделал предложение одной из танцовщиц. И для этого потребовалась только одна фраза метрдотеля: ты был маленький, ты испугался. Ну просто священник, отпускающий грехи. Больше грехи он никому не отпустил, и остались все со своими тараканами в голове. Фриц, увидев своего сына-балбеса, сразу понял, что тот ему стакан воды в старости не принесет, и отправился искать других своих отпрысков. Сын его, в очередной раз выгребя все из кассы, сказал, что все, уходит навсегда. На что Эльза глубокомысленно изрекла свежую мысль: от себя не уйдешь.
Вот, собственно, и все, дорогие читатели. Если вам негде поспать вечерком, приходите на спектакль. Только не храпите на весь зал.
Кстати, вопрос к автору и режиссеру. А 70 лет Победы тут при чем? Открыть зрителям глаза, что война корежит судьбы людей? Что НКВД народ из плена в ГУЛАГ отправлял? Может, о том, что человек никогда не прощает себе и не забывает своих трусости и предательства? И что вина всю жизнь гложет его? О чем этот спектакль? Может, правда, грузчиков добавить?
Маргарита Ёлкина,
фото Эдуарда Егорова.
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ