Эксперты ОНФ призывают Минтруд создать независимую медико-социальную экспертизу
Министерство труда РФ подготовило новый проект приказа, уточняющий классификации и критерии установления инвалидности, на которые президенту России и лидеру Народного фронта Владимиру Путину неоднократно жаловались граждане, лишившиеся льготных лекарств. Эксперты ОНФ считают, что Минтруд должен не просто скорректировать положения своего приказа, но и пересмотреть принятые с начала года на его основе решения экспертов медико-социальной экспертизы (МСЭ). По словам эксперта Народного фронта по делам инвалидов, сопредседателя регионального штаба ОНФ в Московской области Александра Лысенко, необходимо создать независимую медико-социальную экспертизу, куда любой гражданин мог бы обратиться в поисках справедливого решения.
Напомним, что с 1 января 2015 г. приказом Минтруда России от 29 сентября 2014 г. №664н в России введены новые классификации и критерии медико-социальной экспертизы граждан, которые принципиально отличаются от тех, что использовались ранее. Суть изменений в том, что группы инвалидности теперь устанавливаются на основе оценки выраженности стойких нарушений функций организма. Степени ограничения жизнедеятельности, такие как способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, контролю своего поведения, обучению и трудовой деятельности, перестали быть ключевыми критериями при установлении группы инвалидности. По мнению Минтруда и подведомственного ему Федерального бюро МСЭ, новые критерии позволили конкретизировать количественные оценки установления инвалидности и минимизировать субъективизм со стороны врачей-экспертов.
Несмотря на то, что новые классификации и критерии апробировались в ходе пилотных проектов в 2012 г. в рамках государственной программы "Доступная среда" в Удмуртии, Хакассии и Тюменской области, избежать ошибок не удалось.
В ОНФ и в Фонд "Здоровье", возглавляемый членом Центрального штаба Фронта Эдуардом Гавриловым, поступали многочисленные обращения от граждан с хроническими заболеваниями, потерявшими право на получение льготных лекарств из-за снятия с них группы инвалидности. Причиной снятия инвалидности явилось улучшение их состояния в результате проводимого лечения. Потеря права на бесплатное лекарственное обеспечение зачастую приводило к резкому ухудшению состояния и необходимости вновь обращаться в учреждения МСЭ для установления инвалидности.
Так, в региональное отделение Республики Карелия обратился пенсионер из Петрозаводска с диагнозом опухоли головного мозга, постоянно получавший препарат октреотид стоимостью около 50 тыс. руб. в месяц. В феврале 2015 г. инвалидность с него была снята. Покупать препарат за счет собственных средств пенсионер не cмог, его состояние без необходимого лечения значительно ухудшилось и пришлось вновь обратиться в учреждение МСЭ за получением статуса инвалида.
В другом случае в ходе "прямой линии" с президентом Владимиром Путиным в апреле этого года к нему обратилась жительница Республики Башкортостан, тринадцатилетняя дочь которой страдает инсулинозависимым сахарным диабетом. На всех трех уровнях МСЭ – местном, региональном и федеральном – ребенку было отказано в повторном установлении инвалидности на основании новых классификаций и критериев. Наличие на протяжении нескольких предыдущих лет явных ограничений жизнедеятельности, резких и подчас опасных колебаний уровня сахара в крови не явились поводом для подтверждения инвалидности в соответствии с новыми классификациями и критериями МСЭ. До настоящего времени вопрос не решен.
Минтруд России с начала 2015 г. проводит мониторинг применения новых классификаций и критериев МСЭ, который, по словам заместителя министра Григория Лекарева, "выявил отдельные проблемы, связанные с правоприменением новых классификаций и критериев. Некоторые из них связаны с установлением инвалидности детям". По словам Григория Лекарева ведомством подготовлен проект приказа, в котором конретизированы критерии установления категории "ребенок-инвалид" при некоторых заболеваниях, конкретизированы количественные оценки степени выраженности нарушений функций организма, более подробно изложены нарушения функций у детей при некоторых заболеваниях. В частности, в приказе детализирована оценка степени выраженности нарушений при таких заболеваниях, как инсулинозависимый сахарных диабет и бронхиальная астма, протекающие в детском возрасте, расщелина губы и неба, фенилкетонурия. Более подробно изложены нарушения, обусловленные муковисцидозом, врожденными пороками развития, хронической почечной недостаточностью.
Александр Лысенко считает, что Минтруд должен не просто внести уточнения в классификации и критерии МСЭ, но скорректировать экспертные решения, вынесенные до вступления в силу нового приказа. Такие, как, например, в упомянутом выше случае в Республике Башкортостан. "Основанные на определении функциональных нарушений критерии степени тяжести инвалидности, бесспорно, повышают объективность экспертных решений. Но сегодня пока еще не разработаны единообразные методические подходы к установлению этих нарушений, исключающие субъективные отклонения в их количественной оценке. Поэтому даже с использованием этих, более точных, критериев при желании можно сфабриковать то решение, которое желает эксперт, а не то, которое объективно соответствует степени тяжести инвалидности. Чтобы справедливо разрешать споры и разногласия в этой области, необходимо создание независимой медико-социальной экспертизы, куда любой гражданин мог бы обратиться в поисках справедливого решения. А это требует новых законодательных норм", – считает Лысенко.
По его мнению, полное исключение качественных показателей из числа критериев установления инвалидности вряд ли оправдано. Это означает возврат к медицинской модели инвалидности, основанной на представлениях об инвалиде как о больном человеке, у которого имеются стойкие анатомические и структурные нарушения организма. Снижение значимости показателей, характеризующих ограничения жизнедеятельности, может отразиться на качестве индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида). А ведь, собственно, выработка основных направлений реабилитации и является главной задачей МСЭ.
"Дети с перечисленными заболеваниями, которым ранее после 1 января этого года инвалидность не была установлена, вправе в соответствии с действующим законодательством обратиться повторно в учреждения МСЭ для установления инвалидности в настоящее время", – подчеркивает Александр Лысенко.
По инициативе ОНФ решение проблем МСЭ запланировано в государственной программе "Доступная среда на 2011–2020 гг.". О необходимости создания условий доступности учреждений МСЭ для людей с инвалидностью было принято решение на расширенном заседании пяти рабочих групп ОНФ 25 февраля 2015 г. Общероссийский народный фронт будет осуществлять мониторинг деятельности учреждений МСЭ в рамках государственной программы "Доступная среда", результаты которого будут представлены Владимиру Путину.